Программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Программа содержит планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета,тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ивотская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО «Утверждаю»
и рекомендовано к утверждению» Директор МАОУ Ивотской СОШ
руководитель ШМО _______Вдовина О.В. ____________ /Л.В.Ефремова/
Протокол № __ от «____»_______2016 г. Приказ № ___ от «__» ______2016 г.
ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 1 класса
учителя начальных классов
(УМК «Перспектива»)
Составитель:
Вдовина Ольга Викторовна
п. Ивот
2016 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);
- основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;
- эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;
- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
- положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;
- чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;
- интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;
- основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
- уважения к чувствам и настроениям другого человека, представлениям о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
- мотивации к коллективной творческой работе;
- представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу;
- оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
- понимать выделенные учителем ориентиры
- адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;
- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться на первоначальном уровне в информационном и иллюстративном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации в справочном материале;
- использовать рисуночные и простые символические варианты выполнения работы;
- понимать содержание художественных произведений;
- читать простое схематическое изображение.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- делать несложные выводы;
- строить рассуждения о доступных, наглядно воспринимаемых свойствах изобразительного искусства;
- соотносить содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение».
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
- обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
- следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды
Обучающийся научится:
- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;
- - называть ведущие художественные музеи России.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
- принимать условность и субъективность художественного образа;
- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);
- применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
- использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе.
- использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
- выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
- овладевать на практике основами цветоведения;
- использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
- использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство
Обучающийся научится:
- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
- передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
- видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности (2 часа)
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? (9 часов)
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура - средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы человека в живописи.
Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.
Объем — основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?(11 часов)
Земля наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний, Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и за рубежного искусства, изображающих при роду (на пример, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности (11 часов)
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Произведения изобразительного искусства:
Е. Волошинов Лук; С. Куприянов Золотая осень; И. Левитан Золотая осень; Т. Маврина Дубы; Г. Попов Щедрая земля; И. Машков Снедь; В. Поленов Золотая осень; И. Остроухов Золотая осень; В. Серов Октябрь. Домотканово; И. Шишкин Травы; Л. Романова Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев Полосатый кот. Мозаика (речной камень); Т. Маврина За каменкой; А. Журавлева Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов Снегурочка; Н. Рерих Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков Луг цветет; Н. Рерих Весна священная; В. Васнецов Богатыри; Н. Гончарова Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин Александр Невский; В. Суриков Взятие снежного городка; А. Венецианов На паш-не. Весна; А. Куинджи Березовая роща; Ф. Васильев Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов Купавки; А. Зарянов Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева Батик; И. Айвазовский Лунная ночь; Н. Рерих Сеча под Керженцем; Заморские гости; И. Машков Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин Осенний вечер; К. Бритов Мстера. Голубая весна; В. Юкин Ранний снег; В.Крылов Новодевичий монастырь; Е.Жуков Натюрморт с незабудками.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства:
Н. Гончарова Поднос. Жостово; Н. Гончарова Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев Жнитво.Палех; С. Веселов Ковш-утица; Рыбица Хохлома; А. Карпова Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков Перевозка хлеба; И. Ливанова Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, С. Буторин Жар-птица. Палех; И. Голиков Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева Людмила в саду Черномора. Палех; произведения ла-ковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин Илья Муромец и Калинцарь Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, и Е. Дружинины Каргопольские игрушки; А. Петухов Щепная птица; А. Лез-нов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, 3. Безденежных, М. Коковихина, Н.Суханова, Л. Докина Дымковские игрушки; М. Чижов Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева Рисунки к месяцеслову.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела (темы), тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Творчество И. И. Левитана. Устное сочинение-описание и изображение (рисование) золотой осени (акварель, гуашь). Экскурсия. | 1 | 01.09 | |
2 | Жанры изобразительного искусства. Земля-кормилица. Рисование в альбоме или на отдельном листе. Натюрморт (с натуры) из овощей и фруктов (акварель, гуашь). Сочинение сказки про осень. | 1 | 08.09 | |
3 | Щедра осенью земля-матушка. | 1 | 15.09 | |
4 | Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка. Рисование осеннего пейзажа | 1 | 22.09 | |
5 | Основы изобразительного языка живописи. Превращение точки и пятна | 1 | 29.09 | |
6 | Нарисуй нарядную сечку. Понятие | 1 | 06.10 | |
7 | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома. В гостях у мастера С. Веселова. Рисование золотого петушка. | 1 | 13.10 | |
8 | Повтор главных элементов травного орнамента хохломы. В чем секрет узора хохломы. Рисование травного орнамента (гуашь). | 1 | 20.10 | |
9 | Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. Хохлома. Повтор и вариация элементов орнамента хохломы (гуашь). | 1 | 27.10 | |
10 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. | 1 | 10.11 | |
11 | Ансамбль русского народного костюма. Украшение наряда красавицы | 1 | 17.11 | |
12 | Изображение по памяти фигуры человека. Изображение дома Деда Мо роза (графические материалы). | 1 | 24.11 | |
13 | Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В. М. Васнецова. Изображение героев зимних сказок (гуашь). | 1 | 01.12 | |
14 | Основы изобразительного языка графики. Изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями (графические материалы). | 1 | 08.12 | |
15 | Линия и мазок в художественном изображении. Рисование снежных цветов на окне (акварель) | 1 | 15.12 | |
16 | Знакомство с каргопольской игрушкой. Роспись силуэтов игрушек (гуашь). | 1 | 22.12 | |
17 | Импровизация на тему каргопольских игрушек. Роспись глиняных игрушек | 1 | 12.01 | |
18 | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер). | 1 | 19.01 | |
19 | Образ богатыря в живописи и графике. Портрет русского богатыря (гуашь). | 1 | 26.01 | |
20 | Изображение по воображению животных. Конь-огонь. Декоративная композиция по представлению (гуашь). | 1 | 02.02 | |
21 | Использование в своей работе разных приемов живописи. Рисование первых весенних цветов по памяти (акварель). | 1 | 09.02 | |
22 | Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь). | 1 | 23.02 | |
23 | Передача настроения ярмарки в декоративной композиции. Вариация дымковских узоров (гуашь). | 1 | 02.03 | |
24 | Закрепление представлений о пейзаже | 1 | 09.03 | |
25 | Использование разных технических приемов при работе с красками. | 1 | 16.03 | |
26 | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь). | 1 | 30.03 | |
27 | Пропорции и форма различных садовых цветов. Рисование с натуры весенних цветов (акварель). | 1 | 06.04 | |
28 | Знакомство с произведениями | 1 | 13.04 | |
29 | Понятие о теплых и холодных цветах, о множестве оттенков. Превращение красочного пятна в дерево (акварель) | 1 | 20.04 | |
30 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея. Рисование природы по представлению по выбору). | 1 | 27.04 | |
31 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Экспериментируй с кистью | 1 | 04.05 | |
32 | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры из овощей и фруктов (акварель, гуашь). | 1 | 11.05 | |
33 | Основы изобразительного языка живописи. Какого цвета страна родная | 1 | 18.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/01/picture-442453-1398952201.jpg)
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/10/picture-265593-1707590757.jpg)
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/28/picture-1192859-1574923482.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...