ВОДНЫЕ ПРОСТОРЫ РОССИИ. МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ: ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА И КОЛОРИТ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Адиятуллина Марсельеза Ямалетдиновна

Поурочный план по ИЗО. 3 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_27.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 27
ВОДНЫЕ ПРОСТОРЫ РОССИИ.
МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ: ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА И КОЛОРИТ

Педагогические цели: создать условия для продолжения ознакомления с жанром живописи пейзажем на примере морского пейзажа, с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского; способствовать формированию умения изображать море, используя законы композиции; развитию пространственного воображения детей, образного восприятия мира, эстетического отношения к действительности; содействовать тренировке зрительной памяти, глазомера, расширению кругозора.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – различают и передают в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе; эмоционально оценивают шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявляют эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – проявляют способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу; умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности: проявляют художественный вкус, воображение, фантазию, эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; высказывают свое отношение к произведениям искусства; проявляют устойчивый интерес к искусству; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные: проявляют художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства; проявляют способность к художественному познанию мира; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, выраженную с помощью средств рисунка, живописи.

Метапредметные: проявляют желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием; имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-эксперимент и импровизация).

Форма урока: комбинированный.

Вид занятия: рисование по представлению.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: пейзаж, марина, художники-маринисты, композиция, навигация, силуэт.

Оборудование урока: акварель, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Образовательные ресурсы: учебник, творческая тетрадь, репродукции художников с изображением марин.

Мультимедийная презентация «Морской пейзаж. Марина».

Зрительный ряд: И. Айвазовский: «Радуга», «Море», «Черное море», «Вечер на море», «Морской вид», «Среди волн», «Морской залив», «Спокойное море», «Закат на море», «Море в лунном свете», «Лунная ночь на Черном море», «Девятый вал»; Р. Судковский «Бурное море», А. Рылов «В голубом просторе», Э. Калныньш «Седьмая Балтийская регата», А. Алексеев «Пейзаж с чайками».

Литературный ряд: стихотворения о море, загадка.

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся.

                Запустим кораблик бумажный,

                Пускай он плывет далеко.

                Сегодня урок у нас важный,

                Ведь знания добыть нелегко!

II. Постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку:

                Шириною широко,

                Глубиною глубоко,

                День и ночь о берег бьется,

                Из него вода не пьется,

                Потому что невкусна –

                И горька, и солона.

                (Море.)

– Как называется картина с изображением моря? (Пейзаж.)

– Тема нашего урока – «Водные просторы России. Морской пейзаж». (Презентация 1, слайд 1.)

Учитель предлагает сформулировать учебную задачу.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа по теме «Водные просторы России. Морской пейзаж».

– Вода! Множество произведений искусства посвящено морю. Морское пространство, спокойное и динамичное, своей красотой завораживало русских художников. Пейзаж, изображающий море, называется «марина». Вам знакомо это слово? В каком значении? (Имя Марина – морская (лат.).) 

Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

– А художников, которые на своих картинах изображают море, называют художниками-маринистами. Самым известным русским художником-маринистом был И. К. Айвазовский. (Презентация, слайд 2.) Он жил на берегу моря и, восхищаясь им, создал не одну тысячу картин – марин.

– Почувствуйте восторг перед морем Айвазовского. На его полотнах оно живое. В своих работах художник писал море в разных его состояниях:

во время штиля (презентация, слайды 3–5)

и шторма (презентация, слайды 6–7),

в ясную погоду (презентация, слайды 8–9)

и пасмурную (презентация, слайд 10),

утром и на закате (презентация, слайды 11–14),

днем и ночью (презентация, слайды 15–17).

– А сейчас я вам предлагаю рассмотреть картину И. К. Айвазовского «Радуга». (Презентация, слайд 18.)

– Почему  художник  назвал  картину «Радуга», а не «Кораблекрушение»?

– Какие чувства вызывает у вас цвет радуги и солнца?

– В чем вы ощущаете мощь и красоту морской стихии?

– А вот другая картина художника, изображающая трагедию кораблекрушения, – «Девятый вал». (Презентация, слайды 19–20.) Глядя на нее, мы сразу можем представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер.

– Еще одна из лучших картин художника – «Черное море». (Презентация, слайд 21.) Безграничное море и такое же бесконечное небо над ним. Поднимается ветер, мерно катятся волны, уже вскипают барашки пены на гребнях. Изменчив и разнообразен цвет темнеющей воды. От зеленовато-серых, серебристых и светло-изумрудных оттенков в центре цвет сгущается до темно-синей, почти черной густоты, уводящей взгляд в бездонную глубину моря. На горизонте виден крошечный парус рыбачьей лодки, спешащей домой. Только небо и вода, бесконечная череда волн…

– Вы ощущаете этот бескрайний простор? Не случайно в искусстве море воспевается как символ свободной и вольной жизни.

                Прощай, свободная стихия!

                В последний раз передо мной

                Ты катишь волны голубые

                И блещешь гордою красой.

                А. С. Пушкин

Физкультминутка

– Кто умеет плавать? Какие стили плавания вы знаете? (Движением рук дети изображают кроль, брасс, баттерфляй.)

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.                 Дети машут руками, словно

Брызги пены, шум прибоя,         крыльями.

А над морем – мы с тобою! 

        

Мы теперь плывем по морю         Делают плавательные движения

И резвимся на просторе.                  руками.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

        

2. Формирование практических умений. Создание картины весенней навигации.

– Рассмотрите пейзажи других художников-маринистов в учебнике на страницах 98–99. (Презентация, слайды 22–25.) Вы видите, как разнообразны темы и образы в этих произведениях, посвященных морю: рыбацкий промысел, водный (в частности, парусный) спорт, разное время дня и года. Обратите внимание, как художники по-разному изображают морские дали.

– Похожи ли они? Чем?

– Как должен быть расположен горизонт, чтобы открылась красота морской глади?

– В каких маринах большую часть занимает небо?

– Как с помощью цвета можно передать состояние природы?

– Насколько разнообразны цветовые переливы водных просторов? Назовите эти цвета и их оттенки.

– К каким картинам можно отнести композиционные схемы изображения на странице 99? Назовите.

– Мы сегодня рассмотрели много работ художников-маринистов. А кто из вас обратил внимание, чем можно оживить морской пейзаж? (Изображением побережья, силуэтов судов.)

                Лишь бы плыть и плыть часами,

                Все равно – под парусами,

                Иль с мотором,

                Иль на веслах…

                        Б. Заходер

– Нарисуйте силуэты судов, которые вы знаете, или корабль, на котором вы хотели бы совершить путешествие или служить (с. 62 рабочей тетради).

– Каким должен быть кораблик, который находится дальше от берега, чем первый? (Он должен быть меньшего размера.)

– Нарисуйте свою композицию на темы: «Подготовка к плаванию», «Парусник». Включите в нее грузовые суда, пассажирские или рыболовные (по выбору). Дайте название своей работе.

Экспериментируйте с цветом. Подбирайте оттенки морской гаммы цветов.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Продолжите предложения:

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания…

– Я понял, что…

– Теперь я могу…

Мини-выставка. Анализ работ. Выявление ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства "Водные просторы. Морской пейзаж" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока изобразительного искусства(ИЗО, 3 класс)Цель: создание условий для продолжения знакомства учащихся с жанром живописи - пейзаж.Планируемые результаты:Предметные:-знать особенности х...

Конспект урока Тема: «Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит(гуашь)». 3 класс

Тема: «Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит(гуашь)»....

Технологическая карта по изобразительному искусству на тему : "Водные просторы России. Морской пейзаж»." УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя:- создать условия для духовного и эстетического восприятия уч-ми характера и настроения картины;- учить работать мазками и работать с гуашью;- развивать интерес к изобразител...

Конспект урока изобразительного искусства "Водные просторы России. Морской пейзаж" (УМК Перспектива, 3 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения ознакомления с жанром живописи пейзажем на примере морского пейзажа, с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского; способствовать фо...

Конспект урока изобразительного искусства "Водные просторы России. Морской пейзаж" (3 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения ознакомления с жанром живописи пейзажем на примере морского пейзажа, с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского; способствовать фо...

Конспект урока по изобразительному искусству "Водные просторы. Морской пейзаж" УМК "Перспектива"

Цель: создание условий для продолжения ознакомления с жанром живописи пейзажем на примере морского пейзажа, с творчеством художника-мариниста И.К.Айвазовского; способствовать формированию умения изобр...