Учебно-методический комплект на тему " Образ женской красоты. Характер в японской культуре" 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx27.67 КБ
Файл izo.pptx1.26 МБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ,
ХАРАКТЕР В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Цели деятельности педагога

Сформировать представления о культуре Японии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к японским традициям

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Японии,
получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «образ», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся японских художников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте женского образа в искусстве Древней Японии

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Органи-

зационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

(На доске –

репродукции картин Т. Киёнаго «Вечерняя прохлада на берегу реки Окива»;

С. Харунобу
«Красавица»)

Проверяют готовность обучающихся
к уроку. Читает стихотворение.

КРУШАЩАЯ ЦАРСТВА

Живет на севере такая красота,

Что нет прекраснее на белом свете.

Один лишь взгляд ее, и гибнут города,

Еще один – и вся страна в смятении.

Редкий северный цветок –

Самая красивая девушка на земле.

От одного ее взгляда дрожит целый

город,

Второй взгляд повергает в трепет народ.

Нет на свете другого такого народа,

Который удостоился такой неземной

красоты.

Шигеру Умебаяши

– Сегодня мы поговорим о красоте женского образа Японии. Что считалось
эталоном красоты в Древней Японии? Попробуем разобраться

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению.

Отвечают
на вопрос

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

II. Изучение нового материала

Просмотр презентации «Страна восходящего

солнца – Япония».

Просмотр пре-

зентации «Страна восходящего

солнца – Япония».

– Главная хозяйка дома – конечно, женщина, она же и главное его украшение.

В отличие от традиционной европейской одежды, которая подчеркивает конструкцию тела человека, японки носили кимоно, которое выделяет лишь плечи и талию женщины, скрывая недостатки ее фигуры. Западная одежда акцентирует внимание на рельефе, а японская – на равномерности и плоскости. Это связано с традиционным представлением японцев об идеальной конституции – чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее.

Особенная красота кимоно – в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам. Плотным поясом оби дважды оборачивают талию так, чтобы самая красивая его часть оказалась впереди. Завязывают оби на спине большим роскошным бантом. Традиционный способ повязывания оби существует и сегодня. Ведь умение повязывать и носить его свидетельствует о своеобразном мастерстве и художественном вкусе.

«Женщина, которая не умеет повязать оби, ничего не умеет» – гласит японская пословица.

Внешняя притягательная сила кимоно –
в уникальном силуэте и красоте мерца-

ющих тканей. Но присмотревшись, можно увидеть, что кимоно противоречиво,
как все в дзен-буддистском мире.

Простота кроя соседствует с фантастической сложностью узоров, статичность формы – с динамичностью летящих рукавов, жесткие правила одевания – с изы-

сканной, почти богемной живописностью. А узоры наполнены философской символикой. Женское кимоно – не просто платье. Это овеществленное понимание красоты, носительницей которой является женщина. Слияние живого и неживого создает двойной эффект красоты.

Но чтобы выглядеть красивой в кимоно, идеальной фигуры было недостаточно. «Идеальное лицо» и макияж считались неотъемлемой частью антуража. В позднем Средневековье установился эталон японской красавицы. Лицо должно было быть плоским, а его овал – удлиненным. Красивыми считались раскосые глаза с узкими и высокими бровями. Рот должен был быть маленьким и походить

на небольшой красный цветок. Из малопрофилированного лица относительно
сильно выступал лишь нос. Кожа женщины должна была быть белой, как снег, потому японки издавна белили лицо

и другие выступающие из-под кимоно части тела.

Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Поражает чистота волосяных бантов в нарядных высоких женских прическах. Силуэты такой прически для всех слоев населения были однотипны. Богатые японцы пользовались услугами парикмахеров. Процедура причесывания длилась несколько часов и стоила дорого. Женские прически напоминали экзотические цветы. В современной Японии кимоно надевают на различные национальные праздники.

– Давайте вспомним, какие японские праздники вы знаете?

– В чем вы видите красоту японского костюма?

 

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.

Просмотр

презентации «Япония».

Отвечают
на вопросы учителя.
Обсуждают, сравнивают, анализируют японские
традиционные костюмы.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое

высказывание в устной
форме о произведениях
искусства Японии; осуще-

ствляют поиск существен-

ной информации (из рас-

сказа учителя, родителей, из собственного жизнен-

ного опыта) о красоте женского образа на гравюрах японских художников.

Регулятивные: принима-

ют и сохраняют учебную
задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников

и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассу-

ждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

сотрудничество, принимая его условия и правила; рассу-

ждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

сотрудничество, принима

сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

 

Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

См. урок 16 («Японские приветствия»)

Выполняют упражнения

III. Творческая практическая деятельность

Изображение женского обра-
за – японки.

Музыкальный фон: японская музыка в исполнении Традиционного японского оркестра,

Оркестра сто

одной скрипки

Объясняет последовательность выполнения творческой работы.

Задание № 2, с. 90.

– Нарисуйте образ японки в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения,
фигуры.

Изображая фигуру, не бойтесь начать
с платья: рисуйте, будто хотите изобразить ручеек или легкий порыв ветра;
найдите место головке с поднятыми чер-

ными волосами; кисти рук у японок делали неестественно маленькими, а ноги обували в сандалии на высоких подошвах. Представьте, что вы рисуете девушку, гуляющую в саду

Выполняют творческую

работу

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной
художественно-творче-ской деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения

отклонения от эталона.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

– Какой образ японской женщины сложился у вас?

– Как сохраняется традиционный японский костюм, когда он используется?

– Молодцы, вы очень хорошо поработали!

Рассматри-вают работы (японка в кимоно), оценивают работу свою и одноклассников,
сравнивая их с образцом
(работой педагога)

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях японского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ ЖЕНской Красоты, характер в японской культуре

Слайд 2

КРУШАЩАЯ ЦАРСТВА Живет на севере такая красота, Что нет прекраснее на белом свете. Один лишь взгляд ее, и гибнут города, Еще один – и вся страна в смятении. Редкий северный цветок – Самая красивая девушка на земле. От одного ее взгляда дрожит целый город, Второй взгляд повергает в трепет народ. Нет на свете другого такого народа, Который удостоился такой неземной красоты. Шигеру Умебаяши

Слайд 3

«Женщина, которая не умеет повязать оби, ничего не умеет» – гласит японская пословица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по теме: « Художественная культура Японии. Отношение к красоте природы в японской культуре».

Занятие кружка "В мире прекрасного" в 4 классе по общекультурному направлению внеурочной деятельности....

Конспект урока изобразительного искусства "Образ женской красоты, характер в японской культуре". УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя: Формирование представления о культуре Японии и эмоционально-ценностное отношение к японским традициям;создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока;разв...

Конспект урока изобразительного искусства "Образ женской красоты, характер в японской культуре". УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя:Формирование представления о культуре Японии и эмоционально-ценностное отношение к японским традициям;создание условий для развития интереса к истокам искусства Востока;разви...