Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая палитра" для начальной школы
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Шпотаковская Елена Ивановна

Курс занятий полноценно готовит к жизни детей младшего школьного возраста: развивает их нравственные качества, интеллектуальные способности, эстетическое восприятие,  повышает уровень развития, воспитывает культуру общения, свободное выражение своих    мыслей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено ШМО

начальных классов

_____________/.

Протокол  №  ___    от

«    » ________________ -----------г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ №----

с. -------

_________________/

«   » _______________ ---------г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №---

с. ---------

_____________/ Приказ №____

От «___» _____________ г.

Рабочая программа «Весёлая палитра»

внеурочной деятельности

для 3 «Б» класса

-------------------------------------------

на 2014 – 2015 учебный год

                                                            Автор: учитель   Шпотаковская Е.И.

------------------------------------

2014 г.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………с.3

2. Цели, задачи и принципы внеурочной деятельности……………...с.4

3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся…………   с.5-6

4. Методические рекомендации по проведению занятий……………с.7

5. Учебно-тематическое планирование………………………………. с.8

6. Содержание программы……………………………………………..с.9-11

7. Календарно-тематическое планирование…………………………..с.12-13

8. Формы и виды контроля……………………………………………..с.14

9. Используемая литература……………………………………………с.15

Пояснительная записка

Направленность программы дополнительного образования «Весёлая палитра» является программой художественно-творческой направленности и предназначена для интеллектуального, эмоционального, нравственного и физического развития детей.

Курс занятий полноценно готовит к жизни детей младшего школьного возраста: развивает их нравственные качества, интеллектуальные способности, эстетическое восприятие,  повышает уровень развития, воспитывает культуру общения, свободное выражение своих    мыслей.

Основной формой занятий является игра, которая облегчает осуществление процесса воспитания, обучения и ознакомления детей с новыми явлениями и понятиями. Используются экскурсии на природу, «сказочные» путешествия, конкурсы, драматизация художественных произведений.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. 

2. Цели, задачи и принципы внеурочной деятельности

Основная  цель  программы:  

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности. Способствовать оптимальному общему развитию каждого ребенка.

Задачи:

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

 Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 2 год обучения для обучающихся 7-8лет;
  • развивающий  – 3 года обучения для обучающихся 9-10 лет;
  • исследовательский  – 4 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе второго года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе третьего года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. 

3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  1. Должны знать:  названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь: пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные  внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Весёлая палитра»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Познавательные   начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  •  сбор информации;
  • обработка информации (с помощью  ИКТ);
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, «письменным» способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать  общие приёмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

Регулятивные   начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные      В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

4. Методические рекомендации по проведению занятий

В ходе работы используются такие формы обучения, как рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.  

Формы занятий  Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. 

5. Учебно-тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

1

Работа с цветом

7

2

Многообразие линий

6

3

В царстве Флоры.

6

4

Рисуем птиц.

5

5

Рисование насекомых.

5

6

Обитатели моря

4

7

Итоговый урок

1

          Итого

34

6. Содержание программы

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

 часов

Дата

Раздел 1:  Работа с цветом. 7

1

Тема 1.

Путешествие по стране     «Рисовандии.»

Непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные.

Сказка про краски «Кто главнее?».

1

2

Тема 2.

Основные хроматические цвета (три волшебных краски).

Раскрашивание подвижной игрушки – самоделки.

1

3

Тема 3.

Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных (техника лессировки, пуантилизма, «а-ля прима»).

Способ рисования «по мокрому фону».

1

4

Тема 4.

В царстве Солнца.

Теплая цветовая гамма.

Закреплять знание детьми разных оттенков.

Художественное конструирование здания из геометрических элементов с соответствующей дорисовкой, украшениями.

1

5

Тема 5.

 Сказка о красках, веселых и грустных.

 «Осенние листья».

1

6

Тема 6.

Путешествие к Фее цветов.

 

1

7

Тема 7.

Сказка о фломастерах и цветных карандашах. Яркие, звонкие и нежные краски. Смешивание двух техник.

1

Раздел 2: Работа над линией

12

Многообразие линий

6

8

Тема 1.

В гости к кисточкам.

Приемы работы с кистью (всей кистью, концом).

Виды линий.

1

9

Тема 2.

Сказка о простом карандаше и резинке.

Способы передачи тона с помощью штриховки.

Рисование гнезда «сеточкой», шерсти котика – короткими штрихами. Графика.

1

10

Тема 3.

Волшебная страна Игрушек.

Работа с соленым тестом. Изготовление игрушки.

1

11

Тема 4.

Игрушечные петушки. Солёное тесто.

Разнообразие форм предметов, возможности линий.

Закрепить знание контрастных цветов.

Роспись петушков.

1

12

Тема 5.

Принципы построения орнамента .

Ритм линий. Развитие ассоциативного мышления.

1) Рисование бордюров.

2) Роспись посудных форм.

1

13

Тема 6.

Сказка о том, как поспорили кисти и перья.

Показать возможности линий, приемы работы с кистью и палочкой.

Кляксография. Дорисовка пятна кистью (птичка, ежик).

1

В царстве Флоры.

6

14

Тема 1.

В царстве Флоры. Дуб.

Образы дубов-богатырей (на картинах, в стихах, в музыке).

Показать характер линий, ритм пятен (крона - техника тычка, прием работы с мятой бумагой).

1

15

Тема 2.

Надежные папины руки сумеют сберечь этот мир.

Образ богатыря – защитника (на картинах, в стихах, в музыке). Коллаж.

Лепка фигуры богатыря по частям ленточным способом.

1

16

Тема 3.

В царстве Флоры. Береза.

Разные образы – стройная красавица и озорная девочка. Передача разных по характеру линий, их направление.

Рисование большой и маленькой березы.

1

17

Тема 4.

В царстве Флоры. Рябинка.

Передача через характер линий образа хрупкой девочки.

Ритм пятен (ягоды – техника тычка).

Показать борьбу теплой и холодной цветовой гаммы (на голубом фоне «горят» красные ягоды).

1

18

Тема 5.

В царстве Флоры. Ель.

Показать характер, ритм, движение и направление линий. Отработка технических приемов рисования (концом, плашмя, примакиванием).

Рисованием большой и маленькой ели.

1

19

Тема 6

Зимний пейзаж

1

Раздел 3: Работа над формой. 15

Рисуем птиц. 5

20

Тема 1.

Рисование птиц. Петух.

Знакомство с поэтапным рисованием птиц.

1

21

Тема 2.

Рисование птиц. Большеглазая сова.

Использование линий разной конфигурации.

Создать видимость оперения – щетинкой.

1

22

Тема 3.

Рисование птиц. Попугай.

Разнообразие видов попугаев, использование ярких, веселых красок.

1

23

Тема 4.

Рисование птиц. Лебедь.

Грациозность в изгибе линий.

Новый способ рисования – мелом (легкость, воздушность).

24

Тема 5.

У кормушки

1

Рисование насекомых.5

25

Тема 1.

«Право – лево». Симметрия. Декоративное рисование

1

26

Тема 2.

Бабочка расправляет крылья.

Разнообразие форм и видов бабочек. Ритм пятен.

Закрепить знание основных и составных цветов.

1

27

Тема 3.

Божья коровка.

Разнообразие форм и видов божьих коровок. Ритм пятен. Закрепить знание основных и составных цветов.

1

28

Тема 4.

Стрекоза.

Разнообразие форм и видов стрекоз. Закрепить знание основных и составных цветов.

1

29

Тема5.

Оригами. Насекомые.

1

Обитатели моря 4

30

Тема 1.

«Вода. Обитатели водоемов: рыбы»

Работа над линией и формой.

Технические приемы рисования (чешуйки – концом тонкой кисти, хвост и плавники – щетинкой, плашмя).

1

31

Тема 2.

Обитатели моря. Осьминог.

Технические приемы рисования

1

32

Тема 3.

“Волшебная страна - подводное царство”.

Технические приемы рисования

1

33

Тема 4.

«Рыбки в аквариуме»

1

Итоговый урок 1

1

34

Тема 5.

«Разноцветная страна»

Обобщение знаний о возможностях линии (характере, ритме, движении, направлении). Закрепление всех технических приемов работы с кистью.

1

            Итого:                                                                                                 34 ч.

7. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Путешествие по стране     «Рисовандии.»

1

2

Раскрашивание Дымковской игрушки

1

3

Способ рисования «по мокрому фону».

       «Осенние листья»

1

4

В царстве Солнца.

Художественное конструирование здания из геометрических элементов с соответствующей дорисовкой, украшениями. 

1

5

Сказка о красках, веселых и грустных.

 «Осенние листья».

1

6

Путешествие к Фее цветов.

1

7

«Разноцветный шар земной».

1

8

В гости к кисточкам.

"Осенний лес"  

1

9

Способы передачи тона с помощью штриховки.

1

10

«Работа с соленым тестом. Рыбка».

1

11

Декоративная роспись Петушок-золотой гребешок

1

12

Принципы построения орнамента .  

1

13

Кляксография.  Дорисовка пятна кистью (птичка, ежик).

1

14

В царстве Флоры. Дуб.

1

15

Образ богатыря – защитника (на картинах, в стихах, в музыке). Коллаж.

1

16

В царстве Флоры. Береза

1

17

В царстве Флоры. Рябинка.

1

18

В царстве Флоры. Ель.

1

19

Зимний пейзаж

1

20

Рисование птиц. Петух.

Знакомство с поэтапным рисованием птиц.

1

21

Рисование птиц. Большеглазая сова.

1

22

Рисование птиц. Попугай.

1

23

Рисование птиц. Лебедь

1

24

У кормушки

1

25

«Право – лево». Симметрия. Декоративное рисование.

1

26

Бабочка расправляет крылья.

1

27

Божья коровка.

1

28

Стрекоза.

Разнообразие форм и видов стрекоз.

1

29

Оригами. Насекомые.

1

30

 «Вода. Обитатели водоемов: рыбы»

1

31

Обитатели моря. Осьминог.  

1

32

“Волшебная страна - подводное царство”.

33

Рыбки в аквариуме

1

34

«Разноцветная страна»

1

Всего часов:

34

8. Формы и виды контроля

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  работ
  4. Презентации

Формы и виды контроля

виды контроля

содержание

методы

сроки контроля

Вводный

Области интересов и склонностей.

Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала по темам, разделам

Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения

По каждой теме

Творческий потенциал учащихся

Наблюдение, игры, упражнения. Участие в районных выставках.

Ноябрь

Декабрь

Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю

Наблюдение,

В течение года

Коррекция

Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана

Помощь в самореализации, самоконтроле

В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Зачетные, творческие работы. Выполнение творческого проекта

Май

  1. Используемая литература

  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
  12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
  13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
  18. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2001г.
  19. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина
  20. Э.И. «Дрофа» 2007г.
  21. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
  22. школе «Академия», 2006г.
  23. 21. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.
  24. Обнинск. 2007г.
  25. 22. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Путешествие по стране прав человека"

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаий А. Бочарова Младшим школьникам о праве...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "ИЗО на английском "Волшебная палитра"

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребё...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Здоровячок"

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирвание, содержание рабочей программы, список литературы....