Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная палитра" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_volshebnaya_palitra_3_klass.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 15

«Рассмотрено»

Руководитель МО нач. кл.

________ /Евдокимова И. В./

Протокол №1

от «__» ___________ 2014 г.

«Согласовано»

Председатель МС

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 15

_________ /Кравченко И. А./

«__» ______________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 15 _________   /Ермакова Е. А./

Приказ № ___ от «__»

______________ 2014 г.

 

Внеурочная деятельность

Программа кружка «Волшебная палитра»

3 класс

Программа составлена    учителем начальных классов    МБОУ «СОШ  № 15 Евдокимовой И. В.

1 квалификационная категория

.

2014 – 2015 учебный год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа «Волшебная палитра» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты  второго  поколения)).

Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и  др.

Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству для начальной школы. Таким образом,  осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития младшего школьного и среднего школьного периодов жизни детей.

         Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы «Волшебная палитра» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие:

  • научить слушать,  видеть,  понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  • обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;

воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитать нравственные качества детей;
  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

развивающие:

  • развивать образное мышление, творческие способности;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки,  украшения для интерьера, они для себя и своих близких.

Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа решает различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.

Уровень результатов работы по программе:

Первый  уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.

Второй уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью;  углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.

Третий уровень  обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.

Программа «Волшебная палитра» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю (34 часа).  (переработана в соответствии с календарным графиком и расписанием внеурочной деятельности ОУ).  Продолжительность занятия 40 минут.

Формы и методы

На занятиях используются  методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
  • Эвристические

Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).

 В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Основные разделы программы

Количество часов

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

1.

Искусство в твоем доме

7 ч

Личностные:

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Регулятивные:

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

 понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)

2.

Искусство на улицах твоего города

7 ч

3.

Художник и зрелище

10 ч

4.

Художник и музей

10 ч

3. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Оборудование

Содержание занятия, виды деятельности

1. Искусство в твоем доме.

1.1

05.09

“Мое впечатления о лете”

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять  конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.

1.2

12.09

Изготовление игрушек из пластилина, глины.

Пластилин, стеки, дощечка.

1.3

19.09

Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.

Альбом, гуашь, кисти.

1.4

26.09

Цвет и ритм узора.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка»

Л.Малеев «Рязанские девочки»

В.Суриков «Сибирская красавица»

1.5

03.10

Обои и шторы у тебя дома

Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.

1.6

10.10

Иллюстрирование русских народных потешек.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

М.Врубель «Пан»,

.Васнецов «Алёнушка»

Н.Рерих «Заморские гости»

1.7

17.10

Я - художник

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

2. Искусство на улицах твоего города.

2.1

24.10

Памятники нашего села.

Альбом, цв. карандаши, пастэль.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины.  

2.2

31.10

Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

2.3

14.11

Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.

Бумага, ножницы, клей.

2.4

21.11

Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

Тушь, палочка, перья.

2.5

28.11

Витражи. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.

Бумага, ножницы, клей.

2.6

05.12

Рисование машин.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, восковые мелки.

Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.

2.7

12.12

Изготовление проекта улицы города.

Бумага, ножницы, клей.

3. Художник и зрелище (10 ч.)

3.1

19.12

Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.

Альбом, гуашь, кисти.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.

Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.

 Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.

3.2

26.12

Моя кукла

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

3.3

16.01

Мы идём в театр.Изготовление эскиза маски

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

3.4

23.01

Театр кукол. Изготовление головы куклы

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

3.5

30.01

Театр кукол. Изготовление костюма куклы

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

3.6

06.02

Изготовление эскиза декораций

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

3.7

13.02

Изготовление  макетов декораций.

Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы.

3.8

20.02

Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

3.9

27.02

Масленица.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

3.10

06.03

Место художника в зрелищных искусствах.

Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.

4. Художник и музей.

4.1

13.03

Музеи мира.

 

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

А.Матисс «Синий горшок и лимон»

И.Репин «Яблоки и листья»

И.Шишкин «Мухоморы.Этюд»

В.Ван Гог «Подсолнухи»

Понимать и объяснять  роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

 Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

 Называть самые значительные музеи России.  Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

 Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников.

Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

 Лепить фигуру человека или животного.

4.2

20.03

Натюрморт

4.3

03.04

Рисование натюрморта.

Бумага, гуашь, кисть

4.4

10.04

Пейзаж

Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон»

И.Шишкин «Лес зимой»

В.Поленов «Московский дворик»

В.Суриков «Взятие снежного городка»

К.Юон, Б.Кустодиев

4.5

17.04

Рисование портрета.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

А.Веницианов «Захарка»,

И.Серов «Девочка с персиками»

Рембранд «Сын Титус за чтением»

4.6

24.04

Картины исторические и бытовые.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

4.7

08.05

Скульптуры из пластилина.

Пластилин, стеки, дощечка.

А.Дейнека «Лыжники», «Коньки»,

4.8

15.05

Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

Альбом, цв. карандаши, пастэль, гуашь, кисти.

4.9

22.05

Рисование натюрморта.

Бумага, гуашь, кисть

4.10

29.05

Рисование натюрморта.

Бумага, гуашь, кисть

  34   ч.

ИТОГО

4.  Информационно-методическое обеспечение

  1. Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;
  2. Комплект уроков по ИЗО по программам  Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я.Диск.

www.IZOCD .ru

  1. Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Поурочное планирование 1 класс: М.: Просвещение.-2000 год;
  2. Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Учебник: М.:Просвещение.-2009год;
  3. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство. Тетрадь: М.: Просвещение.-2011 год;

6.  Изобразительное искусство. 1–4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С.    Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010

7.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

8.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

9.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

10Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

11.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

12.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

13.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

14.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

15.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

16.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

17.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

      18.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
  2. http:www.Nachalka.com.
  3. http:www.viku.rdf.ru.
  4. http:www.rusedu.ru.
  5. http://school-collection.edu.ru/
  6. www.center.fio.ru
  7. http://www.maro.newmail.ru
  8. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
  9. http://www.int-edu.ni
  1. Прогнозируемые результаты курса

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы)
  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать простые композиции на заданную тему;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Волшебная палитра"

Художественно-эстетическое направление курса "Волшебная палитра" по внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "ИЗО на английском "Волшебная палитра"

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребё...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая палитра" для начальной школы

Курс занятий полноценно готовит к жизни детей младшего школьного возраста: развивает их нравственные качества, интеллектуальные способности, эстетическое восприятие,  повышает уровень развития, в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс).

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс). Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов с использованием регионального компо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра детских голосов"

Через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебная палитра»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического сознания...