Искусство. 8 класс. 4 урок. Тема "Цвет - элемент композиционного творчества"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

Радостева Наталья Алексеевна

Урок разработан по программе Б.М.Неменского. В ходе урока обучающиеся будут составлять цветовой круг, знакомиться с характеристикой цветов и упражняться над созданием цветовой композиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-4_tsvet_-_element_kompozitsionnogo_tvorchestva.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство 8 класс

4 урок

Тема: Цвет – элемент композиционного творчества

Цели:

  • обобщить знания учащихся о приемах цветоведения, цветовом круге, основных, составных и дополнительных цветах;
  • учить находить гармоничные цветовые сочетания;
  • работать над созданием цветовой композиции;
  • воспитывать художественный вкус.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка темы

(у учащихся на партах находятся квадраты 12 цветов)

Задание: а) разделите их на группы

                 б) постройте цветовой круг

  • Какие группы цветов у вас получились? (теплые и холодные цвета; оттенки синего, красного, желтого, зеленого и т.д.)
  • Какие из представленных цветов ваши любимые? Аргументируйте свой ответ.
  • Определите тему урока.

Тема: Цвет — элемент композиционного творчества

2. Работа по теме урока

а) Значение цветов (работа по группам)

Красный

Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность.

У китайцев красный цвет — символ удачи, счастья, благородства, а у индейцев олицетворяет жизнь и действие.

Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

Психология: наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.

Оранжевый

Стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует  праздник, благородство.

 Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

 Психология: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

 Желтый

Теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Желтый - долго сохраняется в памяти. Но в сочетании с другими цветами он может вызывать противоположные эмоции. Например, зеленовато-желтые  оттенки олицетворяют зависть, фальшь и действуют отталкивающе.

 В Бразилии этот цвет - символ отчаяния, а в сочетании с фиолетовым - символ болезни; у мусульман Сирии — символ смерти. В Китае, наоборот, желтый цвет очень популярен, так как он является символом империи и великолепия. Для русского человека желтый цвет — это знак разлуки и измены.

Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли.

 Зеленый

Насыщенный, спокойный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение.

 Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии — мир и надежду.

Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

 Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.

 Голубой

Легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет для китайцев - один из траурных цветов; в Индии - символ правдивости; в Бразилии — символ печали.

 Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения.

 Синий

Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос.

Успокаивающий цвет. Он способствует физическому  расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Психология: развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция).

 Фиолетовый

Холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистистизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

 Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям.

 Психология: помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

 Белый

Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый — цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.

Это цвет радости и праздника.

Выражение «белая ворона» известно всем, а вот что такое «белый слон»? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют «белым слоном».

 Черный

 Черный — символ ночи, смерти, раскаяния, тишины и пустоты. Поскольку черный поглащает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.

Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах прозошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вреда. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу.

б) Группировка цветов

Основные цвета: желтый, красный, синий

Дополнительные цвета: противоположные в цветовом круге

Ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета

Хроматические цвета — все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т. п.

3. Практичекая работа

а) теоретический материал

Очень велика эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции. Например, необязательно раскрашивать всю плоскость обложки книги или стену. Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть черно-белым (монохромным), а воспринималось как цветное. Более того, образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости может создаваться не только цветовыми линиями, но и другими цветовыми формами (кругами, прямоугольниками и т.д.). Чем сложнее цветовая гамма, тем более глубокие образные ассоциации она рождает.

б) Создайте композицию из 2 — 3 прямоугольников, 3 — 4 прямоугольников и небольшого цветного кружка, который должен стать доминантой в композиции. Постарайтесь добиться эмоционально-цветового преображения плоскости (ее зрительного «расширения», «замкнутости» и т.д.).

в) используя опыт предыдущих работ, на черном или белом фоне создайте композицию из цветных линий, прямоугольников и кругов. Выполните композицию в теплой или холодной гамме. Пр  помощи ритмического построения цветовых пятен постарайтесь решить в композиции различные эмоционально-образные задачи (образ радости, строгости, печали и т.д.)

г) анализ выполненных работ: соответствие поставленной задачи, цветовое решение, творческий подход

4. Домашнее задание

Подумать, что такое абстракция, абстрактное искусство. По возможности, привести пример.

5. Итог урока

Какое значение для человека имеет цвет?

Может ли цвет «управлять» человеческими эмоциями? Как этот факт используют художники?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Урок с элементами технологий критического мышления.

Окружающий мир. 3 класс. УМК «Планета Знаний».Урок с элементами технологий критического мышления. Тема:Круговорот воды в природе. Цель: дать общее понятие о круговороте воды в пр...

Видео "Наш кружок" о кружке Изобразительного искусства с элементами народного творчества.

Ссылка на видео. http://www.youtube.com/watch?v=2fl7TlBjJHMРолик о кружке Изобразительного искусства с элементами народного творчества....

Статья "Игровые технологии и интеграция элементов искусства на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО"

В данной статье освещаются  способы повышения интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ И ПСИХОЛОГИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЦВЕТОТЕРАПИИ

В материале раскрываются возможности проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и психологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предлагается разработка одного из таких ...

Конспект урока по изобразительному искусству "Изображение весны через элементы стилизации",

В данном конспекте урока представлены формы работы с использованием стилизации природных объектов....

Использование элементов народного творчества в коррекционно-развивающих занятиях для младших школьников с ОВЗ.

Фольклор –народная мудрость.Мудрость- разумность или прозорливость-это способность размышлять и действовать, используя знания, опыт, понимание, здравый смысл и проницательность, большой, глубоки...

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....