Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Кочергина Ирина Павловна

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии разработана для учащихся 1 класса коррекционного (8 вида) надомного обучения. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_1_klass_nadomnoe_obuchenie.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» и «Технология» для учащихся 1 класса  с задержкой психического развития расчитана на 33 часа в год (1 час в неделю, 33 учебные недели)  на каждый предмет.

На  индивидуальное обучение  технологии и изобразительного искусства выделен  1 час  в неделю ,   (33 часа в год, 16 часов на изобразительное искусство, 17 часов на технологию.).  

 

            Целью данной программы является:

  • оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
  • способствовать формированию личности ребенка;
  • воспитание положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство и технология как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

                    На уроках    изобразительного искусства и технологии ставятся  следующие основные задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
  • Духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомства с современными профессиями;
  •  Формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; Воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
  •  Формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий проектной деятельности;
  • Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях в нестандартных ситуациях; Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
  • Знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  •  Овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) – разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  •  Знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира
  • Знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
  •  Учатся экономно расходовать материалы;

Для решения этих задач программой предусмотрены следующие виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве, работа с бумагой, аппликации, оригами, лепка из пластилина, фольги.

                   

Общая характеристика учебного предмета

Подготовительные занятия

 Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки и поделки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
             В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
             Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
           Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
             После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

Декоративное рисование

      На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
              Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
               Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование с натуры

                     Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
        Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
              Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
            На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы

      Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
                        В 1  классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

Работа с бумагой, аппликации, оригами, лепка из пластилина, фольги.

 Содержанием уроков технологии при работе с разными материалами учить детей пользоваться разными инструментами, чувствовать фактуру материала, уметь ее обрабатывать.

           В программу по изобразительному искусству  и технологии  включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:

  • овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
  • освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
  • развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
  • формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
  • развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с  учебным планом, реализация программы рассчитана на 33 часа (1 час в неделю на каждый предмет).  Учитывая, что обучающемся выделен один час в неделю, то на изобразительное искусство выделяется-16 часов, на технологию- 17 часов.

Результаты изучения предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • .Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
  •  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  •  Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов
  •  Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
  •  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Подготовительные упражнения  

      Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
      Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
      Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
      Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Декоративное рисование

      Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Рисование с натуры

      Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисование на темы

      Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  В результате обучения детей изобразительному искусству в 1 классе предполагается достижение следующих результатов:

- личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры;  эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса;

- в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;

метапредметные результаты изучения изобразительного искусства и технологии в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;

предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются: 

- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру  других народов;

- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе  выполнения  коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;

- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства;  умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

ОЦЕНКА  ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

                     Учащиеся должны уметь:

  • организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
  • различать и называть цвета;
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
  • передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Состав учебно-методического комплекта по технологии и изобразительному искусству.

  • Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2013. 
  • Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2012.
  • Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.
  • Шпикалова, Т. Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1 - 4 классы. / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2013.
  • Н.М. Конышева. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век;
  • Н.М. Конышева. Технология. 1 класс. Рабочие тетради №1 и №2. - Смоленск: Ассоциация XXI век;
  • Н.М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век;
  • Н.М. Конышева. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век.

Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Характеристика

основных видов деятельности

Дата

(плани

руемая)

Дата

(фактическая)

1

Жанры изобразительного искусства. Земля-кормилица. Рисование

  овощей и фруктов
(акварель, гуашь).

 Загадывание и отгадывание загадок о дарах осени; чтение пословиц, поговорок, примет об осеннем урожае, рисование с помощью учителя овощей и фруктов

07.09.2016

2

Лепим из пластилина. Чудо-дерево.

 Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами труда.  

14.09.2016

3

Рисование осеннего пейзажа .
(акварель,
гуашь).
О чем рассказали красочная осень и кисточки

  «Операция “Волшебная кисточка”» с поиском ответов на вопросы и нахождением пути решения проблемной задачи: как получить такое изображение? Что нужно делать с кисточкой? Как работает кисточка? В чем оригинальность изображения? Как помогают краски? Какими умелыми действиями должна обладать рука художника в этом
приеме? Исполнение художественного изображения приемом раздельного мазка, точки по указанной теме по разработанному индивидуально плану.

21.09.2016

4

Лепим из пластилина. Мышиное семейство

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

28.09.2016

5

Основы изобразительного языка живописи. Превращение точки и пятна в изображение рябины.

Рассматривание (восприятие) красоты рябиновых веток в природе и произведениях художника и народного мастера (коллективное, индивидуальное). Художественно-творческая индивидуальная работа по освоению новых приемов
(выполнение задания – с помощью точки, пятна получить художественное

изображение). Изготовление
печатки-тычка (индивидуально). Рисование с натуры по памяти или по наблюдению ветки рябины (индивидуальная изобразительная деятельность)

05.10.2016

6

Лепим из пластилина. Дары осени.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

12.10.2016

7

Освоение основ
декоративно-прикладного искусства. Хох-лома.

Созерцание произведений мастеров Хохломы. Работа с разделами учебника:  «Открой тайны узоров хохломы», «В гостях у мастера». Ознакомительное чтение и слушание рассказа мастера об узорах золотой расписной хохломы, ее палитре. Рисование основных элементов.

19.10.2016

8

Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм. Тюльпан.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

26.10.2016

9

Рисование узоров золотой хохломы
(гуашь)

 Рисование узоров в зависимости от величины туесков.

16.11.2016

10

Оригами из квадрата.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

23.11.2016

11

Ансамбль русского народного костюма.  Украшение наряда красавицы

Участие  в беседе при ознакомлении с ансамблем русского народного костюма. Коллективное рассматривание элементов русского народного костюма. Индивидуальное рисование украшения наряда красавицы акварелью, фломастерами

30.11.2016

12

Изготовление квадрата из полосы. Собачка.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

07.12.2016

13

Изображение дома Деда Мороза (графические материалы)

Обсуждение фигуры человека и ее изображение по памяти. Коллективное называние признаков зимы в природе родного края. Индивидуальное рисование дома Деда Мороза с использованием графических материалов. Свободное применение приемов кистевой росписи

14.12.2016

14

Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Твор-
чество
В. М. Васнецова.
Изображение героев зимних сказок.

Коллективная беседа «В гостях
у зимней сказки и ее героев». Фронтальная беседа: перечисление знакомых зимних сказок и их героев, образное изображение. Коллективное ознакомление с героями сказок в произведениях художников и народных мастеров. Индивидуальное рисование гуашью, составление рассказа по своему рисунку.

21.12.2016

16

Аппликация из засушливых листьев. Золотая осень.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

28.12.2016

16

Линия
и мазок
в художественном изображении.   Рисование снежных цветов на окне
(акварель).  

Фронтальная – ознакомление
с художественно-дидактической таблицей «Элементы кружевного узора» .
 Коллективная беседа при рассмотрении панно
Е. Ельфиной «Поющее дерево», А. Дейнека «Девочка у окна». Индивидуальное рисование узора

17

Работаем с яичной скорлупой. Ёлочная игрушка.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

18

Знакомство с каргопольской игрушкой. Роспись силуэтов игрушек
(гуашь).

Фронтальная – ознакомление
с художественно-дидактической таблицей «Каргопольский узор»  .   Индивидуальная роспись силуэтов игрушек

19

Лепка каргопольской игрушки по образцу

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка)      

20

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.  

Украшение сна-ряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

Ознакомление с воинским снаряжением, в ходе фронтальной беседы композиционное решение орнаментального украшения
снаряжения русского богатыря

22

Лепим из фольги.  «Серебряный паучок»

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

23

Изображение по воображению животных. Конь-огонь.
Декоративная композиция по представлению
(гуашь).

Беседа на выяснение знаний обычаев, преданий, сказок, пословиц, поговорок, связанных с животными. Коллективное описание образа коня в сказках, народной игрушке. Индивидуальное изображение по воображению животных. Декоративная композиция по представлению.

24

Размечаем детали по шаблону. Аппликациия  «Снеговик»

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

25

Дымковская игрушка. Связь скульптуры и де-коративно-при-кладного искусства. Лепка из пластилина или глины
по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь).

Фронтальная беседа после комментированного чтения текста в учебнике. Коллективное обсуждение изображенных дымковских игрушек, определение типажа игрушек по одежде (городской или народной), декоративного решения главных частей народной женской одежды
(юбка, кофта, передник, кокошник), сравнение
в геометрическом орнаменте, украшающем фигурки кукол и животных, установление связи росписи с пластикой игрушек.

26

Размечаем по линейке и сгибанием. Цепь из бумажных колец.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

27

Вариация дымковских узоров
(гуашь).

Индивидуальное создание своего «дымковского» узора
на белом листе гуашью

28

Образы зимней сказки. Новогодняя ёлка

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

29

Рисование бегущего ручья по представлению
(акварель,
гуашь)

Фронтальное обсуждение разных технических приемов при работе
с красками и кистью (пятно, мазок, цветная линия). Индивидуальное рисование бегущего
ручья

30

Образы зимней сказки. Сказочный заяц.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

31

Понятие о теплых
и холодных цветах, о множестве
оттенков.   Превращение красочного пятна в дерево
(акварель).

Фронтальная
беседа о наблюдениях за весенней природой,
о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Кол-лективное и индивидуальное экспериментирование с цветными пятнами. Индивидуальное видение волшебного превращения красочного пятна в изображение (дерево) акварелью

32

Аппликация «Парусник»

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.

33

Разные образы- разные способы работы. Аппликация  «Салют»

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;  ).

 Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта

Оценивать результат деятельности: проверять   изделие   в   действии, корректировать при необходимости его конструкцию  . Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы:   их   виды,   физические свойства  (цвет,   фактуру,   форму и др.), технологические свойства, способы   обработки   материалов (разметка,    выделение   деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работы с приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами.

труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства и технологии в 3 классе

Умение работать своими руками и делать чудесные вещи, открытки, рамки для фотографий....

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии для учащихся 3 класса

Адаптированная программа по изобразительному искусству и технологии  составлена для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Содержит пояснительную записку, календарно- тематическое п...

Основные методики преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах

Перечень программ и методик изобразительного искусства и технологии, их цели, задачи и характеристика....

рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

Рабочая ааптированная программа по изобразителльному искусству предназначена для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...

Адаптированная программа по изобразительному искусству 2 класс

Рабочая программа разработана на основе:                     1.Федерального  государственного о...

Рабочая программа по изобразительному искусству и технологии " Творческая мастерская"

Календарно-тематическое планирование можно использовать для учеников 2-3 классов....

Рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству (вариант 80.2) 1 класс

Рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021...