Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему «Выразительные возможности аппликации» по программе Б.М. Неменского
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему "Выразительные возможности аппликации" по программе Б.М.Неменского разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется парная, групповая работа, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyraz_vozm_applikats.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

во 2  классе на тему

«Выразительные возможности аппликации»

по программе Б.М. Неменского

Урок разработан учителем

начальных классов

                высшей квалификационной категории

       МБОУ «Прогимназия №8  г. Шебекино"

       Нехаевой Натальей Петровной

.

Шебекино   2016 год

Тема урока: «Выразительные возможности аппликации».

Вид занятий: декоративно-прикладное творчество.

Цели и задачи: расширение представлений детей о художественных материалах; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; овладение навыками работы с различными материалами, инструментами (ножницы, кисти, цветная бумага, обрезки тканей, нитки); дать понятие об аппликации; научить использовать приемы композиции (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет) в данном виде работы; развитие зрительной памяти детей и умения изображать природу по памяти и впечатлению.

Планируемые результаты:

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Личностные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения

к учению

Оборудование урока: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, серая, коричневая бумага или холст, мешковина (для фона).

Тип  урока. Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач:   проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (презентация к уроку), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).

Зрительный ряд. Детские работы по теме «Аппликация» из различных материалов. Зрительный ряд: живые листья, собранные в саду, на улице; слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; репродукции: И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», В. Ван Гог «Подсолнухи».

ТСО. Компьютер, мультимедийная приставка, экран, презентация к уроку «Выразительные возможности аппликации», музыкальный центр.

Литературный ряд.     Стихи об осени  Ф.И.Тютчева,  Э. Федоровской,       И. Бунина; загадки по теме урока.

Музыкальный ряд. П.И.Чайковский «Сентябрь. Охота» (из цикла «Времена года»); вальсы Ф.Шопена.

Инструменты и материалы. Цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти, 

Практическая работа: Создание в технике аппликации осеннего леса.

Ход урока.

Эпиграф к уроку.

Лес, точно   терем  расписной,

Лиловый,  золотой,  багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный           тишиной.

И. Бунин.

1.Организация урока (1мин.)

- Сообщение темы и целей урока.

    Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Чем и как работают художники». Тема нашего сегодняшнего урока «Выразительные возможности аппликации»

(слайд №1) и в практической части урока вы в технике аппликации создадите картину осеннего леса с падающими и опавшими листьями.

-Проверить наличие инструментов и материалов.

2. Искусствоведческая разминка (3мин.)

Хорошо художникам живописцам: у них  множество разноцветных красок, при помощи которых создаётся любое настроение в пейзаже (слайд №2,3,4): радостное, загадочное, суровое, веселое и т.д. Но есть художники, которые из разноцветных кусочков бумаги, ткани могут придумать картину с определенным настроением.

3.Изложение нового материала (15мин.)

I. Беседа по теме урока. Объяснение задания.

а) Рассказ учителя с использованием презентации к уроку.

 Аппликация - это вид декоративной работы, когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, наклеивают или нашивают на бумагу, ткань (Слайд 5).

- Как же вы будете делать аппликацию из цветной бумаги?

Каждую форму можно вырезать ножницами. (Слайд 6).

Можно обрывать бумагу по форме изображения – рваная аппликация.

(Слайд 7).

б) Инструктаж техники безопасной работы с ножницами и клеем.(Слайд 8,9)

г) Создание эмоционального настроения для восприятия красоты осени.

- Какие краски осени вы больше всего любите?

- Кто прочитает стихи об осени?  

-Как падают листья?  (В плавном танце опускаются на землю, в вихре кружатся при порыве ветра, собираются группами и летают в одиночестве).

д) Приемы составления композиции.

- Выбор сюжета. (Отгадав загадки, вы скажите, что же будет главным в нашей картине). (Слайды № 10).

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

 (Дерево).

Падают с ветки золотые монетки.        (Листья осенью).

-Цветовой колорит. (Настроение осенней природы  в сопоставлении с настроением человека).

-Равновесие.

4. Приемы выполнения  деревьев и листьев показывает учитель.

Как красиво в осеннем лесу! Вы можете вырезать разные по характеру деревья: могучие или хрупкие, толстые или тоненькие, корявые или стройные.  Ветви так же могут быть различными.  Можно вырезать или оборвать по форме листочка сразу много листиков, если сложишь цветную бумагу в несколько раз.

5. Этапы выполнения аппликации.  (Слайд 11).

А) Выбор сюжета.

Б) Выбор фона.

В) Вырезание деталей.

Г) Наклеивание стволов и ветвей.

Д) Наклеивание листьев.

6)Презентация. "Осенний лес".(2мин.)

7.Физминутка. (3 мин.)

8. Практическая работа (15 мин).

а) Самостоятельная творческая работа.

  Фоном звучит музыка  П.И.Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года»).

  б) Индивидуальная работа с учениками.

  в) Фотографирование и демонстрация этапов работы на экране.

9. Анализ работ и оценка (5мин)

    -достоинства и недостатки;

     -Выставка «Наш осенний лес»

    -оценка учителем  работ;

    -уборка рабочего места.

    -домашнее задание.

10. Итог урока  (1 мин).

 Выставка работ «Наш осенний лес».

 Итог.

В какой технике мы выполнили работу?

-Что такое аппликация?

                               

Стихотворения:

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян.

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идём и под ногами

Слышим шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

                А. Балонский

Лес, точно терем расписной –

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

                И. Бунин

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень:

– Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

                Э. Федоровская

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий,

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

                А. Твардовски

 Вьётся в воздухе листва, в жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим и глядим наружу,

Шепчут листья: «Улетим!» И ныряют в лужу.

                        Ю. Коринец

Загадки:

Алый платок упал за лесок,

Лёг на луг –

Потемнело вокруг. (Закат.)

Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)

Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить землю с небом хочет слить? (Дождь.)

Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт.)

Что за потолок? То он низок, то высок,

То он сер, то беловат, то – чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый, кружевной и синий-синий. (Небо.)

Жёлтый фонарик на ветке повис,

Рожки его опрокинулись вниз. (Месяц.)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью.)


План урока.

1.Организация урока (1мин.)

- Сообщение темы и целей урока.

-Проверить наличие инструментов и материалов.

2. Искусствоведческая разминка (3мин.)

3.Изложение нового материала (15мин.)

I. Беседа по теме урока. Объяснение задания.

а) Рассказ учителя с использованием презентации к уроку.

 Аппликация - это вид декоративной работы, когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, наклеивают или нашивают на бумагу, ткань (Слайд 5).

- Как же вы будете делать аппликацию из цветной бумаги?

б) Инструктаж техники безопасной работы с ножницами и клеем.(Слайд 8,9)

г) Создание эмоционального настроения для восприятия красоты осени.

- Какие краски осени вы больше всего любите?

- Кто прочитает стихи об осени?  

д) Приемы составления композиции.

- Выбор сюжета. (Отгадав загадки, вы скажите, что же будет главным в нашей картине). (Слайды № 10).

Падают с ветки золотые монетки.        (Листья осенью).

-Цветовой колорит. (Настроение осенней природы  в сопоставлении с настроением человека).

-Равновесие.

4. Приемы выполнения  деревьев и листьев показывает учитель.

Как красиво в осеннем лесу!

5. Этапы выполнения аппликации.  (Слайд 11).

6)Презентация. "Осенний лес".(2мин.)

7.Физминутка. (3 мин.)

8. Практическая работа (15 мин).

а) Самостоятельная творческая работа.

  Фоном звучит музыка  П.И.Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года»).

  б) Индивидуальная работа с учениками.

  в) Фотографирование и демонстрация этапов работы на экране.

9. Анализ работ и оценка (5мин)

    -достоинства и недостатки;

     -Выставка «Наш осенний лес»

    -оценка учителем  работ;

    -уборка рабочего места.

    -домашнее задание.

10. Итог урока  (1 мин).

В какой технике мы выполнили работу?

-Что такое аппликация?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства с презентацией на тему "СТРОИМ ГОРОД". 1 класс.

Урок ИЗО с презентацией на тему "Строим город". 1 класс. программа Л. А. Неменской.Цель:помочь детям приобрести навыки конструктивной работы с бумагой, развивать фантазию, наблюдательность....

Урок изобразительного искусства 2 класс по теме "Цвет как средство выражения. Автопортрет"

Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе Б.М. Неменского....

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы  предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...

урок изобразительного искусства по теме "Выразительные возможности аппликации" 2класс

Методическая разработка урока изо "Выразительные возможности аппликации" 2класс...

Конспект урока изобразительного искусства «Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором» (УМК Б.М. Неменского, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей;знакомство с картинами художников, писавших про сопереживание;формирование умений анализировать ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...