Главные вкладки

    Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 3 класса
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

    Кочергина Ирина Павловна

    Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии  составлена для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptirovannaya_programma_3_klass._domashnee_obuchenie.docx37.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

                 Адаптированная образовательная   программа по изобразительному искусству и технологии для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития        рассчитана на 34 часа  в год (1 час в неделю, 34 учебные недели)  на каждый предмет.

    На  индивидуальное обучение  технологии и изобразительного искусства выделен  1 час  в неделю ,   (34 часа в год, 17 часов на изобразительное искусство, 17 часов на технологию).

    Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.

    Изобразительное искусство и технология  как школьные учебные предмы имеют важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства и технологии при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

    Школьный курс по изобразительному искусству и технологии ставит следующие основные задачи:

    • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
    • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
    • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
    • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
    • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
    • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
    • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
    • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к творческой деятельности.

    Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

    декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве, аппликация из разных материалов.

    Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

     Подготовительные занятия

    Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки, поделки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к творческой  деятельности.В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи. После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения,можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

    Декоративное рисование

    На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

    Рисование на темы

    Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 3 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

    Беседы об изобразительном искусстве

    Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В  3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

     Аппликация из разных материалов

              Аппликация является сложным видом деятельности для детей с ОВЗ, так как осуществляется через серию последовательно выполняемых действий, усвоение и удержание которых представляет определенные трудности для ребенка — инвалида. Выполнение различных видов работы по аппликации (отрывать, намазывать, прикреплять, прижимать) должно быть обеспечено высоким уровнем развития мелкой моторики руки (сформированным захватом). Занятия часто проводятся в форме совместной коллективной работы: детей учат наблюдать за действиями взрослого, обучают выполнению определенной операции (например, отрывать кусочки бумаги, ваты, используя захват «щепотью), привлекают их внимание к результату деятельности. На предметной аппликации нужно научить соотносить объемный образец (реальный предмет/объект) с его плоскостным схематичным изображением (узнавание, определение подобия/отличий «Такой — не такой»). Постепенно увеличивается количество операций, выполняемых ребенком с пошаговой инструкцией сопряженно или по показу взрослого. Демонстрация аппликации детям сопровождается комментированием действий, эмоциональным выражением отношения взрослого к процессу и результату деятельности. Дети учатся узнавать в аппликации реальные предметы. С этой целью в структуру занятия включаются игры на соотнесение аппликации с предметами (выбор из 2–4 предметов или аппликаций). Ознакомление детей со свойствами материалов (бумаги, ткани, природных материалов), обучение предметно-орудийным действиям с клеем — карандашом, салфеткой проводится в игровых упражнениях. Взрослый организует взаимодействие детей с материалами, используемыми на занятии, фиксирует их внимание на существенных признаках материала, которые необходимо учитывать в работе. Также формируется умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

    Содержание программы

    3 класс (34 часа)

    Декоративное рисование

    Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

    Рисование на темы

    Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Беседы об изобразительном искусстве

    (2 раза в четверть)

    Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

    Аппликация из разных материалов

    Учить детей аккуратно выполнять различные виды работы по аппликации (отрывать, намазывать, прикреплять, прижимать), познакомить с разновидностью аппликаций .

    Лепка

    Учить детей способам лепки из пластилина разных форм, разными способами.

    Личностные,  метапредметные и предметные результаты изучения курса «Технология» и «Изобразительное искусство» в 3 классе.

    Личностными результатами изучения курса  «Технология» и «Изобразительное искусство»   в 3-м классе является формирование следующих умений:

    •   оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их  с  общепринятыми  нормами и  ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или  плохие;
    • описывать свои  чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
    • принимать  другие мнения  и  высказывания,  уважительно относиться к ним;
    • опираясь на  освоенные изобразительные  и  конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов  реализации  предложенного или  собственного замысла.

    Средством достижения этих  результатов служат учебный материал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

    Метапредметными результатами изучения курса «Технология» и «Изобразительное искусство» в 3-м классе является  формирование следующих универсальных  учебных действий.

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно  формулировать  цель   урока после   предварительного обсуждения;
    • уметь  с помощью учителя анализировать предложенное задание,  отделять известное и неизвестное;
    • уметь  совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
    •  под  контролем учителя  выполнять  пробные поисковые действия (упражнения) для   выявления  оптимального решения проблемы (задачи);
    • выполнять задание по составленному под  контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

    Средством  формирования   этих    действий  служит   соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

    – в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

    Познавательные УУД:

    • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в  учебнике (текст, иллюстрация,  схема, чертёж, инструкционная карта),  энциклопедиях,  справочниках, Интернете;
    •  добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и  обсуждений материалов  учебника,  выполнения  пробных поисковых упражнений;
    •  делать выводы на основе  обобщения полученных знаний;
    • Средством формирования  этих  действий служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.

    Коммуникативные УУД:

    •   донести свою  позицию до  других:  оформлять свои  мысли в устной и письменной речи  с учётом своих  учебных и жизненных речевых ситуаций;
    •  донести свою  позицию до  других: высказывать  свою  точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
    • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть  готовым изменить свою точку зрения.

    Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии  проблемного диалога  (побуждающий  и  подводящий диалог);

     

    Предметными результатами изучения  курса  «Технология», «Изобразительное искусство» в 3-м классе является формирование следующих умений:

    • знать виды  изучаемых материалов, их свойства; способ получения  объёмных форм  – на основе  развёртки;
    • уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы;
    • уметь с помощью учителя выполнять разметку с опорой на  чертёж  по линейке, угольнику, циркулю;
    • под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
    • уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

    Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

    К концу обучения в 3классе учащиеся должны:

    Иметь представление:

    • о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
    • о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
    • о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
    • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
    • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

    Знать:

    • что такое деталь (составная часть изделия);
    • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
    • какое соединение деталей называют неподвижным;
    • виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;
    • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
    • способы разметки: сгибанием, по шаблону;
    • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
    • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
    • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами;
    • способы работы акварелью, фломастером, цветными карандашами

    Уметь:

    • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
    • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
    • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, чертежи;
    • различать материалы и инструменты по их назначению;
    • различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
    • качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
    • использовать для сушки изделий пресс;
    • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
    • выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
    • рационально использовать рабочее место с используемым материалом;
    • проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.

             Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. При индивидуальном подходе выполнения программы учитываются медицинские показания ребенка. В течение урока предусмотрены 2-3 физкультминутки и  разгрузочная гимнастика

    Для работы учащимся необходимы: индивидуальное рабочее место ;

    простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:

    материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием:


    Тематическое планирование по технологии  

    и изобразительному искусству.

     Тема урока

     Кол. часов

    1

    Осенний вернисаж. Как прекрасен этот мир посмотри…

    5

    2

    Зимний вернисаж. Как прекрасен этот мир, посмотри…

    5

    3

    Весенний вернисаж. Как прекрасен этот мир, посмотри…

    5

    4

    Летний вернисаж. Как прекрасен этот мир, посмотри…

    2

    5

    Аппликация из бумаги

    10

    6

    Аппликация из ткани

    2

    7

    Работа с  природным материалом

    2

    8.

    Лепка

    3

    Материально-техническое обеспечение программы

    Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

    Конышева Н. М. Учебник по технологии. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

    Конышева Н. М. рабочая тетрадь по технологии. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

    Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. Учебник по изобразительному искусству.- Москва:Просвещение, 2012.

    Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. Творческая тетрадь по изобразительному искусству.- Москва:Просвещение, 2012.

    Календарно- тематическое планирование по технологии и изобразительному искусству

    3 класс

    Тема урока

    Характеристика

    основных видов

    деятельности

    Дата

     (плани-руемая)

    Дата (факти-ческая)

    1.

    Земля одна, а цветы на ней разные.

    Беседа «Земля одна, а цветы на ней разные».

    Рассматривание репродукций картин-натюрмортов отечественных художников, (учебник).

      Обсуждение и ответы на вопросы: какие цветы дети знают? Какого цвета бывают цветы? Какую они имеют форму?

    Показ приемов работы кистью при  изображении осенних цветов

    08.09.2016

    2

    Образы природы в оригами

    Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы.

    Воспринимать и анализировать графические схемы изготовления изделий.

    Упражняться в складывании фигур по схеме.

    15.09.2016

    3

    В жостовском подносе все цветы России.

       Обсуждение особенностей художественного промысла, обмен впечатлениями

    о работах народных мастеров.
    Анализ технологии конструирования объемного подноса из плотной бумаги по мотивам жостовских изделий.

    «Твоя мастерская». Показ приемов работы кистью при рисовании узоров по мотивам жостовской росписи.

    22.09.2016

    4

    Коллаж.

    Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.

    Рассматривать образцы изделий и изображения объектов природы – прототипов образов в коллаже. Анализировать приемы выполнения работы.

    Изготавливать композиции в технике коллажа.

    29.09.2016

    5

    «Лети, лети, бумажный змей!».

    Орнаменты народов мира: традиции мастерства.

    Беседа «Лети, лети, бумажный змей!». Путешествие в историю этого искусства конструирования и художественного оформления воздушных змеев. Раскрашивание готовой формы

    06.10.2016

    6

    Животные в природе: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти

    Читать текст, рассматривать и анализировать изображения зрительного ряда.

    Упражняться в лепке фигуры из целого куска пластилина.

    Представить образ животного, особенности его формы и пластики.

    Создавать изделие в технике лепки, отображая его типичные черты

    13.10.2016

    7

    Живописные просторы Родины.

      Знакомство с пейзажем в произведениях поэзии и изобразительного искусства.  . Работа с учебником, подготовка ответов на вопросы, помогающие уяснить особенности изображения пространства на плоскости.

    20.10.2016

    8

    Формы природы в бытовых вещах. Лепка декоративно-прикладных изделий на основе стилизации природных форм.

    Читать, слушать информацию о средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать ее;  рассматривать образцы.

    Создать в воображении выразительную декоративную форму на основе приемов стилизации природных форм.

    Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной формы.

    Создавать декоративно-прикладные изделия на основе приемов стилизации природных форм, используя освоенные и новые приемы лепки.

    27.10.2016

    9

    «Каждая птица своим пером красует-
    ся».

    Живая природа: форма
    и цвет, пропорции.

    Рисование птицы.

    Беседа «"Каждая птица своим пером красуется". Живая природа: форма
    и цвет».

    Обобщение детских впечатлений, связанных с предварительным наблюдением за птицами, зимующими в нашем краю, в природе. Знакомство с техникой акварельной живописи «по сырому» на примере набросков изображений птиц, выполненных художником В. Каневским.

    Выполнение быстрых акварельных набросков изображений птиц по памяти в технике «по сырому».

    03.11.2016

    10

    Передача настроения праздника в дизайне открытки.

    Открытка с окошком.Аппликация

    Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий.

     Осуществлять подбор материалов для оформления открытки в соответствии с творческой задачей.

    Изготавливать открытку с окошком в соответствии с творческой задачей.

    Выполнять творческие эскизы изделия по условиям и по замыслу.

    17.11.2016

    11

    Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Передача образа заледелых растений.

    Зимний пейзаж

    Беседа о меняющейся каждый день зимней красоте в природе;
    об образе природы на зимних пейзажах вернисажа. Работа по графической композиции А. Кравченко «Зима». Коллективное обсуждение возможностей графических средств
    в изображении красоты, состояний природы зимой. Показ приемов работы.

    Экспериментирование с белой краской.

    Создание образов зимних растений
    в самостоятельных творческих работах. Обсуждение работ с целью выявления наиболее изящных, тонких, выполненных с любовью рисунков.

    24.11.2016

    12

    Передача настроения праздника в дизайне открытки.

    Фигурная открытка.

    Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать анализировать, сравнивать образцы изделий.

    Упражняться в построении основы фигурной открытки и выполнять разметку формы по принципу зеркальной симметрии.

    Осуществлять подбор материалов для оформления открытки в соответствии с творческой задачей. Выполнять творческие эскизы изделия по условиям и по замыслу.

    Изготавливать фигурную открытку в соответствии с творческой задачей.

    01.12.2016

    13

    «Зима не лето, в шубу одета».

    Орнаменты народов мира:

    традиции мастер-ства.

    Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой.

    Беседа о красоте орнамента в традиционной зимней одежде разных на-родов мира, Крайнего Севера, о связи функции и красоты в художественном изделии. Знакомство с композиционными схемами сетчатого орнамента вязаных  изделий (варежки, перчатки).

    Сравнение традиционной одежды народов Севера (саами, финны, ханты, манси) по иллюстрациям в учебнике, в тетради. Определение общих мотивов и раскрытие символики орнамента.

    08.12.2016

    14

    Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка

    Рассматривать и обсуждать образцы изделий.

    Обсуждать возможные варианты выполнения работы.

    Выбирать материалы и способы их обработки в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественой задачей.

    Выполнять построение прямоугольных деталей.

    Конструировать и изготавливать ёлочную игрушку – фигурку Деда Мороза / Снегурочки

    15.12.2016

    15

    «Зима –
    за морозы, а мы – за праздники».

    Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.

    Беседа о предстоящем новогоднем празднике, о подготовке к нему. Рассказ о традициях празднования Нового года у разных народов.

    Завершение композиции праздничного карнавала с использованием нарисованных фигурок для эскизов костюмов.

    Заполнение всей поверхности листа цветом с помощью приема растяжения цвета и приема раздельного мазка. Обсуждение новогодних картин: отбор тех из них, в которых праздничность, необычность, яркость выражены особенно интересно

    22.12.2016

    16

    Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля.

    Фонарик из кругов.

    Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий, графические инструкции.

    Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты.

    Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.

    Выполнять разметку деталей с помощью циркуля. Решать задачи на мысленное конструирование.

    Конструировать и изготавливать игрушку из кругов.

    29.12.2016

    17

    «Всякая красота фантазии да умения требует».

    Маски – фантастические
    и сказочные образы, маски ряженых.

    Образ зимы в карнавальной маске. Связь образа и декора.

    Эскиз карнавальной маски (материалы
    по выбору).

    Беседа о традициях маскарадных представлений у разных народов и на Руси. Работа по созданию образа матушки-природы на основе отбора интересных и характерных для зимы признаков и атрибутов. Выполнение эскиза образа матушки-зимы с использованием разнообразных материалов.

    Народный орнамент России.

    18

    Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля.

    Новые приёмы конструирования и моделирования форм.

    Ёлочное украшение «звезда».

    Читать текст, рассматривать и обсуждать образцы изделий.

    Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и угольника.

    Решать задачи на конструирование по образцу и заданным условиям.

    Конструировать и изготавливать изделие по образцу / по собственному замыслу.

    19

    «В каждом посаде в своём наряде».

    Русский народный костюм: узоры-обереги.

    Символика цвета.

    Знакомство с ансамблями северорусского и южнорусского костюма из коллекции Государственного исторического музея и музея этнографии. Творческая работа, связанная с завершением орнаментов, украшающих народный костюм.

    20

    Прихватка для горячей посуды. Аппликация из бумаги

    Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий.

    Выполнять аппликацию изделия с помощью цветной бумаги

    Создавать в воображении мысленный образ изделия в соответствии с дизайнерской задачей.

    Конструировать и изготавливать детали отделки изделий.

    Решать задачи на целесообразное использование материалов в отделке изделия.

    21

    Дорогие, любимые, родные.

    Женский портрет: выражение и пропорции лица.

    Беседа о первом весеннем празднике, о празднике всех женщин.

    Работа по репродукциям женских портретов, ответы на вопросы.

    Чтение схем изображения головы человека.

    Создание портрета любимого человека (мамы, бабушки, сестры). Рисование по наблюдению, по памяти (акварель, гуашь, кисти, фломастеры, мелки) (по выбору)

    22

      Творческое конструирование.

    Доконструирова

    ние записной книжки по творческому заданию

    Рассматривать и изучать образцы изделия.

    Выполнять эскизы вариантов изделия.

    Подбирать необходимые материалы для работы.

    Изготавливать (доконструировать, дополнять) изделие по собственному замыслу.

    23

    Широкая Масленица.

     Декоративная композиция (обрывная апплика-
    ция).

    Беседа о традиционном народном празднике Масленице как об одном из любимых весенних увеселений народа.

    Работа по репродукциям картин, представленным в учебнике. Создание собственной композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации. Рисование по наблюдению
    и по представлению: техника – обрывная аппликация

    24

    Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломы.  

    Читать, слушать, обсуждать информацию.

    Рассматривать и обсуждать образцы и фотографии предметов окружающего мира.

    Решать задачи на конструирование.

    Упражняться в создании конструкций из соломенных трубок.

    Изготавливать пирамиду из соломенных трубок.

    25

    Красота
    и мудрость народной игрушки.

    Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства.

    Раскрашивание по шаблону.

    Знакомство с народной русской деревянной игрушкой из разных центров художественных традиционных промыслов: Сергиев Посад, Богородское, Семенов, Полховский Майдан, Федосеево.

    Беседа, раскрывающая определение: игрушка – «зеркало жизни».Выполнение зарисовок понравившихся народных деревянных игрушек.

    26-27

    Конструирование из разных материалов. Модель ракеты. Украшение аппликативно.

    Читать информацию, инструкции и рекомендации в учебнике.

    Рассматривать образцы изделий.

    Создавать мысленный образ конструкции и внешнего вида ракеты.

    Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Подбирать необходимые материалы в соответствии с замыслом и технической задачей.

    Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с замыслом и общей учебной информацией по теме.

    Украсить изделие аппликативно.

    28-29

    Герои сказки глазами художника.

    Беседа о сказке как об одном из видов народного творчества.

    Просмотр иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций.

    Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою.

    Выполнение схематичного построения эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации.

    30

    Водные просторы России. Морской пейзаж: линия
    горизонта и колорит. Изображение по памяти морского пейзажа.

    Беседа об одном
    из главных признаков весны – таянии снегов, оживлении рек, озер, морей. Рассматривание морских пейзажей, подготовка ответов на вопросы.

    Чтение композиционных схем и нахождение соответствующих им живописных произведений. Экспериментирование
    с цветом и выполнение творческого задания  .

    Основы художественного изображения.

    Рисование по наблюдению, по памяти или представле-

    нию (акварель, кисти, карандаш)

     31

    Аппликация из бумаги «Лето, лето красное!»

    Беседа о предстоящем лете, летних каникулах. Рассматривание летних пейзажей, рисование летнего пейзажа.

    32 -33

    Силуэт: красота линий и форм.

    Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.

    Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).

    Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги.

    Вырезать детали по сложному контуру.

    Создавать в воображении  образ ажурной симметричной формы, прогнозировать действия по ее созданию и совершенствованию и выполнять работу в соответствии с замыслом.

    34

    «У всякого мастера свои затеи».

    Орнаменты народов мира: традиции мастерства.

    Зооморфные орнаменты в искусстве народов мира.

    Беседа о том, как богатый животный мир Земли оживает в произведениях народных мастеров мира. Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-симво-лах в народном искусстве, полученными в течение разных лет обучения в школе.

    Творческая работа в тетради.

    Определение «экспертами-искусствоведами» призовых  мест  на выставке  детских работ  «У   всякого мастера  свои  затеи».

    Орнаменты народов мира. Импровизация по мотивам образов- символов в искусстве народов мира

     


     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского

    Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

    Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

    Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

    Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

    Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

    Урок изобразительного искусства и технологии в 3 классе

    Умение работать своими руками и делать чудесные вещи, открытки, рамки для фотографий....

    Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 1 класса

    Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии разработана для учащихся 1 класса коррекционного (8 вида) надомного обучения. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическ...

    Основные методики преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах

    Перечень программ и методик изобразительного искусства и технологии, их цели, задачи и характеристика....

    рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

    Рабочая ааптированная программа по изобразителльному искусству предназначена для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...