Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему "Златоустовская гравюра"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Плющева Анастасия Алексеевна

В комплект входит, технологическая карта и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект урока по изобразительному искусству

Дисциплина:  изобразительное искусство

Тема урока: Златоустовская гравюра на стали. Эскиз росписи тарелки.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить детей с промыслом «Златоустовская гравюра на стали» и выполнить эскиз тарелки.

Планируемые результаты:

личностные:

- способствовать воспитанию интереса учащихся к искусству нашего края.

метапредметные:

  • умение принимать учебную задачу, выполнять  действия  в нужном темпе;
  • умение пользоваться полученной информацией.

предметные:

  • уметь самостоятельно выполнять эскиз;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния

и свое отношение к природе, человеку, обществу;

Оборудование урока:  

  • для учащихся: заготовка тарелки, фломастеры
  • для учителя:  презентация,  эскиз росписи тарелки, фломастеры, заготовка тарелки.

Этап урока

Методы,

 приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапредметные результаты

1. Орг. момент.

Приветствие.

Приветствуют учителя

2.Мотивационный

5-7мин.

Словесн.:

беседа

-Ребята, над какой темой мы работаем в этой четверти?(Искусство русского народа).
-А что вы рисовали по этой теме и узнали о русском искусстве?
-Ребята, как называется край в котором мы живём?(Урал) А чем же богат Урал? (камнями, лесами, металлом).

-Правильно ребята, главное богатство Урала – железные руды.
-Много заводов, много изделий из металлов. Может кто-нибудь привести пример?  

-Видели ли вы вот такие изделия?(картинка на слайде).

-Кто знает как называется такое изделие? Где их делают?
-Как вы думаете о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?(Правильно)
-Сейчас я вам расскажу о Златоустовской гравюре на стали.

Активно слушают,

отвечают на вопросы

 Умение пользоваться полученной информацией, умение  рассказывать по плану

3.Знакомство с новым материалом

5мин.

Практич.: постановка цели ,задачи
Словесн.: анализ картин

Словесн.:

Анализ тарелок

- Златоустовская гравюра на стали зародилась в начале 19 века.

Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков. Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия считается Иван Николаевич Бушуев.

-Посмотрите на экран, вам представлены оружейные изделия златоустовской гравюры.

-В первой половине 19 века начинают украшать бытовые приборы- посмотрите на экран и скажите какие( различные ларцы, подносы). Во второй половине 19века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики. Сегодня наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, декоративные тарелки. На них мы с вами сегодня и остановим свое внимание.
-Теперь мы с вами рассмотрим  этапы изготовления гравюры на стали. Посмотрите на  изделие на слайде.

Прежде чем оно стало таким оно прошло множество этапов:  

  1. эскиз работы
  2. изготовление, чаще штамповка изделия
  3. полировка
  4. рисунок кистью
  5. травление
  6. никелирование и золочение
  7. украшение драгоценными камнями.

(слайд)ШТАМПОВКА - процесс заключается в обработке металла давлением на прессах с помощью приспособления - штампа. Методом штамповки получают заготовки различных предметов: ножей, подносов,

(слайд )РИСОВКА КИСТЬЮ - на подготовленную чистую поверхность изделия кистью наносится рисунок лаком. Поверхность, не защищенная лаком, подвергается травлению и становится матовой. После снятия лака рисунок сохраняет глянцевую поверхность и выглядит рельефнее.

(слайд)ЗОЛОЧЕНИЕ -не подлежащие золочению участки, покрывают лаком. После золочения лак смывается, изделие очищается.


- Прежде чем мы приступим к работе, давайте с вами проведем анализ декоративной тарелки.

-Давайте посмотрим на экран, какие красивые росписи тарелок мы видим.
-Что на них изображено?

- Какие есть сюжеты?
-Какие орнаменты используют мастера?
-Какие цвета присутствуют?

Отвечают на вопросы; ставят цель урока; анализируют изделия

Умение наблюдать и делать выводы

Умение внимательно следить за разговором,

рассуждать,

 отвечать на вопросы по теме  

4. Педагогический показ

5 мин.

Практич.: повтор за учителем

-Ребята, перед вами лежат заготовки форм тарелок, у всех они разные.
-Посмотрите и у меня есть такая заготовка.

-В начале я разделила тарелку условно на 6 частей, как пиццу. В каждой части должен быть узор. Сегодня нашими узорами будут элементы природы.

-Дальше в одной части я изобразила вот такой цветок, а в другой вот такой.

-Рисовала я цветы при помощи фломастера. Использовала синий, зеленый и черный фломастеры.

-Ритм моей тарелки чередующийся, что это значит? (Значит чередуем один узор за другим.)

 Какой узор мы изобразим на нашей третьей части?(первый) Почему? (потому что они чередуются). -Правильно.

-Ребята посмотрите, я нарисовала ещё одну тарелку, на ней изображена природа Урала.
-Кто хочет, может изобразить  композицию на своей тарелке «природную красу Урала», но делает это самостоятельно.
-По краям тарелок всегда идёт бордюр идет «бордюр».

Повторяют за учителем, работают самостоятельно

Умение внимательно следить за учителем, умение работать по плану

5. Постановка творческой задачи. 1мин.

Инструктаж

Итак, ребята задача на сегодня у вас выполнить красивый  эскиз росписи тарелки. Желаю вам хорошей творческой работы! Используем только синий, черный или зеленый фломастеры!

Слушают инструкцию учителя

Умение принимать учебную задачу

6.

Самостоятельная работа

15мин.

Практич.: практическая работа самостоятельно

Итак, ребята, работа завершена! Возьмите свои работы на ладошки и аккуратно положите их на пол, перед доской, чтобы полюбоваться ими.

Осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.

Поведенческие умения корректно рассматривать работы других учеников,

умение анализировать результаты труда

7.  Подведение итогов

3 мин.

Демонстрационный ,  Обобщающий опрос

Какая задача у нас с вами стояла сегодня на уроке?

Что мы с вами сегодня выполнили?

Все ли справились с работой на уроке?

Спасибо за урок.

Отвечают, анализируют.

Умение анализировать результаты труда


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Златоустовская гравюра на стали

Слайд 3

Появление этого искусства было связано с созданием в Златоусте в 1815 году Оружейной фабрики, которая по замыслу создателей, должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота.

Слайд 4

Для работы на этой фабрике правительство пригласило немецких оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся к этому времени в Западной Европе. В Златоусте начался интересный процесс своеобразного слияния западноевропейской и русской традиций, в результате чего искусство украшения клинков обогатилось новыми технологическими приемами и приобрело новые формы. Это в дальнейшем привело к возникновению « златоустовского » стиля, златоустовской школы авторского украшенного оружия, отличной от утвердившей европейской школы.

Слайд 5

Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков новой Оружейной фабрики были Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы . Они применяли для украшения клинков технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому стальной иглой процарапывался рисунок, а затем производилось травление кислотой.

Слайд 6

Русские «ученики» (И. Бушуев, П. Тележников, Е. Бушуев, И. Бояршинов , Ф. Стрижов , М. Тележников) быстро освоили европейские технологические приёмы украшения оружия и пошли дальше, впервые рисуя лаком изображение на металле, такой рисунок после травления выступал рельефно, приобретая объём . Уже в начале 1818 года в Петербург была отправлена первая (пробная) партия оружия из 19 клинков, украшенных русскими мастерами без участия шафов . Клинки получили высокую оценку и с 1818 года всё оружие на фабрике украшалось златоустовскими мастерами

Слайд 7

Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия считается Иван Николаевич Бушуев. После отъезда Шафов из Златоуста в 1823 году он становится ведущим художником Оружейной фабрики. На небольшой по размеру поверхности клинка легендарный мастер мастерски располагал многофигурные композиции, которые по художественной значимости не уступали батальным полотнам живописцев того времени . В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев, воплощая в этих образах свои идеалы. Одним из любимых античных мотивов И. Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас, как символ творческого горения.

Слайд 8

Изучая минералогические богатства Южного Урала, мастера обратили внимание на самоцветные камни . Они стали применять их в своих работах. Так родилось творческое содружество художников-граверов, огранщиков и камнерезов.

Слайд 9

После закрытия в 1834 году по указанию горного начальства отделения украшенного оружия Аносов попытался развернуть в Златоусте производство бытовых вещей, украшенных в стиле златоустовской гравюры. По утверждению М. Д. Глинкина : «Был выработан довольно значительный ассортимент — подносы, ларцы, столовые ножи и вилки, подсвечники и т. п. При этом на бытовых изделиях, помимо богатых орнаментальных украшений, часто помещались картины тематического содержания. Авторами этих произведений были Иван и Егор Бояршиновы ».

Слайд 11

Современные изделия из Златоуста

Слайд 12

Современные изделия из Златоуста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему "Кимоно" 4 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация на урок Изобразительного искуства на тему "Кимоно" 4 класс ГОС УМК автор Б. М. НЕМЕНСКИЙ 4класс...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Постройка и реальность " 2 класс. (Конспект+ презентация)

Цель данного урока: продолжать знакомство учащихся работать с бумажной пластикой; составить коллективную работу "Наш двор"...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Строим город" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Строим город" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Весна. Домики, которые построила природа" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Весна. Домики, которые построила природа" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Дом снаружи и внутри " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Дом снаружи и внутри " 1 класс (конспект + презентация)...