Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Здоровячок"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Лемайкина Татьяна Викторовна

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирвание, содержание рабочей программы, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyachov_1_kl_gotovyy.doc44.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа составлено на основе следующих нормативных документов:

     -   Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»

 - «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации  внеучебной деятельности учащихся».

     -  авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы.

    -  Борисова У.С. Программа курса валеологии  «Расти здоровым».

    - Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы).

          Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

  • образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
  • наследственность (20 %);
  • внешняя среда (20 %);
  • качество медицинского обслуживания (10 %).

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье  учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

        Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

  • сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
  • воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.

      Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению « Здровячок» направлена на решение этих задач.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся  приёмам по профилактике простудных

заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у

младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского

травматизма.

Программа курса « Здоровячок» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у

школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется

во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.

  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним

из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического

и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих

закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения

педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

  • Принцип цикличности способствует упорядочению процесса

педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с

максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую

степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности

содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи

укрепления здоровья школьника.

  • Принцип формирования ответственности у учащихся за своё

здоровье и здоровье окружающих людей.

Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  •  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Содержание программы предполагает двухразовые занятия в неделю  по 35 минут каждое, всего 58 занятий в год.

Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий  в облегченной одежде, со специальными ковриками для выполнения упражнений на полу.

Основу учебного материала составляют игры, сходные  по определённым признакам:

  • по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
  • по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
  • по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
  • по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
  • по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
  • по отношению к структуре занятий  (для  подготовительной, основной, заключительной частей занятий).

Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю планирование занятий с младшими школьниками и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы.

Прогнозируемые результаты применения программы направлены:

  • на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
    Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
  • введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).

Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Общее

 кол-во

часов

Дата проведения

Общие подвижные символические игры

1-2

 Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Подвижные игры: «Бабки»,  «Борющаяся цепь».

2

2.10

4.10

3

Подвижные игры: «Серый волк», «Пирожок»

1

9.10

4-5

Беседа на тему: «Утренняя зарядка».

Подвижные игры: «Редька», «Бес соли соль», «Платок»

2

11.10

16.10

Игры для формирования правильной осанки.

6

 Беседа на тему «Формирование правильной осанки и развитие навыков бега». Игра «Бои на бревне».

1

18.10

7

Игры: «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

1

23.10

Игры со скакалками и эстафеты

8

Игры: «Найди жгут»,  «Скакалочка». Эстафеты.

1

25.10

30.10

9

Эстафеты со скакалками. Игра «Удочка».Развитие прыгучески.

1

1.11

10

Эстафета с прыжками через движущее препятствие. Игры: «Люлька», «Удочка».

1

13.11

Игры с бегом

11-12

Игры:  «Дорожки», «Караси и щука». Развитие скоростных качеств. Совершенствование  умения быстро бегать, легко изменяя скорость направление движения.

2

15.11

20.11

13-14

Игры: «Караси и щука», «Пятнашки обыкновенные».

2

22.11

27.11

15-16

Игры: «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка»,  «Городок- бегунок». Развитие скоростных качеств.

2

29.11

4.12

Игры с прыжками.

17

Беседа «Человек и его здоровье». Игра «Кто дальше?»

1

6.12

18

Развитие прыгучести. Игра: «Попрыгунчики».

1

11.12

19-20

Игры: «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и   кот», «Болото».

2

13.12

18.12

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

21

Подвижная игра:    «Охотники и утки».

1

20.12

22-23

Развитие скоростно-силовых качеств. Игры: «Сильный бросок», «Мячик кверху».

2

25.12

27.12

24-25

Развитие ловкости по средствам подвижных игр: «Лови мяч», «Зевака».

2

15.01

17.01

26-27

Подвижные игры: «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Колодка».

2

22.01

24.01

Игры лазанием и перелезанием. Эстафеты.

28

Беседа о профилактике и предупреждении детского травматизма. Игра: «Распутай верёвочку».

1

29.01

29

Эстафеты с лазанием и перелазанием. Подвижная игра: «Защита укрепления».

1

31.01

30-31

Игры: «Кошки - мышки», «Цепи  кованы». Эстафеты.        

2

5.02

7.02

Игры для развития внимания

32-33

Игры: «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка». Воспитание чувства товарищеской взаимопомощи.

2

12.02

14.02

34-35

Игры:  «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки». Совершенствование умения легко изменять направление движения.

2

26.02

28.02

36

 Игра: «Волк и овцы». Развитие внимания.

1

5.03

Общеразвивающие игры.

37

Общеразвивающие игры. Повторение составляющих здорового образа жизни.

1

7.03

38-39

Развитие силы и ловкости по средствам подвижных игр: «Встречный бой», «Вытолкни за круг».

2

12.03

14.03

40-41

Игры: «Ворота», «Вытолкни за круг», «Казаки и  разбойники», Развитие быстроты, ловкости, координации движении.

2

19.03

21.03

Игры с разными предметами

42-43

Игры: «Домики», «Городки». Развитие быстроты и ловкости, умение взаимодействовать в команде.

2

2.04

4.04

44

Подвижная игра:  «Лапта».

1

9.04

45

Игры: «Единоборство», «Бирюльки».

1

11.04

Игры в помещении

46

 Игра: «Море волнуется», «Все в   кружок».

1

16.04

47

Подвижная игра: «Дедушка – рожок».

1

18.04

Подвижные игры, основанные на элементах:

48-49

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка».

2

23.04

25.04

50-51

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву».

2

31.04

2.05

52-53

- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота».

2

7.05

14.05

54-55

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

2

16.05

21.05

56

Игры в фанты. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность.

1

23.05

Сюжетные игры

57

Подвижные игры: «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору»,

1

28.05

58

Подвижные игры: «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

1

30.05

Итого часов:

58

Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.

Содержание программы

1.Общие подвижные символические игры.

    «Бабки»,  «Борющаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк»,  «Платок», «Пирожок».

2. Игры для формирования правильной осанки. 

   «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

3. Игры со скакалками и эстафеты.

   «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

4.Игры с бегом.

    «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка»,  «Городок- бегунок».

5. Игры с прыжками.

   «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и   кот», «Болото».

6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.

    «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч»,   «Колодка», «Зевака».

7. Игры лазанием и перелезанием.

    «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи  кованы».

8. Игры для развития внимания.

    «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».

9. Общеразвивающие игры.

   «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и  разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».

10. Игры с разными предметами.

    «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».

11. Игры в помещении.

    «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,  «Колечко», «Все в   кружок», «Слепой козёл».

         12.Подвижные игры, основанные на элементах.

 - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

13. Игры в фанты.

     «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».

14. Сюжетные игры.

      «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения дети должны иметь представление:

  • о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

должны знать:

  • историю возникновения русских народных игр;
  • правила проведения игр, эстафет и праздников;
  • основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  • основы правильного питания;
  • правила поведения во время игры.

должны уметь:

  • выполнять упражнения в  игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
  • проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
  • владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
  • применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Методическое обеспечение и технологии программы:

Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.

Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.

Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.

Педагогические возможности преподавания содержания программы «Здоровячок» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни.

Основная функция этой программы - воспитание здорового поколения.

Материально- техническое обеспечение программы:

  • гимнастические маты;
  • теннисные мячи;
  • набора кубиков;
  • гимнастические обручи;
  • гимнастические палки;
  • мячи;
  • перекладина гимнастическая;
  • стенка гимнастическая;
  • кегли;
  • скакалки;
  • флажки.

Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение:

1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть  2, Москва, «Просвещение», 2010

2.В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2007

3.Сборник нормативных документов Физическая культура,  Москва, Дрофа, 2004

4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007

5.И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004

6.Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/ 

7.Басова Е.Д.  Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.

8.Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). http://festival.1september.ru/articles/213370/.

9.Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков.   Учебно-методическое пособие  /Владос, 2001.

10.Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками  оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.

11.Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и  туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.

12.Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.

13.Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.

14.Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.

15.Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва,  1997.

16.Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай  Л.П.  / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Путешествие по стране прав человека"

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаий А. Бочарова Младшим школьникам о праве...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы "ИЗО на английском "Волшебная палитра"

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребё...