урок изобразительного искусства "народные промыслы России" с использованием экспонатов этнографического музея
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Ларина Ольга Николаевна
Интерактивный урок изобразительного искусства в школьном этнографическом музее с использованием музейных экспонатов. Вводный урок из раздела «Мир народного искусства», УМК «Планета Знаний», 2 класс. Учебник: Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство». На данном уроке учебный процесс выстроен в условиях активного взаимодействия всех учащихся: сообучение, взаимообучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Народные промыслы России

Пояснительная записка

Первое «путешествие», которое человек должен совершить, - писал в свое время академик Д.С.Лихачев, - это «путешествие» по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями, это всегда радость узнавания привычного в новом».

Аннотация урока

Интерактивный урок изобразительного искусства в школьном этнографическом музее с использованием музейных экспонатов. Вводный урок из раздела «Мир народного искусства», УМК «Планета Знаний», 2 класс. Учебник:  Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство». На данном уроке учебный процесс выстроен в условиях активного взаимодействия всех учащихся: сообучение, взаимообучение.

Форма проведения урока

        Для реализации замысла данного урока использована технология интерактивного обучения – коллективно - групповая.

Изучаемые элементы

Элементы росписи Гжель, Хохлома, Жостово, Городецкая роспись, Пермогорская роспись.

Место проведения урока

Материально-техническое обеспечение

Экспонаты музея

Оказала методическую поддержку 

Сценарий

урока с использованием музейных предметов в этнографическом музее

 «Печки-лавочки»

Тема урока: «Народные промыслы России»

Цель:  воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству;

развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.

Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Задачи:

  1. Сформировать уважительное отношение к отечественным ремесленным традициям;
  2. Создать условия для развития духовно-нравственных качеств обучающихся;
  3. Стимулировать формирование чувства сопричастности к истории Родины через изучение культуры и традиций мастеровых людей.

Планируемые результаты:

Личностные: уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности; стремление учащихся к реализации собственных замыслов.

Предметные: познакомиться с особенностями народных промыслов,

элементами росписи, создания изделия.  

Метапредметные:

познавательные: умение извлекать информацию из текста и иллюстраций; умение выявлять сущность и особенности объектов; умение на основе анализа делать выводы;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение работать по плану; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оборудование: акварель, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Ход урока

I этап – Организация  

1. Проведение упражнений ритмирования «Кнопки мозга, перекрестные шаги, крюки Деннисона» для активизации работы левого и правого полушария, способствуя концентрации внимания, улучшению тонкой моторики, связи рука – глаз.

2. Мотивация – рассказ учителя:  

Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить в свое царство. Налетел, схватил Марью – искусницу и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница превратилась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.
Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село…

II этап – Предоставление информации. Экскурсия по музею – проводят учащиеся класса.

Тексты для учащихся  - приложение № 1.

Знакомство с экспозицией народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, Пермогорская роспись.

III этап – Творческая практическая деятельность.

Распределение учащихся по командам – случайный выбор.

Задание для учащихся: сложить пазл, назвать народный промысел, выбор вида работы – уровень сложности.

Дать возможность детям почувствовать себя учениками народных мастеров – подмастерьями: расписать выбранную работу элементами росписи: Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, Пермогорье.

IV этап – Презентация  работ, рефлексия результатов.

Представить свой товар на ярмарку, будете его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

Что вам понравилось или не понравилось на уроке? Что удалось? Что бы вы хотели изменить?

Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое о народных промыслах, которыми мы гордимся.

Благодарю всех участников сегодняшнего занятия.

Список источников:

учебник Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство» 2 класс, М.: Астрель, 2013 г.

Н.М.Сокольникова. Обучение в 2 класса по учебнику «Изобразительное искусство», методические рекомендации, М.: Астрель, 2014 г.


Технологическая карта урока

с использованием музейных предметов в этнографическом музее «Печки-лавочки»

Тема урока:

Народные промыслы России

Цель:

воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству;

развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.

Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Основные понятия:

 Элементы росписи Гжель, Хохлома, Жостово, Городецкая роспись, Пермогорская роспись.

Планируемый результат:

Предметные умения

УУД

познакомиться с особенностями народных промыслов,

элементами росписи, создания изделия;  

научить распознавать характерные отличительные признаки росписи,

освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма в технике данных орнаментов.

личностные: уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности; стремление учащихся к реализации собственных замыслов;

формирование уважительного и бережного отношения к труду предыдущих поколений, предметам материальной культуры.

познавательные: умение извлекать информацию из текста и исследования музейного предмета; умение выявлять сущность и особенности объектов; умение на основе анализа делать выводы;

регулятивные: умение высказывать своё предложение на основе работы на уроке; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение работать по плану.

коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; представлять результаты деятельности.

I этап урока: мотивация, организация

Цели этапа:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Включение в общую работу по восприятию и усвоению информации

 Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе; сфокусировать внимание учащихся на теме урока, вызвать интерес к дальнейшей работе.

 Подготовка учащихся к работе

самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками

II этап урока: предоставление информации - экскурсия  

Дать учащимся достаточно информации для выполнения практического задания за короткое время

Предварительная работа с экскурсоводами – учащимися класса: поиск информации о видах росписи, помощь в подготовке рассказов. Анализ орнаментов росписи.

Коллективно – групповое обучение: экскурсоводы представляют народные промыслы: рассказывают о месте, предметах, особенностях росписей. Восприятие информации. Взаимообучение – обучение в сотрудничестве.

Пользоваться полученными на уроках знаниями для выполнения работы;

Организация деления на   группы методом «случайного выбора»

III Этап урока: творческая практическая деятельность

Информирует о способе деления на рабочие группы

1)Берут из короба карточку,  распределяются на группы – собирают пазл, определяют вид народного промысла;

2)Рассаживаются по рабочим группам.

Действовать по установленным правилам;

Усвоение учебного материала, достижение целей урока

1)проводит инструктаж учащихся о правилах работы в группах, последовательности действий и времени, выделенном на выполнение;

2)Раздаёт материалы;

3)Оказывает помощь в случае возникновения трудностей.

1) рассматривают варианты работ,

 определяют основные цвета в работе;

2)выполняют работу в соответствии с видом народного промысла.

Воспринимать инструкцию;

Встраиваться в работу группы, созданной методом «случайного выбора»;

Вести диалог со взрослым и сверстником: высказывать своё мнение, воспринимать мнение другого, идти на компромисс;

Оценивать свои знания и возможности, обращаться за помощью в случае необходимости;

Формулировать вопрос или запрос для получения необходимой помощи.

IV этап: Презентация  работ, рефлексия результатов

Демонстрациярезультатов самостоятельной работы

1)Объявляет о начале презентации;

2)Задаёт уточняющие вопросы в ходе презентаций.

Демонстрируют свои работы и рассказывают о них.

Публично представлять продукт своей деятельности;

отвечать на вопросы, связанные с темой своей работы.

Анализ полученных результатов и опыта

Прояснить содержание проделанного, подвести итог работы, установить связь между тем, что известно и тем, что должно совершенствоваться в будущем (на последующих уроках).

Высказывают свои впечатления

Осознание полученных результатов - анализировать удачи и неудачи;

искать новые пути решения поставленных задач.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

"Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея

Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Народные промыслы. Русская матрёшка"

Содержится информация об истории создания матрёшки, видах и особенностях росписи....

Урок изобразительного искусства в 3 классе "Народные промыслы России".

«Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись»...

Конспект урока изобразительного искусства «Красота Российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: «Красота Российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о русских ...

Программа внеурочной деятельности на основе сетевого взаимодействия школы с Этнографическим музеем.

Важной задачей для педагогов и родителей становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использ...