Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Арсланова Лилия Тимерхановна

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме "Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»

города Альметьевск Республики Татарстан

Урок изобразительного искусства

в 3 классе

по теме

«Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

УМК «Перспектива»

Тема урока «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-образ).

Форма урока: урок-исследование.

Вид занятия: рисование по представлению.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Цели: создать условия для реализации творческого замысла в создании художественного образа; содействовать воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств личности; привитию любви и уважения к Родине, к искусству через знакомство с героями земли Русской.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: способствовать формированию представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через украшения;  способствовать формированию умения анализировать и понимать произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа воина – богатыря.

Метапредметные: способствовать развитию изобразительной грамотности художественного вкуса; развитию духовно – нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства,  развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность; аккуратность в работе с акварельными красками.

Личностные: способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине, интерес  к изображению богатырей в русском искусстве, воспитать взаимовыручку, взаимопомощь, взаимоподдержку.

Оборудование для учителя:

магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация,  иллюстрации воинов – богатырей, репродукции картин В.М. Васнецова, методические таблицы «Цвета и формы», таблица с изображением доспехов воинов – богатырей, музыкальное сопровождение

Оборудование для учащихся:

шаблоны воинов – богатырей, акварельные краски, кисточки, баночка, салфетки.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день! Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок! (Дети показывают смайлики). Отлично!

1слайд

- Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир и согласие.

2. Постановка учебной задачи.

- Итак, нужно отправляться в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятано в пословице.

2 слайд

- Прочитайте и определите, о ком в ней говорится?

Славна богатырями земля русская

 (О богатырях)

- А какие еще пословицы вы знаете о смелости и отваге русских  богатырей? (Ответы детей)

1. Смелость силе воевода.

2. Кто смел, тот на коня сел.

3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

4. На Руси не все караси, есть и ерши.

5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

6. Народа воля – богатырева доля.

7. Богатырская наша сила, сила воли и сила духа.

8. Не родом богатырь славен, а подвигом.

9. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

- Молодцы! Так, о ком будет идти речь сегодня на уроке? (О богатырях) Сегодня наш урок посвящен героям – богатырям Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла и до наших дней.

3 слайд

-  Итак, тема нашего урока «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

- А кого мы будем рисовать? (Богатыря)

- Сегодня мы с вами попробуем не просто создать образ доброго сказочного воина-богатыря, но и попробуем показать его характер через его украшения.  

3. Усвоение новых знаний и способов действий. Беседа.

- Ребята, вы помните сказочный камень – Алатырь на перепутье трех дорог, на котором были высечены слова, что будет, если пойдешь по какой – то из одной из этих дорог. (Да)   Именно перед таким камнем останавливались богатыри и решали, куда же им ехать. Какую дорогу выбрать, а может и судьбу.

4 слайд

- Давайте и мы посмотрим на наш камень на перепутье трех дорог, и выберем одну из них и узнаем, куда мы попадем? (Дети читают)

(На доске изображение камня с направлениями трех дорог и их названиями)

Налево пойдешь – ничего не найдешь и никуда не попадешь

Направо пойдешь – в лес дремучий свернешь

Прямо пойдешь – умнее станешь и многое узнаешь

 (Дети делают выбор и останавливаются на одной из трех дорог)

- Эта дорога очень длинная и интересная. Но, чтобы пройти эту дорогу до конца, нам предстоит многое вспомнить и узнать.

- Отправляемся мы с вами по третьей дороге и попадаем сразу в мир  Истории и Литературы.

- Ребята, а кто же такие богатыри? (Ответы детей)

- Значение слова «богатырь» лучше всего дает толковый словарь В.И.Даля.

5 слайд

 Богатыри – (от тюрксг. багатур)  – храбрый воин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

- С незапамятных времен богатыри становились героями народных сказаний, песен, былин. Раньше ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

- А каких русских былинных богатырей вы знаете? (Святогор – Богатырь – Гора, Микула Селянинович - Богатырь – Плуг, Чурила Пленкович – Богатырь – заезжий, Михаил Потып)

- Богатырская тема и сегодня часто встречается в литературе, музыке, театре, кино, живописи. Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

- Красота мужчины – в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Облик такого человека изображен во многих произведениях искусства, посвященных истории нашей Родины.

6 слайд

- Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова. Кто знает, как называется эта картина?  (Богатыри).  

- Скажите, к какому виду искусства можно отнести эту картину? (Живопись) В живописи очень часто встречается богатырская тема. Так и дошли мы с вами до мира Живописи.

Может кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев по этой картине? (Ответы детей)  Послушайте стихотворение про эту картину.

 У трех дорог, что три судьбы даря,

Легли с Руси до половецкой дали,

На конях борзых три богатыря

Во чистом поле стражею стояли.

Катились тихо волны ковыля,

И долу гривы опускали кони,

Но был тревожен молодец Илья,

с курганов глядя в степь из-под ладони.

В любой момент Добрыня был готов

Свой меч каленый выхватить из ножен,

И булавой пудовою врагов

Мог встретить добрый молодец Алеша.

-Над  этой картиной художник работал 25 лет.  Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. (Работа по картине) Кого изобразил Васнецов посередине? (Илью Муромца)

-Илья Муромец - был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Среди всех богатырей он отличался огромной силой.  Прославился он победой с монгола – татарами и над Соловьем – разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

- А с какой стороны Добрыня Никитич? (С левой)

- О нем говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет». Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

- А это кто? (Алеша Попович)

- Алеша Попович молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр. Отличался он силой, дерзостью и хитростью. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.

7 слайд

- Посмотрев картину, что можно сказать о характере воинов? (Отважный, непоколебимый, сильный духом)

- Какая у них внешность? (Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода)

4. Физминутка

- Смотрю на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало.

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

5. Беседа

- В былинах и по картинам  можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и об их жизни  в те времена: с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились, где жили, как одевались.

- А как называются все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи)

- Во что же одевался богатырь? (Шлем, кольчуга, бармица, наручи, поножи).

8 слайд

Шлем - старинный металлический воинский головной убор, защищавший от ударов, стрел. Он похож на купол русского храма.

9 слайд

10 слайд

 Кольчуга  – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец и пластинок.

11 слайд

- А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копье, щит).

12 слайд

- Щит - предмет старинного ручного вооружения для предохранения от ударов, стрел. Известно, что щиты существовали различных форм (круглые, трапециевидные щиты и т. д.). Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи. Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.

13 слайд

14 слайд

Оружие – это меч, лук со стрелами, копьё. Меч был главным оружием. Меч ещё называли булавой. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием.

15 слайд

- Воины всегда старались украсить свои доспехи. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений.  Украшения для мужчин подчеркивают их мужество, храбрость.  Это служило и оберегом. На щите и на ножах меча изображали знак Солнца. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Также украшали знаками растительности: трава, поле, дерево, колосья, зерна пшеницы. Растения - это живые существа. Нужно было защищать свою родную землю, чтобы продолжить свой род. В Древней Руси родовым деревом считался дуб.  Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Эти знаки были еще и оберегами для богатырей и воинов – ратников.

6. Формирование практических умений.

1)Упражнение в выборе цвета. Работа по таблице «Цвета и формы»

- Ребята, а может ли художник  передать настроение и характер человека через рисунок. (Да).  Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, на какой из этих рисунков цвета веселые? Почему? (В них много солнечного света). Правильно! А каким характером и настроением будет обладать, если использовать эти цвета? (Веселый, добрый). А в этом рисунке? Здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными. А какого человека можно передать на рисунке этими цветами? (Грустного, злого, тревожного)

2) Упражнение в выборе контуров, очертаний. Работа по таблице «Цвета и формы»

- Ребята, посмотрите на формы. В каких формах больше спокойствия и доброты? Почему? (Формы с плавными очертаниями, много солнечного света) А что можно сказать про эти формы? (Эти формы кажутся злыми и колючими) Почему? (Острые очертания и много темных цветов)

7. Практическая работа.

_Итак, наконец, мы в городе Украшения, где живут мастера.

- Ребята, в этом городе Украшения живет  богатырь, который хочет собрать своих воинов – богатырей, которые готовы охранять и защищать свой город. Вот тот самый богатырь. (Показываю рисунок учителя)  

-Ну, а теперь предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ доброго сказочного богатыря, передавая его характер через украшения и доспехи.  В начале века в Сергиевом Посаде делали фигуры русских воинов и богатырей в форме матрешек. Богатырей изображали в полном боевом вооружении. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи.

8. Самостоятельная работа.

- На парте у каждого есть шаблон богатыря. Вам предстоит нарисовать одежду и снаряжение богатырей, передать их форму и красоту, а так же цвет, символические значения орнаментов, т.е. показать образ  доброго сказочного богатыря через его украшения.

Звучит музыка (2 симфония А.П.Бородина «Богатырская»)

Использование технологии активного обучения:

1. Прорисовывание черт лица

2. Прорисовывание доспехов и снаряжений

3. Композиция

4. Работа в цвете

5. Окончательное создание образа доброго сказочного богатыря.

6. Самоконтроль

9. Анализ работ учащихся. Коллективное панно.

 (На доске вывешено панно в форме волн. Работы детей прикрепляются на волны с соответствующим магнитиком (Зелёный – всё получилось, желтый – были затруднения, красный – не получилось). Учитель читает отрывок из «Сказки о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкина.

…Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге –

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор

(Все вместе) С ними дядька Черномор. (Учитель вывешивает своего богатыря)

10. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Кому удалось легко передать в своей работе образ доброго сказочного богатыря? Кому трудно? Почему?

- Покажите смайлики, с каким настроением вы закончили свою работу? Отлично!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс по теме "Цвет как средство выражения. Автопортрет"

Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе Б.М. Неменского....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока изобразительное искусство "Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)" 2 класс)

Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Цель:  Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс на тему:«Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал  сказочных героев)»Цели урока: Помочь детям разобраться в значении фо...

Презентация к уроку изобразительного искусства в1 классе на тему "Наблюдательность и фантазия. Выражение характера изображаемых животных."

Презентация составлена к уроку Изобразительного искусства в 1 классе "Наблюдательность и фантазия. Выражение характера изображаемых животных.Данный урок является продолжением тематики 1 раздела ...