Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Лапковская Зоя Анатольевна

Рабочая программа  по изобразительному искусству 4 класс составлена на основе ФГОС НОО 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx44.37 КБ

Предварительный просмотр:

. 

Муниципальное образование городской округ «Долинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Долинска

Рекомендована:

Методическим объединением учителей

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

« 30 » августа 2016 г.

№ 1

Согласовано:

Зам.директора по УВР

__________ Меженько Ю.А

« 30 » августа 2016 г.

Утверждаю:

Директор школы

___________Е.А. Шустова

« 30 » августа 2016 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

начальное общее образование

1год (2016-2017)

                           Составлена на основе:

  1. ФГОС Начального общего образования 2009г.
  2. Авторской программы Л.А.Неменской для 4 класса
  3. Примерной  программы  начального  общего  образования

                                           Рабочую  программу составила:

                        учитель начальных классов  Лапковская Зоя Анатольевна

Долинск

2016

                                                                                                                                                                                                                                             

  1.                                           Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании авторской   программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство».

Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основными задачами реализации содержания являются:

  1. совершенствование эмоционально произведений искусства и окружающего мира;
  2.  развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  3.  формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Специфика учебного предмета «Изобразительное искусство» состоит в его тесной взаимосвязи с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

 Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.  

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм  и методы работы на уроке:

  • Словесный (рассказ, беседа, работа с учебником);
  • Наглядный (схемы, таблицы, дидактический материал);
  • Практический (самостоятельные и творческие работы);

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 г. Долинскна изучение курса «Изобразительное искусство» отведен 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

 Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

 Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

        Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

            5. Планируемые результаты изучения в 4 классе

Личностные результаты

Обучающийся научится:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

 - воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

 - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

-  формирование духовных и эстетических потребностей;

-  овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-  воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

-  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- проговаривать последовательность действий на уроке.

- учиться работать по предложенному учителем плану.

-  учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

-  ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

-  ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

-  первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

-  получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая     фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Обучающийся получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;

- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;

- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;

- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;

- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

                         

                            VI.Содержание учебного предмета

Истоки родного искусства (8 часов)

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

         Образ традиционного русского дома — избы. Изображение избы или ее моделирование из бумаги Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения изб и их значение.

Создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги .

         Изображение женских и мужских народных образов

Древние города нашей земли (7 часов)

Образ  древнерусского города — изучение конструкций и пропорций крепостных башен, постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина.

Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета

Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

Живописное или графическое изображение древнерусского города.

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений

изобразительного искусства

Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира

Каждый народ – художник ( 11 часов)

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры

Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Жанры  изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений

Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал.   Минареты.   Купольные  сооружения — мавзолеи. Торговая площадь — шумный, пестрый восточный базар.

Искусство объединяет народы (8 часов)

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности

Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции.

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности                

Наименование тем

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во  

Дата

Кор-ка

Истоки родного искусства (8 часов)

    1

2

1

2

Пейзаж родной земли.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Уметь использовать различные художественные материалы

Уметь передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении

Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы

2

6.09

13.09

3

4

3

4

Деревня - деревянный мир.

2

20.09

27.09

5

6

5

6

Красота человека

2

4.10

11.10

7

8

7

8

Народные праздники

2

18.10

25.10

Древние города нашей земли (7 часов)

9

1

Родной уголок

Знать  закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства аппликации

Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы

Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей.

Уметь изображать человека

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

1

1.11

     10

2

Древние соборы

1

15.11

11

3

Города Русской земли

1

22.11

12

4

Древнерусские воины - защитники

1

29.11

13

5

Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва

1

6.12

14

6

Узорочье теремов

1

13.12

15

7

Пир в тюремных палатах

1

20.12

Каждый народ – художник ( 11 часов)

16

17

1

2

Страна восходящего солнца

Знать основные признаки древнегреческой  культуры.

Уметь передавать конструктивно строение.

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы

Знать основные признаки японской культуры.

 Уметь передавать характерные черты японского рисунка.

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение людей.

2

27.12

13.01

18

19

3

4

Народы гор и степей

2

20.01

27.01

20

5

Города в пустыне

1

3.02

21

22

23

6

7

8

Древняя Эллада

3

10.02

17.02

24.02

24

25

9

Европейские города Средневековья

2

3.03

10.03

26

11

Многообразие художественных культур в мире

1

17.03

Искусство объединяет народы (8 часов)

  27

28

1

2

Материнство

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Знать термины «эмблема», «символ».

 Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека.

2

7.04

14.04

29

3

Мудрость старости

1

21.04

30

4

Сопереживание

1

28.04

31

5

Герои - защитники

1

5.05

32

6

Юность и надежды

1

12.05

33

7

Искусство объединяет народы

1

19.05

34

8

Каждый народ – художник

1

26.05

8. Материально – технического обеспечение учебного предмета

Книгопечатная продукция

Изобразительное искусство. 4 класс. Учеб. для  общеобразоват.учреждений. под редакцией Б. М. Неменского –  3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

Технические средства обучения:

  • Классная доска
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер

Приложение 1

7.Календарно-тематическое планирование.

Класс: 4 «В»

Учитель:

Количество часов и к/р на 2016-2017 учебный год

класс

4

всего часов

34

часов в неделю

1

плановых к/р (л/р)

-

административных к/р

-

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов

1 четверть

9

2 четверть

          7

3 четверть

10

4 четверть

8

Год

34

                                              Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Истоки родного искусства

8

2.

Древние города нашей земли

7

3.

Каждый народ – художник

                               11

4.

Искусство объединяет народы

8

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....