Исследовательская работа по теме по теме "Разгадка секрета радуги"
опыты и эксперименты по окружающему миру (1 класс) на тему

Когутовская Людмила Николаевна

Данная работа готовилась учениками нашего класса для школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее", которая проходит в нашей школе уже шестой год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgadka_sekreta_radugi.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Пролетарская СОШ"

Научно - исследовательская работа

по теме

" Разгадка секрета радуги»

(школьная научно-практическая конференция

"Шаг в будущее")

Работа выполнена

обучающимся 1 «Б» класса

Сафроновым Владимиром

                                                                           Руководитель:

                                                                                Когутовская Л. Н.

                                                                                учитель начальных классов

 2014- 2015учебный  год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ……………………………… 4  
  2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ   ЧАСТЬ  .......................................... 4        

2.1. Радуга в мифах и легендах……………………………………   4

2.2.Научные подходы в изучении радуги ………………………    5

2.3.  Можно ли увидеть радугу ночью  ……………….............     6                    

         

III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ .................................  6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..... 7

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………........8

Цель исследования:

определение связи между дождем, солнцем и появлением радуги, возможность  получения радуги в домашних условиях.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературные источники, интернет-сайты по вопросу возникновения радуги, её изучения.
  2. Узнать, какие народы упоминали радугу в своём фольклоре.
  3. Провести опыты, которые показывают, что такое радуга и как она появляется.
  4. Узнать, можно ли увидеть радугу ночью.

Объект исследования – природное явление радуга.

     Предмет исследования – происхождение радуги.

Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

Выдвинутые гипотезы:

  1. Предположим, что радуга появляется только в солнечный день во время или после дождя.
  2. Предположим, что ночью радугу в природе увидеть невозможно.
  3. Предположим, что радугу можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света.

  1. Вступительная  часть

    Иногда на небе можно наблюдать яркие полосы, окрашенные в разные цвета. Это интересное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идет дождь. Это явление называется радуга.

     Огромная в полнеба арка  из  переходящих друг в друга семи цветов: от красного до фиолетового – одно из самых красивых явлений в природе. Мы рисовали радугу на уроках ИЗО, на уроке окружающего мира заучивали последовательность её цветов.

   Нам стало интересно: откуда берётся радуга? И почему она разноцветная?

II Теоретическая часть

2.1 Радуга в мифах и легендах

Радуга – это великолепное красочное явление, издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство.

Радуга — атмосферное  явление, которое можно наблюдать обычно после дождя . Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. Её появление для людей означало «радужные» перспективы на будущее.

Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.

В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, союз Неба и Земли. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Славяне полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.

2.2 Научные подходы в изучении радуги

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе?   Ответ на этот вопрос мы искали в энциклопедиях. Вот, что мы узнали.

    Эта загадка занимала людей очень долго. Пока однажды её не разгадал  английский учёный Исаак Ньютон. Учёный проделал простой опыт и выяснил, что причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. В своём опыте Ньютон поставил на пути солнечного луча прозрачную призму. На противоположную стену он прикрепил лист бумаги. Луч солнца, пройдя сквозь призму и попав на бумагу, стал разноцветным. Учёный выделил 7 цветов, на которые распался белый свет: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эту последовательность Ньютон назвал СПЕКТР. Цвета в спектре идут совсем как в радуге.

   Как же возникает радуга? Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма ( показывает детям призму), и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга.

Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или вечером.

     Радуга может появиться не только во время дождя, но и около фонтана, водопада или во время полива растений из лейки или шланга.

Для неё нужны маленькие капельки воды, которые висят в воздухе, и солнце. Когда его лучи проходят сквозь водяные капли, то каждая капля действует как призма в опыте Ньютона.

   Цвета в радуге идут в строгой последовательности и никогда не меняются местами. Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали стишок: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

2.3. Можно ли увидеть радугу ночью?

Вы когда-нибудь видели лунную радугу? Оказывается, такое чудо тоже бывает. Об этом мы узнали в сети Интернет. Ночная радуга или лунная радуга  ничем не отличается от обычной радуги. Вот только появляется она ночью и порождается луной, а не солнцем. Не удивительно, что ночная радуга более бледная, чем дневная. Луна ведь всего лишь отражает часть солнечного, поэтому и лунная радуга не может быть яркой. 

III.Экспериментальная часть

Получение радуги в домашних условия

Чтобы доказать, что радугу можно получить в домашних условиях, мы провели несколько опытов.

Опыт первый

Оборудование: прозрачная трехгранная призма.

Мы рассматривали сквозь призму предметы белого цвета, они выглядели цветными. С помощью призмы мы получили изображение радуги на стене.

Для этого мы «поймали» призмой солнечные луч. Таким образом получил радугу в «домашних» условиях И.Ньютон.

Этот опыт легко повторить и с искусственным источником света.

 

Опыт второй

Оборудование: мыльный раствор, полая трубка.

Мы надули мыльный пузырь. Повернули его так, чтобы на поверхность падали солнечные лучи. Шар «заиграл» всеми цветами радуги.

Опыт получился у всех. Он очень прост в исполнении.

Опыт третий

Оборудование: стакан с водой, белый лист.

Мы поставили стакан с водой так, чтобы солнечные лучи проходили сквозь стакан. На белом листе нам удалось увидеть радугу.

  1. Заключение:

    При работе над данной темой  мы поняли, что  радуга является одним из самых красивейших явлений природы. Мы узнали много нового о радуге  и практически подтвердили свои знания, о том, как появляется радуга. наши гипотезы подтвердились.

Выводы:

  • радуга появляется в солнечную погоду после или во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли;
  • очень редко в природе можно наблюдать лунную радугу;
  • получить радугу в домашних условиях возможно.

        Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут  - радуга. Существует примета, что если стоя под радугой загадать желание оно обязательно сбудется!

Используемая литература:

  1. Новая детская энциклопедия, Москва РОСМЕН, 2011г.
  2. Детская энциклопедия «Все обо всем» под ред. А. Ликум.- изд.-во «АСТ» - 1997.
  3. Хочу все знать. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта, Москва 2008г.
  4. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – М.:Педагогика – Пресс, 1993.
  5. http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Rainbow_at_Ladoga.jpeg/320px-Rainbow_at_Ladoga.jpeg&imgrefurl=http://ru 
  6. http://prirodamatushka.ru/?p=1442 
  7. http://florsita.ru/post127722871/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Исследовательская работа по теме: "Гырон быдтон-праздник окончания весенних полевых работ удмуртов"

Народные праздники представляли яркую демонстрацию народного творчества: устно-поэтическую, музыкальную, хореографическую, прикладную, театральную. Они выполняли не только развлекательную функцию, чер...

Исследовательская работа на тему "Радуга"

Данная работа содержит информацию о том,как ребенок объясняет образование радуги.В доступной для детей младшего школьного  возраста форме рассказывает как провел опыт и наблюдение....

Исследовательская работа на тему: «Секреты зубной пасты?»

Красивая улыбка – это свидетельство здоровья, способ улучшить настроение и расположить к себе. Не удивительно, что все мы заботимся о красоте зубов и свежести дыхания. Если у человека красивые белые з...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»

quot;Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников"                             ...

Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)

Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельно...