Внеурочная деятельность. Нетрадиционные методы рисования. 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Корнеева Ольга Владимировна

Внеурочная деятельность. Нетрадиционные методы рисования. 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Истра

                                                                                                                                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                                                                                Директор МОУ «СОШ № 2» г. Истра ____________

И. И. Власов

      01.09.2014 г.    Приказ № 235

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир глазами детей»

(нетрадиционные техники рисования)

проектное направление

(Базовый уровень)

3 б класс

                                                                                                                         Составитель:

                                                                                   Корнеева Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы для общегосударственных учреждений по внеурочной деятельности разработана на основе  авторской программы внеурочной деятельности Григорьева Д.В. «Художественное творчество. Социальное творчество»

Целью работы является использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся  на занятиях по внеурочной деятельности.

Задачи:

а)образовательные:

     - ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

    - овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;

    - использования нетрадиционных техник изображения в  самостоятельной деятельности учащихся.

- овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства,  формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного  и народного творчества,

б) развивающие:

- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного,

в) воспитательные:

- воспитание интереса и любви к искусству,

- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,

- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе помогут задания, содержащие в программе.

Новизна данного проекта заключается в применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС.

       Маленькие школьники часто отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я плохо рисую». Взрослым стоит задуматься, почему 7-8-летний ребенок уже вынес самому себе такой приговор. Виной всему правила обучения, которые с раннего возраста сопровождают ребенка, и сравнения с другими, лучшими работами сверстников. «Держи карандаш правильно», «Не размазывай краски», «Почему ты вылез за черту», «Посмотри, как у Алеши хорошо, а у тебя плохо» – так формируется комплекс неполноценности и неуверенность в себе.

          Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.

          Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы.

          В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Методы работы

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • проблемно-поисковый.

Программа разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).  

Ожидаемые результаты:

        В ходе работы дети получат возможность  использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, монотипии, фроттажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов и др.

      Дети научатся видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.

       Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.

       Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.

       Результатом будут организованные выставки в классе, школе, более сплоченный дружный коллектив.

Содержание программы.

Печать листьями. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Рисование пальчиками. Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой. Ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком.

Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

Кляксография. В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Раздувание краски. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Монотипия. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Фотокопия – рисование свечой. Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Контур будущего рисунка  делается клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Мрамирование бумаги. Равномерным толстым слоем наносится пена для бритья на тарелку. Смешиваются краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки капается  краска разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке. Той же кисточкой или палочкой красиво размазывается краска по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Затем берётся лист бумаги и аккуратно прикладывается к поверхности получившейся узорчатой пены.

Лист кладётся на стол. Остаётся только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.

Граттаж. Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Раскрашивается лист бумаги или картона разноцветными восковыми мелками. Единственный цвет, который нельзя использовать – черный.

В том случае, если нет восковых мелков используется акварельная краска. Покройте бумагу акварельной краской, дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите бумагу свечой. У вас должен получится разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина.

В черную гуашь или тушь добавьте немного жидкого мыла или шампуни, хорошо перемешайте и покройте подготовленный лист этой смесью. Дайте краске хорошенько просохнуть.

Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.

Пластилинография. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Рисование солью. На готовый контур наносится клей ПВА и посыпается солью. Лишняя соль стряхивается. На высохшую соль наносится примакивая кисточкой гуашь, чтобы соль не осыпалась.

Рисование веревочкой. Сначала веревочкой выкладываются простые узоры, петельки, а затем фон закрашивается карандашами или красками.

Рисование ластиком. Заштриховать лист бумаги простым карандашом

Затем берем ластик и стираем задуманный рисунок по контуру.

Тиснение. Ребенок на фольге рисует сюжет или просто один-два предмета. Получается чеканка. Можно разнообразить работу. Поверх фольги накладывается копирка и рисунок. Ребенок его обводит по контуру палочкой. На фольге в точности отпечатывается то, что было на верхнем листе.

Процарапывание- графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру. Так как создается линией разного направления, длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.
Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости от того, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.

Рисование гуашью по мокрому слою бумаги. Существует два технических приёма: 1) вначале лист бумаги полностью погружают в тазик с водой. После того, как вода с поверхности листа стечёт, он размещается на клеёнке и на него наносится изображение; 2) лист плотной бумаги с помощью кусочка поролона с одной стороны обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.

Рисование манкой. Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

Рисование на мятой бумаге. На мятую бумагу наносится задуманный рисунок. Техника интересна тем, что при закрашивании в местах сгиба краска приобретает более темный цвет.

Набрызг. Краска набирается на ворс зубной щетки. Затем разбрызгивается быстрым движением палочкой по ворсу по направлению к себе.

Фроттаж. Название происходит от французского слова frottaqe(натирание). Суть этой техники заключается в том, что под лист бумаги подкладывается рельефная поверхность и, при раскрашивании листа карандашами, проявляется рисунок.

Батик (рисование по ткани). Ткань предварительно крахмалим, проглаживаем, натягиваем на рамку или на коробку из-под конфет, или делаем паспарту любой формы. Рисование производим гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру  или спонтанно, без предварительной подготовки.

Рисование нитками (ниткография). Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

К концу 3 года обучения учащиеся должны

Знать:

  • нетрадиционные техники рисования: батик, набрызг;
  • названия инструментов, приспособлений
  • значение терминов: композиция, пейзаж, пластилинография и др.

  Уметь:

  • изготавливать и оформлять изделия из различных материалов;
  • рассуждать о содержании работ, выполненных детьми:
  • творчески подходить к выполнению работы.
  • видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

-Проведение выставок детских работ (2 раза в год)

-проведение открытого мероприятия

-проведение мастер-класса среди педагогов

-проектная деятельность

Литература для учителя:

1.Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Художественное творчество. Социальное творчество. Просвещение, 2011

2.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

      3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

      4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

      5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

      6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

      7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

      8. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

      9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

10. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева  Академия развития 2006

11. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская  «детство-пресс» 2004

12.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

 


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела. Тема.

Количество часов

Планируемые  результаты

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Мир глазами детей 34

1

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования

1

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении художественно- эстетического направления;

-Формирование первоначальных представлений о культурном наследии;

- Умение ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения работы;

- Иметь общее представление о народных ремеслах и техниках рисования;

- Уметь красиво, эстетически грамотно оформить выполненную работу и представить ее

окружающим;

- Творчески использовать свои умения и навыки;

- Уметь выполнять несложные художественные композиции с применением полученных знаний.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

1.09-5.09

2

Печать листами «Осень золотая»

1

08.09-12.09

3

Печать листами и тычком «Гроздья рябины»

1

15.09-19.09

4

Рисование пальчиками «Цветочная полянка»

1

22.09-26.09

5

Рисование губкой «Осеннее дерево»

1

29.09-03.10

6

Рисование воском «Бабочки-красавицы»

1

13.10-17.10

7

Эффект потрескавшегося воска «Перелетные птицы»

1

20.10-24.10

8

Рисование с промокательной бумагой «Листья опали»

1

27.10-31.10

9

Техника разбрызгивания. Разбрызгивание с помощью кисти

1

03.11-07.11

10

Техника разбрызгивания. Использование зубной щетки.

1

10.11-14.11

11

Техника выдувания

1

24.11-28.11

12

Рисование при помощи картофелины «Зима наступила»

1

01.12-05.12

13

Техника «маленькими точками»

1

08.12-12.12

14

Техника «сухая кисть»

1

15.12-19.12

15

Рисование с солью

1

22.12-26.12

16

Рисование с мылом

1

5.01 – 9.01

17

Техника «по сырому»

1

12.01 – 17.01

18

Выскабливание краски

1

19.01 – 23.01

19

Матовый эффект

1

26.01 – 30.01

20

Техника «смывание»

1

2.02 – 6.02

21

Рисование по оттиску

1

9.02 – 13.02

22

Процарапывание рисунка

1

23.02 – 27.02

23

Гравюра на картоне

1

2.03 – 6.03

24

Линогравюра

1

9.03 – 13.03

25

Монотипия

1

16.03 – 20.03

26

Граттаж

1

23.03 – 27.03

27

Пластилинография «Подводный мир»

1

30.03 – 3.04

28

Рисование методом тычка «Веточка черемухи»

1

13.04 – 17.04

29

 Рисование манкой «Яркие краски»

1

20.04 – 24.04

30

Граттаж «Аквариум»

1

27.04 – 1.05

31

Проступающий рисунок «Салют ко Дню Победы»

1

4.05 – 8.05

32

Рисование зубной щеткой «Одуванчики»

1

11.05 – 15.05

33

Пластилинография «Одуванчики»

1

18.05 – 23.05

34

Творческий отчет. Выставка работ

1

25.05 – 29.05

СОГЛАСОВАНО                                                                                                 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО                                                                                 Зам. директора по УВР __________________

учителей начальной школы                                                                                                                                    Т. В. Стадник                                

__________ Л. В. Салычева                                                                                  " ____ " _____ 2014 г.      

 № 1  от 29.08.2014                                                                            



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...

Внеурочная деятельность. Нетрадиционная техника рисования.

На данном занятии дети учаться рисовать нетрадиционными способами, при помощи лоскутка ткани....

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе нетрадиционным методом (рисование разноцветной манкой) «Животные в зимнем лесу»

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе нетрадиционным методом (рисование разноцветной манкой) «Животные в зимнем лесу» Цель занятия: Учить детей создавать изображение с помощью манн...

Занятие по внеурочной деятельности "Нетрадиционные техники рисования"

Обобщающее занятие внеурочной деятельности по теме "Нетрадиционные техники рисования. Обезьянка." На занятии используется программа Notebook. Презентация позволяет повторить техники рисовани...

Конспект мастер-класса «Нетрадиционные методы рисования крупой» на тему: «Осенняя композиция».

Конспект мастер-класса "Нетрадиционные методы рисования крупой" на тему: "Осенняя композиция"....

Занятие по внеурочной деятельности "Нетрадиционные техники рисования. Времена года."

Работа в технике рисования пальчиками и ладошкой ("пальцеграфия") способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать за красотой природы и окружающей жизни....