Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 3 классе "Народные промыслы России".
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

    Титова Татьяна Петровна

    «Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись»

    ЦельРазвитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов.

    Задачи:

    1. Образовательная

    1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

    2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

    3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

    4. Различать и называть знакомые предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель).

    5. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.

    2. Развивающая.

    1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

    2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

    3. Развивать творческие способности.

    3. Воспитательная.

    1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

    2. Учить работать самостоятельно.

    3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.

    Выставка.

    Народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.

    Предварительная работа.

    - урок  по мотивам народных росписей

    - самостоятельная работа

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!  Сегодня мне хочется помочь вам окунуться в мир прекрасного, в мир декоративно – прикладного искусства. Я предлагаю сегодня на один урок превратить класс в художественную мастерскую, где будут работать художественные группы: «Городец», «Гжель» и «Золотая Хохлома», послушать сказку  и на время урока стать настоящими мастерами.

    Россия богата ремеслами. В каждом ремесле кроится своя тайна, загадка. И тот, кто может их разгадать, становится настоящим мастером.

    2. Постановка цели и задач урока.

    Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

    – Славилась Россия чудо-мастерами,
    Дерево и глину в сказку превращали.
    Красками и кистью красоту творили;
    Своему искусству молодых учили.

    Ответьте  на вопрос: – О ком эти строки?  (Ответы учеников: - о чудо – мастерах)

    - Как вы думаете, почему у этих предметов такие необычные названия: хохлома, гжель, городецкая роспись?   (Ученики - Названия изделий народных промыслов даны по названию села или деревеньки, в которых они были изготовлены).

    – Да, названия изделий народных промыслов, как правило, даны по названию села или деревеньки, в которых эти промыслы развивались.

    - Давайте попробуем  назвать тему нашего урока?  (Народные промыслы России)

    Народные промыслы России – ремёсла русских мастеров, по технологиям  которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы  народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, игрушки, Матрёшки, Городецкая роспись.

    - Сделайте предположение, чему мы научимся на уроке? (на слайде)

    3. Беседа. Объяснение нового материала.

    Ребята, вы когда–нибудь слышали выражение:

    « Сказка- ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»   что оно означает?

    - Верно, сказка обязательно нас чему- то учит.

    Сегодня на  уроке я расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему- нибудь, вы сами определите в конце урока. Итак, слушайте внимательно и помогайте мне и сказочным героям.

    /Звучит русская народная мелодия и на ее фоне учитель начинает рассказывать сказку/.

    « В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь Матвей, и была у него дочь Василиса, - красоты неописуемой. Да такая рукодельница. Кружева плетет тоньше паутинки, скатерти вышивает узорчатые, царские одежды жемчугами да драгоценными каменьями украшает.

    Полюбил Василису Иван- царевич - соседнего царя сын и решил он на ней жениться. Пришел с поклоном к царю Матвею, а тот ему и говорит: « Отдам за тебя дочь, коль скажешь, что руки у тебя умелые. А душа на красоту отзывчивая.

    - Да как же доказать? – растерялся Иван.

    - А вон, видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась.

    Пусть в первой комнате от золотой краски тепло и светло становится. Как от солнышка, пусть ягоды алые соком наливаются, черная да зеленая травка кудрится- разрастается.

     - Ребята, а не напоминает ли вам это описание один из народных орнаментов? Какой именно? Почему?

    / Хохломская роспись, перечислены элементы этого орнамента/.

    - Верно! Вот и Иван- царевич вспомнил о народных умельцах и отправился в Семеново к хохломским художникам мастерству учиться. Хорошо приняли Ивана - мастера, секретами своими поделились, научили всему, что сами умели. Вернулся Иван и расписал первую комнату дивными хохломскими узорами.

    - А какие элементы из представленных здесь, мог использовать Иван в работе?

    / Дети выбирают среди прикрепленных на доске  нужные элементы/.

    Полюбовался Матвей- царь на Иванову работу, похвалил и говорит: « Теперь принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой белизне цветы расцветают синие, да голубые».

    Задумался Иван- царевич: как же мне можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да глаз радовал. Где мне таких мастеров найти?

    - Куда же  нужно отправиться Ивану? А что создают гжельские мастера?

    / В Гжель! Фарфоровую посуду и расписывают всеми оттенками синего цвета.

    Показывают элементы гжельского орнамента/.

    - Молодцы! Помогли вы Ивану! Познакомился он с гжельскими мастерами и убедился, что и с одним цветом можно чудеса творить. Выполнил он и второе задание царя.

    - Ну а в третьей комнате, - говорит царь, пусть цветы распускаются яркие, как радуга, и не обычные, а все розаны, да купавки. Пусть на стенах сказочные кони появятся, как петухи, да жар- птицы красуются. И на всех цветах, конях, птицах, как солнечные блики белые точки да штришки светятся!

    - Знаю, знаю где такие художники живут! – обрадовался Иван.

    - А вы ребята, знаете?

    - Найдите элементы этой росписи?

    / В Городце! Это Городецкая роспись/.

    Наконец- то выполнил Иван и третье задание царя- Матвея.

    - Ну, молодец! Вот теперь и свадьбу играть можно! Созывай- ка гостей, - говорит царь.

    И пригласил Иван- царевич на свадьбу всех своих друзей- помощников, народных умельцев. Каждый мастер молодым подарок принес, над которым его золотые руки потрудились.

    Посмотрите! Эти вещи нынче

    В гости к нам пришли,

    Чтоб поведать нам секреты

    Древней, чудной красоты.

    Чтоб ввести нас в мир России

    Мир преданий и добра

    Чтоб сказать, что есть в России

    Чудо – люди – мастера!

    Посмотрите  на эти прекрасные творения! Сколько любви и труда вложил мастер в свою работу.

    (Просмотр выставки.)

    - Сможете ли вы отличить где, чей подарок? Где применяются эти предметы?

       Для чего они нужны? (из них едят, пьют, они нужны для красоты – ими украшают дом).

    / Дети определяют, к каким народным промыслам относятся те или иные предметы/.

    1. Работа в группе («Соотнеси картинку и название»)
    2. Индивидуальная работа по карточкам («Отгадай загадки»)

    4. Физминутка – незабываемая минутка (под музыку).

    Мы с тобою гончары,
    Лепим дружно мы горшки.
    Глину нежно мы возьмём,
    Хорошенечко помнём.
    Круг гончарный раскрути,
    И горшочек свой лепи!

    5. Практическая (самостоятельная) работа.

    - А давайте- ка мы тоже подарки приготовим для Ивана- царевича и Василисы.

    Дети по группам  выполняют задание - расписывают заранее приготовленные тарелочки (силуэты посуды, разделочных досок, игрушек узорами по мотивам хохломских, гжельских, городецких росписей).

    6. Итоги урока. Рефлексия.

    - Ребята, перед вами лежит лист самооценки. Оцените свои работы. Поменяйтесь работами с соседом по парте, оцените работы одноклассников.

    Выставка творческих работ учащихся.

    - Давайте посмотрим ваши работы. Разложите  по «полочкам» готовые изделия.

    Вопросы для обсуждения:

     -Какая работа вам нравится?

    -Чем она вам нравится?

    Закончите предложения:

    • Сегодня на уроке я узнал(а)
    • Сегодня на уроке я научился(лась)
    • Для меня было трудным

    -  Герои сказок, у которых мы побывали, научили нас чему-то полезному. Вам необходимо сделать вывод, что же полезного мы узнали из этой сказки, чему же мы научились.  (Предполагаемые ответы детей: доброте, дружбе, вежливости, отзывчивости учит правильно поступать в различных ситуациях и т.д.)

    Выставление оценок.

    — Ребята, сегодня  активно работали на уроке, в группе: ФИО…. Я им ставлю 5, а остальным ребятам  я поставлю оценки, после того как посмотрю ваш лист самооценки.

    - Я предлагаю сделать ещё один подарок. Взгляните на блюдо (ковёр), чего не хватает на нём? (цветов)

    - У вас на столах лежат цветы разного цвета.

    Тем, кто считает … (три плаката) из рефлексии 

    Я  считаю, что урок прошёл для меня с пользой – приклейте  жёлтый цветок

    Я  многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи – синий цветок

    Мне было трудно на уроке – красный цветок

    7. Задание на дом (по карточкам)

    - Я предлагаю вам выбрать карточку, на первой…, а на второй ….

    1) Узнать какие еще народные промыслы существуют в России.

    2) Расписать силуэты посуды, разделочных досок,  игрушек   узорами по мотивам народных промыслов России.

    Теперь вы сами при желании можете совершенствовать свои умения в росписи изделий, для того, чтобы иметь возможность делать необычные подарки близким людям, а может быть кто-то из вас поступит в художественную  школу, сам станет мастером, а позже научит других своему искусству. И мелодии ремёсел не прервутся никогда!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок изобразительного искусства в 3 классе на тему "Цветы в вазе"

       Урок посвящен к 8 марту. Через урок я хотела детям показать, как дороги, любимы наши мамы, что каждый в жизни остается в долгу перед своей мамой за то, что она подарила жизнь....

    Планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе

    Тематическое планирование уроков изо составлено из расчёта 1час/недХ34часа в год по УМК "Школа России", автор Шпикалова Т. Я....

    Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 3 классе (УМК "Школа России", 34часа)

    Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и включает характеристику деятельности учащихся....

    Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Художник в цирке" (III четверть) по программе Б.М. Неменского

    Презентация по изобразительному искусству в 3 классе  "Художник в цирке" знакомит обучающихся с одним из любимейших детских зрелищ - цирком,  расширяет представления детей о круге синтетичес...

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира"

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой  УМК "Перспектива" "Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира" ....

    Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме "Праздник в городе. Изображение праздничного города."

    Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме "Праздник в городе. Изображение праздничного города."...