Главные вкладки

    План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс) по теме:
    Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

    Арсланова Лилия Тимерхановна

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме "Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»

    города Альметьевск Республики Татарстан

    Урок изобразительного искусства

    в 3 классе

    по теме

    «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

    УМК «Перспектива»

    Тема урока «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

    Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (урок-образ).

    Форма урока: урок-исследование.

    Вид занятия: рисование по представлению.

    Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

    Цели: создать условия для реализации творческого замысла в создании художественного образа; содействовать воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств личности; привитию любви и уважения к Родине, к искусству через знакомство с героями земли Русской.

    Планируемые результаты обучения:

    Предметные: способствовать формированию представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, об особенностях  воинских доспехов, выражающих характер человека через украшения;  способствовать формированию умения анализировать и понимать произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа воина – богатыря.

    Метапредметные: способствовать развитию изобразительной грамотности художественного вкуса; развитию духовно – нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства,  развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность; аккуратность в работе с акварельными красками.

    Личностные: способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине, интерес  к изображению богатырей в русском искусстве, воспитать взаимовыручку, взаимопомощь, взаимоподдержку.

    Оборудование для учителя:

    магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация,  иллюстрации воинов – богатырей, репродукции картин В.М. Васнецова, методические таблицы «Цвета и формы», таблица с изображением доспехов воинов – богатырей, музыкальное сопровождение

    Оборудование для учащихся:

    шаблоны воинов – богатырей, акварельные краски, кисточки, баночка, салфетки.

    Ход урока

    1. Мотивирование к учебной деятельности.

    - Добрый день! Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок! (Дети показывают смайлики). Отлично!

    1слайд

    - Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир и согласие.

    2. Постановка учебной задачи.

    - Итак, нужно отправляться в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятано в пословице.

    2 слайд

    - Прочитайте и определите, о ком в ней говорится?

    Славна богатырями земля русская

     (О богатырях)

    - А какие еще пословицы вы знаете о смелости и отваге русских  богатырей? (Ответы детей)

    1. Смелость силе воевода.

    2. Кто смел, тот на коня сел.

    3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

    4. На Руси не все караси, есть и ерши.

    5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

    6. Народа воля – богатырева доля.

    7. Богатырская наша сила, сила воли и сила духа.

    8. Не родом богатырь славен, а подвигом.

    9. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

    - Молодцы! Так, о ком будет идти речь сегодня на уроке? (О богатырях) Сегодня наш урок посвящен героям – богатырям Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла и до наших дней.

    3 слайд

    -  Итак, тема нашего урока «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

    - А кого мы будем рисовать? (Богатыря)

    - Сегодня мы с вами попробуем не просто создать образ доброго сказочного воина-богатыря, но и попробуем показать его характер через его украшения.  

    3. Усвоение новых знаний и способов действий. Беседа.

    - Ребята, вы помните сказочный камень – Алатырь на перепутье трех дорог, на котором были высечены слова, что будет, если пойдешь по какой – то из одной из этих дорог. (Да)   Именно перед таким камнем останавливались богатыри и решали, куда же им ехать. Какую дорогу выбрать, а может и судьбу.

    4 слайд

    - Давайте и мы посмотрим на наш камень на перепутье трех дорог, и выберем одну из них и узнаем, куда мы попадем? (Дети читают)

    (На доске изображение камня с направлениями трех дорог и их названиями)

    Налево пойдешь – ничего не найдешь и никуда не попадешь

    Направо пойдешь – в лес дремучий свернешь

    Прямо пойдешь – умнее станешь и многое узнаешь

     (Дети делают выбор и останавливаются на одной из трех дорог)

    - Эта дорога очень длинная и интересная. Но, чтобы пройти эту дорогу до конца, нам предстоит многое вспомнить и узнать.

    - Отправляемся мы с вами по третьей дороге и попадаем сразу в мир  Истории и Литературы.

    - Ребята, а кто же такие богатыри? (Ответы детей)

    - Значение слова «богатырь» лучше всего дает толковый словарь В.И.Даля.

    5 слайд

     Богатыри – (от тюрксг. багатур)  – храбрый воин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

    - С незапамятных времен богатыри становились героями народных сказаний, песен, былин. Раньше ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    - А каких русских былинных богатырей вы знаете? (Святогор – Богатырь – Гора, Микула Селянинович - Богатырь – Плуг, Чурила Пленкович – Богатырь – заезжий, Михаил Потып)

    - Богатырская тема и сегодня часто встречается в литературе, музыке, театре, кино, живописи. Образ богатыря родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.

    - Красота мужчины – в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Облик такого человека изображен во многих произведениях искусства, посвященных истории нашей Родины.

    6 слайд

    - Давайте посмотрим на картину Виктора Михайловича Васнецова. Кто знает, как называется эта картина?  (Богатыри).  

    - Скажите, к какому виду искусства можно отнести эту картину? (Живопись) В живописи очень часто встречается богатырская тема. Так и дошли мы с вами до мира Живописи.

    Может кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев по этой картине? (Ответы детей)  Послушайте стихотворение про эту картину.

     У трех дорог, что три судьбы даря,

    Легли с Руси до половецкой дали,

    На конях борзых три богатыря

    Во чистом поле стражею стояли.

    Катились тихо волны ковыля,

    И долу гривы опускали кони,

    Но был тревожен молодец Илья,

    с курганов глядя в степь из-под ладони.

    В любой момент Добрыня был готов

    Свой меч каленый выхватить из ножен,

    И булавой пудовою врагов

    Мог встретить добрый молодец Алеша.

    -Над  этой картиной художник работал 25 лет.  Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. (Работа по картине) Кого изобразил Васнецов посередине? (Илью Муромца)

    -Илья Муромец - был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Среди всех богатырей он отличался огромной силой.  Прославился он победой с монгола – татарами и над Соловьем – разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

    - А с какой стороны Добрыня Никитич? (С левой)

    - О нем говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет». Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

    - А это кто? (Алеша Попович)

    - Алеша Попович молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр. Отличался он силой, дерзостью и хитростью. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.

    7 слайд

    - Посмотрев картину, что можно сказать о характере воинов? (Отважный, непоколебимый, сильный духом)

    - Какая у них внешность? (Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода)

    4. Физминутка

    - Смотрю на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало.

    Дружно встали – раз, два, три –

    Мы теперь богатыри.

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим.

    Поворачиваясь вправо,

    Оглядимся величаво.

    И налево надо тоже

    Поглядеть из – под ладошек.

    Наклонились влево, вправо

    Получается на славу!

    5. Беседа

    - В былинах и по картинам  можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и об их жизни  в те времена: с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились, где жили, как одевались.

    - А как называются все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи)

    - Во что же одевался богатырь? (Шлем, кольчуга, бармица, наручи, поножи).

    8 слайд

    Шлем - старинный металлический воинский головной убор, защищавший от ударов, стрел. Он похож на купол русского храма.

    9 слайд

    10 слайд

     Кольчуга  – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец и пластинок.

    11 слайд

    - А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копье, щит).

    12 слайд

    - Щит - предмет старинного ручного вооружения для предохранения от ударов, стрел. Известно, что щиты существовали различных форм (круглые, трапециевидные щиты и т. д.). Щиты делались из железа, дерева, камыша, кожи. Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету на протяжении всего бытования русских доспехов отдавалось явное предпочтение.

    13 слайд

    14 слайд

    Оружие – это меч, лук со стрелами, копьё. Меч был главным оружием. Меч ещё называли булавой. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием.

    15 слайд

    - Воины всегда старались украсить свои доспехи. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений.  Украшения для мужчин подчеркивают их мужество, храбрость.  Это служило и оберегом. На щите и на ножах меча изображали знак Солнца. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Также украшали знаками растительности: трава, поле, дерево, колосья, зерна пшеницы. Растения - это живые существа. Нужно было защищать свою родную землю, чтобы продолжить свой род. В Древней Руси родовым деревом считался дуб.  Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Эти знаки были еще и оберегами для богатырей и воинов – ратников.

    6. Формирование практических умений.

    1)Упражнение в выборе цвета. Работа по таблице «Цвета и формы»

    - Ребята, а может ли художник  передать настроение и характер человека через рисунок. (Да).  Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, на какой из этих рисунков цвета веселые? Почему? (В них много солнечного света). Правильно! А каким характером и настроением будет обладать, если использовать эти цвета? (Веселый, добрый). А в этом рисунке? Здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными. А какого человека можно передать на рисунке этими цветами? (Грустного, злого, тревожного)

    2) Упражнение в выборе контуров, очертаний. Работа по таблице «Цвета и формы»

    - Ребята, посмотрите на формы. В каких формах больше спокойствия и доброты? Почему? (Формы с плавными очертаниями, много солнечного света) А что можно сказать про эти формы? (Эти формы кажутся злыми и колючими) Почему? (Острые очертания и много темных цветов)

    7. Практическая работа.

    _Итак, наконец, мы в городе Украшения, где живут мастера.

    - Ребята, в этом городе Украшения живет  богатырь, который хочет собрать своих воинов – богатырей, которые готовы охранять и защищать свой город. Вот тот самый богатырь. (Показываю рисунок учителя)  

    -Ну, а теперь предлагаю попробовать себя в роли художников, изобразить образ доброго сказочного богатыря, передавая его характер через украшения и доспехи.  В начале века в Сергиевом Посаде делали фигуры русских воинов и богатырей в форме матрешек. Богатырей изображали в полном боевом вооружении. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи.

    8. Самостоятельная работа.

    - На парте у каждого есть шаблон богатыря. Вам предстоит нарисовать одежду и снаряжение богатырей, передать их форму и красоту, а так же цвет, символические значения орнаментов, т.е. показать образ  доброго сказочного богатыря через его украшения.

    Звучит музыка (2 симфония А.П.Бородина «Богатырская»)

    Использование технологии активного обучения:

    1. Прорисовывание черт лица

    2. Прорисовывание доспехов и снаряжений

    3. Композиция

    4. Работа в цвете

    5. Окончательное создание образа доброго сказочного богатыря.

    6. Самоконтроль

    9. Анализ работ учащихся. Коллективное панно.

     (На доске вывешено панно в форме волн. Работы детей прикрепляются на волны с соответствующим магнитиком (Зелёный – всё получилось, желтый – были затруднения, красный – не получилось). Учитель читает отрывок из «Сказки о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкина.

    …Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой,

    Расплеснется в скором беге –

    И останутся на бреге

    Тридцать три богатыря,

    В чешуе златой горя,

    Все красавцы молодые,

    Великаны удалые,

    Все равны, как на подбор

    (Все вместе) С ними дядька Черномор. (Учитель вывешивает своего богатыря)

    10. Итог урока. Рефлексия.

    - Что нового узнали на уроке?

    - Кому удалось легко передать в своей работе образ доброго сказочного богатыря? Кому трудно? Почему?

    - Покажите смайлики, с каким настроением вы закончили свою работу? Отлично!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок изобразительного искусства в 3 классе на тему "Цветы в вазе"

       Урок посвящен к 8 марту. Через урок я хотела детям показать, как дороги, любимы наши мамы, что каждый в жизни остается в долгу перед своей мамой за то, что она подарила жизнь....

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме "Здравствуй, зима! "

    План-конспект урока в 3 классе об узорах на окнах....

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме " Иллюстрирование.По дорогам сказки"

    •Развитие  творческих способностей  детей, умения высказывать своё мнение,  принимать мнения товарищей,  слушать друг друга, обобщать, сравнивать, сопоставлять, давать полный...

    Открытый урок изобразительного искусства в 3 классе на тему ""Люди и их лица. Мимика."

    Данный урок очень интересен детям, т. к. дети знакомятся с новыми понятиями-пропорции, соразмерность, мимика. Работая в паре, учащиеся на модели  изображают лицо человека со сменой настроения. Не...

    Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе на тему «Парки, скверы, бульвары»

    Цель урока:Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.Задачи урока:Обратить внимание детей на настроение, которое помогает художникам соз...

    Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме "Праздник в городе. Изображение праздничного города."

    Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме "Праздник в городе. Изображение праздничного города."...