Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Анжела Александровна Лисова

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для обучающихся 3-б класса

2015-2016 учебный год

Составитель:

                                                                                                Лисова Анжела Александровна,

учитель начальных классов

                           первой квалификационной

категории

Игрим

 2015г

1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Изобразительное искусство» адресована обучающимся 3-б класса МБОУ Игримской СОШ №2. Рабочая программа «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство», автора Неменского М.Б. 

2. Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

•воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

•развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

•освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

•овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

•совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

•развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

•формирование навыков работы с различными художественными материалами.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

В федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач. 

Раздел «Искусство на улицах твоего города».

Обучающиеся научатся:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

•различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

•эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

•узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

•называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

•видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

•высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

 Раздел «Художник и зрелище»

Обучающиеся научатся:

•создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

•различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

•создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

•наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

•использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов  в  России  (с учетом местных условий).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;

•моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

Раздел «Художник и музей».

Обучающиеся научатся:

•осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

•выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

•передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

•понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

•изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

•изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

–сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

–овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

–умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

–умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

–использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

– осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

– понимание образной природы искусства;

– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

– овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

– умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

6. Содержание учебного предмета.

Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира.

Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.

Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера – помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.

Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.

Искусство в твоем доме (9 ч)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.

Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Деятельность художника на улице посёлка. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного посёлка, без которых не может возникнуть чувство Родины.

Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика посёлка, в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.

Атрибуты современной жизни посёлка: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик посёлка.

Художник и зрелище (10 ч)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.

Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник и музей (9ч)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. Еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.

Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

7.Учебно – тематический план

Наименование разделов

Часы

1

Искусство в твоем доме

9 ч

 2

Искусство на улицах твоего города

7 ч

3

Художник и зрелище

10 ч

4

Художник и музей

9 ч

Всего

35 ч

8. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 

№ урока

Тема, тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные виды учебной деятельности

Дата

по плану

Дата по факту

освоение предметных знаний(базовые понятия)

универсальные учебные действия(УУД)

1

Мастера Изображения, Постройки

и Украшения (вводный)

   

Познакомятся с новым учебником, с принадлежностями для рисования (папка с бумагой, карандаши по степени мягкости, акварель, гуашь, кисти и др.).

Научатся рисовать с натуры или по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни, смешивать краски для получения нужного оттенка, совершенствовать навыки работы с акварелью (по сухому, по сырому)

Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют

алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, задают вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него

Творческая работа: увидеть, как раскрываются пластические и колористические возможности живописца, рассказать о своих художественных впечатлениях

02.09

2

Твои игрушки

 

Получат начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства (дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки, щепковые птицы и др.). Научатся передавать в лепных изделиях объемную форму, ее пропорции, соотношения; лепить фигурки по мотивам народных игрушек; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи. Освоят декоративную роспись

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию

Творческая работа. Изготовление игрушки и ее роспись

по собственному

замыслу. Выполнение рисунков на тему «Моя любимая игрушка»

09.09

3

Посуда  у тебя  дома

 

Понимают связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Научатся выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения .

Овладеют навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим, образным решением

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности  разных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения); логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах посуды.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа, к сокровищам народного творчества

Творческая работа. Изготовление посуды из пластилина и ее роспись по собственному замыслу

16.09

4

Обои  и шторы у тебя дома

 

Понимают роль цвета и декора

в создании образа комнаты. Узнают о роли художника и этапах его работы  при создании обоев и штор. Обретут опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности  разных объектов в процессе их рассматривания,  логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о создании орнамента.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций(алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности  и пооперационный контроль; оценивают  результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Творческая работа.

Задание: приду- мать узор

и выполнить его на ткани

23.09

5

Мамин платок

 

Воспринимают и эстетически оценивают разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимают зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Узнают основные варианты композиционного решения росписи платка, а также характер узора. Научатся различать постройку, украшение, изображение  в процессе создания образа платка. Овладеют опытом творчества и художественно-практическими навыками в создании эскиза росписи платка, выражая его назначение

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности  разных объектов в процессе их рассматривания; воспроизводят по памяти информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций; осуществляют итоговый контроль деятельности  и пооперационный контроль; оценивают результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству

Творческая работа. Выполняют роспись платка акварелью на куске ткани белого цвета, вставив предварительно его в пяльцы. Исследование: поиск ответа на вопрос «Чем

платок отличается от ткани?»

30.09

 6–7

Твои книжки

     

Понимают роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.).

Узнают отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).

Научатся узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги, создавать детскую книжку-игрушку

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; производят логические мыслительные операции.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к книге

Творческая работа

07.10

14.10

 8

Открытки

   

Понимают и умеют объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Научатся создавать открытку

к определенному событию, работать в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике. Приобретут навыки выполнения лаконичного выразительного изображения

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об открытках, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, производят логические мыслительные операции.

Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Творческая работа: создание открытки по собственному замыслу

21.10

9

Труд  художника для твоего дома (обобщение темы)

 

Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об открытках, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).

Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

28.10

Искусство на улицах города(7 ч)

10

Наследие предков – памятники архитектуры

   

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного посёлка. Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь.. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию страны

Творческая работа: изучение

и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест

1.11

11

Парки, скверы, бульвары

   

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устройства. Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, проверяют, находят дополнительные сведения, используя справочную литературу.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление бережного отношения к уголкам природы в городе

Творческая работа: разработка эскиза и построение игрового парка . Исследование, рассматривание фонарей

у подъездов театров, в скверах, ажурных конструкций оград.

18.11

12

Ажурные ограды

 

Воспринимают, сравнивают, дают эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном  городе, отмечая их роль в украшении города, сравнивают между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Научатся различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград, фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки, использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об узорах оград.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Творческая работа: разработка узора для ограды. Выполнение рисунка красивой Ажурной ограды в нашем городе. Сравнение ажурных оград

и других объектов

с ажурным узором

25.11

 13

Волшебные фонари

Воспринимают, сравнивают, анализируют старинные фонари Москвы, Санкт- Петербурга и других городов, отмечая особенности их формы и украшений. Научатся различать фонари разного эмоционального звучания, объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей, изображать необычные фонари, используя графические средства, или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой.

Познавательные: осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о форме фонарей.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные: слушают

учителя, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, составляют описание объекта с использование выразительных средств языка.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Исследование: найти в городе старинные фонари и зарисовать их,

составить описание фонаря, придумать историю-

сказку, которая произошла с участием фонаря

02.12

14

Витрины

Понимают работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара, объясняют связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Научатся фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладеют композиционными и оформительскими навыками в процессе создания

образа витрины

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, презентуют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: оценивают  результаты деятельности; корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

 Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре, деятельности

Творческая работа: создание эскиза по собственному замыслу. Исследование: рассмотреть витрины магазинов

в городе и сфотографировать наиболее понравившуюся

9.12

15–16

Удивительный транспорт

Научатся видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение, видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта, фантазировать. Создавать образы фантастических машин. Овладеют новыми навыками

в конструировании из бумаги

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Творческая работа: составление описания созданного вида транспорта, рассказа о нем

16.12

23.12

Художник и зрелище (10 ч)

17

Художник и цирк. Изображение цирковых персонажей.

Понимают и объясняют важную роль художника в цирке. Научатся придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами, изображать яркое, веселое, подвижное

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают ппоследовательность необходимых операций(алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают роль культуры и искусства в жизни общества

Творческая работа: создание композиции по собственному замыслу

13.01

18

Художник в театре

Научатся сравнивать объекты, элементы театрально-сценического

мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы, понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля, создавать «Театр на столе» – картинный макет с объемными или плоскостными  декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры «в спектакль». Овладеют навыками создания объемно-пространственной композиции

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, преобразовывают объект.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, умеют применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику  деятельности

Творческая работа: создание макета по собственному

замыслу

20.01

19–20

Театр кукол

Получат представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре

в наши дни. Научатся придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани, использовать куклу для игры в кукольный спектакль

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о роли художника в театре, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о кукольных театрах, видах кукол.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

 Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к театральному искусству

Творческая работа: создание куклы по собственному замыслу. Разыгрывание сценки
из сказки

27.01

03.02

21

Маска

Научатся отмечать

характер, настроение, воплощенные

в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу, объяснять роль маски в театре и на празднике, конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику

Познавательные: преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников, проявляют доброжелательность и отзывчивость, сопереживают чувствам других людей

Творческая работа: со-здание маски

по собственному замыслу

10.02

22

Афиша и плакат

Получат представление о назначении театральной афиши, плаката

(привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Научатся видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Обретут творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

Творческая работа: создание плаката, посвященного цирковому представлению

17.02

23 –24

Праздник  в городе

Научатся объяснять работу художника по созданию облика праздничного города, фантазировать о том, как можно украсить город к Празднику Победы, Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным, создавать в рисунке проект оформления праздника

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения; анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции. 

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; составляют небольшие устные монологические высказывания.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию учебной деятельности

Творческая работа: создание в рисунке проекта оформления класса к празднику

24.02

02.03

25

Музей  в жизни города

Познакомятся с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов. Научатся понимать и объяснять роль музея в городе и стране. Получат представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию

Творческая работа: рассказ о коллекции, собираемой дома кем-то из близких людей

09.03

26

Музеи искусства

Научатся понимать и объяснять роль художественного музея, учатся понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Получат представление и научатся называть самые значительные музеи искусств России – Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных  искусств имени А. С. Пушкина

Познавательные: проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; умеют презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания,  отстаивать собственное мнение, составлять краткие сообщения на заданную тему.

Личностные: ответственно относятся к учебе, умеют оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность)

Исследование: сообщения о знаменитых музеях страны, рассказ о своем любимом произведении изобразительного искусства (картине, скульптуре)

16.03

Художник и музей (9 ч)

27–28

Картина-пейзаж

Получат представление о том, что картина, – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Научатся рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом, изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением, выражать настроение в пейзаже цветом.

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своем впечатлении о ней, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций .

 Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности;

сориентированы на проявление интереса к природе страны, бережное отношение к ней, понимают особую роль искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Творческая работа: рассказ-описание картины российского художника-пейзажиста

30.03

06.04

29–30

Картина-портрет

Получат представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных

картинах-портретах. Научатся рассказывать об изображенном на портрете человеке, создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассники, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, составляют рассказ о героях картин-портретов.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности  и пооперационный контроль;  корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к творчеству художников, соотносят свою часть работы с общим замыслом

Творческая работа: рассказ- описание картины-портрета знаменитого художника-портретиста. Рисование автопортрета

13.04

20.04

31

Картина-натюрморт

Научатся воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах, изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением.

Понимают, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Совершенствуют живописные и композиционные навыки. Узнают имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта

Познавательные: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности  разных объектов в процессе их рассматривания; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности  и пооперационный контроль; оценивать  результаты деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи

Творческая работа, постановка

натюрморта

по собственному

замыслу

27.04

32–33

Картины исторические и бытовые

Получат представление о картинах исторического и бытового жанра.

Научатся рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся  картинах, об их сюжете и настроении, изображать сцену из своей повседневной жизни, выстраивая сюжетную композицию. Совершенствуют композиционные навыки. Освоят навыки изображения в смешанной технике.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Творческая работа: создание композиции по собственному замыслу

04.05

11.05

34

Скульптура в музее и на улице

Научатся рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников, назвать несколько знакомых памятников и их авторов, рассуждать о созданных образах. Узнают виды скульптуры , материалы, которыми работает скульптор.  Научатся лепить фигуру человека или животного,  передавая выразительную пластику движения.

Познавательные: умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор.

Регулятивные: умеют анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Творческая работа: составление рассказа- описания любимой скульптуры

18.05

35

Каждый человек – художник.Итоговое занятие

Участвуют в организации выставки детского художественного творчества, проявляют творческую активность, проводят экскурсии по выставке детских работ. Понимают роль художника  в жизни каждого человека и рассказывают о ней

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: умеют оценивать результаты деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; задают вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

Творческая работа: подготовка

сообщений

по предложенным учителем

темам

25.05

9. Описание материально-технического обеспечения

Учебное и дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Информационно-коммуникативное обеспечение

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

 1.Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник/ Под редакцией М.Б. Неменского.

– М.: «Просвещение», 2012

 2. М.Б. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2012

3.Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»

1.Компьютер

2.Проектор

3.Принтер

4.Интерактивная доска

1.Мультимедийное приложение. УМК «Школа России»

2.Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России

Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...