Исследовательская работа на тему: «КРАСКИ ВОКРУГ НАС»
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Исследовательская работа "Краски вокруг нас"  помогла ребенку узнать откуда появились краски, что с ними происходит из-за смешивания разных видов краски.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Исследовательская работа на тему:

        «КРАСКИ ВОКРУГ НАС»        

Истомина Ольга Сергеевна,

 воспитатель МБДОУ детский сад №62 «Золотой улей»

город Старый Оскол Белгородская область

Цель работы: выяснить, можно ли сделать краски из растений, произрастающих на территории Белгородской области.

Задачи исследования:

  • узнать, как появились краски, познакомиться со способами их получения;
  • попробовать получить стойкие природные (естественные) краски в домашних условиях.
  • узнать мнение профессионалов (художника) о возможности использования природных красок в наше время.

Гипотезы:

  1. Может быть, разные растения, имеющие разную окраску, могут окрашивать предметы в разные цвета.
  2. Может быть, если растения имеют способность окрашивать, то из них можно сделать краску и рисовать.

Методы:

  1. Поиск и анализ информации в детских энциклопедиях, в сети Интернет.
  2. Опытно-экспериментальная деятельность
  3. Практическая деятельность: рисование.

Однажды летом собирая вместе с мамой ягоды черной смородины я испачкала майку соком. «Как же теперь отстирать это ягодное пятно» – задумчиво сказала мама. Тут же я заметила, что и руки от ягоды стали красно-фиолетовыми. Значит, ягодой можно рисовать?! А, значит, можно попробовать сделать краски для рисования. Но мне нужны краски разных цветов. Я подумала:

1. Может быть, разные растения, имеющие разную окраску, могут окрашивать предметы в разные цвета.

2.  Может быть, если растения имеют способность окрашивать, то из них можно сделать краску и рисовать.

Объектом моего исследования стали растения, растущие в нашем районе, а предметом исследования – их способность окрашивать.

У меня возник вопрос: ведь краски существуют с давних пор. Еще древние люди рисовали картины. Но ведь раньше не было заводов по изготовлению красок. Где же древний человек брал краски?

Я обратилась к маме. Вместе с ней мы открыли энциклопедию и узнали, что еще древние люди рисовали на стенах пещер сажей и глиной.

Мы решили попробовать рисовать как древние люди. Вот, что у нас получилось.

А потом мама предложила сделать краску из овощей, и мы пошли на кухню. Под руки нам попались свекла и морковь. Из них мы сделали бордовую и оранжевую краску. А еще мама вспомнила, что замечательный коричневый цвет можно получить из отвара луковой шелухи.

Я спросила, а из чего можно получить зеленую краску? Мама предложила провести эксперимент. Мы взяли листья крапивы и растолкли их в ступке. Получили сок зеленого цвета. Я смогла нарисовать пейзаж. Только небо нарисовать не получилось, ведь нужна голубая краска. Ее, наверно,  можно получить из ягод голубики, но в наших краях она, к сожалению, не растет.

В итоге наших с мамой экспериментов я вся перепачкалась, а потом на рисунки попала вода и все размыла. Мои рисунки были испорчены. Что же делать, чтобы краски стали стойкими? Мы с мамой обратились в Интернет. Там мы узнали, что, для того, чтобы сделать краски долговечными, люди стали смешивать разные материалы. Они подбирали подходящий связующий элемент. Это могла быть глина, животный клей или яйца. Оказывается, что яичный желток и сегодня используется для изготовления красок.

Я тоже решила сделать свою стойкую природную краску. Для этого я обратилась к папе, так как он у меня художник и часто смешивает разные краски. Он мне объяснил, что для изготовления краски нам понадобится:

  • красящий пигмент
  • связующие вещества
  • растворитель
  • наполнитель

Каждый из этих компонентов по-своему влияет на свойства краски. С пигментом всё понятно – именно он придает цвет краске. Связующие вещества – это клеи животного или растительного происхождения. Такой клей можно купить в специальном магазине, но мой папа варит его сам. Клей при высыхании образует на поверхности краски прочную пленку, которая удерживает пигменты. Растворители нужны для того, чтобы краски были менее вязкими, их было проще набирать на кисточку и наносить на окрашиваемую поверхность. Наполнители вводятся в состав красок для того, чтобы изменять ее матовость.

Мы собрали все необходимые компоненты и получили краски, которыми можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.

А моя прабабушка вспомнила, что раньше им мама делала краски, используя мёд, сливочное масло, соки овощей и фруктов. Мы сразу изготовили такие вкусные краски и попробовали рисовать ими вместе с папой. Вот какие рисунки получились в итоге моих экспериментов.

Итак, в ходе исследования подтвердилась моя гипотеза о том, что растения, имеющие разную окраску, могут окрашивать предметы в разные цвета, а гипотеза о том, что из них можно сделать краску и рисовать подтвердилась не полностью. Я узнала, что такие краски неустойчивы, а чтобы они стали стойкими, в них надо добавить связующие вещества, наполнитель и растворитель.

Вывод:

Я добилась своей цели и смогла изготовить природные краски в домашних условиях, получила чудесные рисунки как на бумаге, так и на ткани. А самое главное, я узнала, что все эти краски находятся буквально у нас под руками, стоит только присмотреться повнимательнее. 

Список используемой литературы:

 Алексеева, В. В. Что такое искусство? [Текст] / В.В.Алексеева / М.: Советский художник, 1973. – 234с. - ISBN5269002957

 Энциклопедия для детей [Текст] / Искусство - Часть 2.- М.: Аванта+, 2005. – 176с. 978-5-98986-370-9 

Титова, И. М. Вещества и материалы в руках художника, [Текст] / И.М. Титова - М.: 2001 г. – 57с. 5-7084-0054-4

Тайны живой природы [Текст] / Перевод с англ. А.М. Голова — Москва.: Росмэн, 1997. —117 с. 5-8451-0121-2 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские работы на тему: "Краски осени".

Рисунки на тему: "Краски осени" выполнены ребятами 3-го класса с использованием природного материала: осенние листья, лепестки цветов....

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Исследовательская работа по теме: "Гырон быдтон-праздник окончания весенних полевых работ удмуртов"

Народные праздники представляли яркую демонстрацию народного творчества: устно-поэтическую, музыкальную, хореографическую, прикладную, театральную. Они выполняли не только развлекательную функцию, чер...

Исследовательская работа по теме по теме "Разгадка секрета радуги"

Данная работа готовилась учениками нашего класса для школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее", которая проходит в нашей школе уже шестой год....

Контрольная работа по теме "Посмотри вокруг. ориентирование на местности"

Данная контрольная работа позволяет проверить знания учеников по темам , используя 2 варианта....

Проверочная работа по теме "Посмотри вокруг. Что такое компас?"

Проверочная работа  по окружающему миру составлена для обучающихся 2-х классов  по УМК "Школа России" под редакцией А.А. Плешакова. Цель работы: проверить сформированность и р...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...