Развивающее занятие «Целое и часть от целого»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Анисимова Лариса Константиновна

 

Цель занятия: создание оптимальных условий для развития умений выделять элементы из целого и составление целого из частей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vy_urok_krz.docx49.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа – интернат

«Панаевская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

Развивающее занятие

  «Целое и часть от целого»

Разработала и провела:

Анисимова Лариса Константиновна,

учитель начальных классов,

с.  Панаевск

    Осуществление реформы общеобразовательной и профессиональной школы, направленной на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, вызывает необходимость улучшения работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.

        Достаточно распространенной причиной стойкой неуспеваемости младших школьников (до 50% случаев от числа всех слабоуспевающих) является задержка психического развития детей, обусловленная отклонениями в их нервно-психическом и физическом здоровье.

В исследованиях М. С. Певзнер, Т. А. Власовой, К. С. Лебединской и др. было установлено, что эти дети не являются умственно отсталыми, не обнаруживая выраженных нарушения слуха, зрения, моторики и др., что имеют признаки перенесенного на ранних этапах своего развития органического повреждения центральной нервной системы. К рассматриваемой группе относятся дети с церебрастеническими состояниями, а так же дети с психическим и психофизическим инфантилизмом. Клинические проявления перенесенных заболеваний выступают в виде остаточных явлений инфекций, травм и интоксикаций нервной системы. Иногда задержка психического развития является результатом генетических пороков развития. Для этой группы детей характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с недостаточностью памяти, внимания, темпа и подвижности психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития корковых функций. Задержка психического развития у них нередко сочетается с психомоторной расторможенностью либо, наоборот, с вялостью и апатичностью, с невротическими расстройствами, с задержкой физического развития, общей ослабленностью организма.

        Как следствие, у детей данной категории отмечается низкий уровень интеллектуальной активности, некоторое недоразвитие произвольной регуляции поведения, незрелость эмоционально-личностных компонентов деятельности, неумение произвольно сосредоточиться на заданиях, повышенная утомляемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и определений.

        Для детей, поступающих в школу, создаются специальные (коррекционные) классы VII вида. В учебных планах таких классов предусмотрено дополнительное время (3 часа в неделю) для индивидуально-групповых занятий. Эти занятия направлены на коррекцию индивидуальных отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся, на развитие их внимания, умственной деятельности, на ликвидацию пробелов в дошкольных знаниях, а также на исправление недостатков речи.

        Рассмотрим основные направления коррекционной работы.

Развитие моторики.

        Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка: при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие. В виду несформированности двигательных функций, неудовлетворительного уровня развития мелкой и крупной моторики у большинства детей, упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций приобретают огромное значение и используются практически на каждом занятии.

        Развитие мышления.

        У детей, поступающих в классы VII вида, могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого к моменту поступления в школу в норме должно быть завершено. Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т.д. Таким образом, развитие наглядно-действенного мышления ведет и к развитию причинного мышления.

        Развитию наглядно-образного мышления способствуют рисование, прохождение лабиринтов, работа с фигурами, но уже не по наглядному образцу, а по инструкции или по собственному замыслу.

        Для развития словесно-логического, понятийного мышления используются упражнения на систематизацию, сравнение, классификацию и др. причем сравнение всегда предшествует анализу.

        Все упражнения представленные в данном пособии расположены в порядке нарастания сложности. Так, если на первых занятиях больше внимания уделялось развитию наглядно-образного мышления, то на последующих занятиях постепенно учащимся предлагаются упражнения на сравнение, классификацию и аналогическую деятельность.

        Развитие речи.

        Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты логопеды. Но и на занятиях учитель использует ряд заданий и упражнений, способствующих речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, работа над дикцией, совершенствованию фонетического слуха, грамматического строя речи и др. Роль таких упражнений в первом классе очень велика, поэтому эти задания также присутствуют почти на каждом занятии.

        Развитие внимания.

        Хорошо развитые свойства внимания и его организованность является факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

        Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие.

        Развитие памяти.

        Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном счете на отношение к учебе и школе. В предложенном курсе занятий имеют место упражнения на развитие кратковременной и долговременной памяти, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторику, зрительную, слуховую и логическую. Но так как выделить их в чистом виде довольно сложно, в «Карте коррекционной направленности» вид памяти указан по ведущему анализатору.

        Материал, систематизированный в пособии, соответствует основным принципам психологопедагогической коррекции:

1 принцип – единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

2 принцип – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить «подготовку» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент.

3 принцип – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя от зоны ближайшего развития ребенка.

4 принцип – деятельный принцип осуществления коррекции. Этот принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, и для первоклассников это – игра и учение.  

Развитие умения выделять элементы из целого и составление целого из частей

Тема: Развитие умения выделять элементы из целого и составление целого из частей.

Место занятия: второе занятие в теме «Целое и часть от целого».

Цель занятия: создание оптимальных условий для развития умений выделять элементы из целого и составление целого из частей.

Задачи учителя способствовать: 

  • развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации;
  •  развитию мелкой моторики рук, координации движений;
  • развитию креативности мышления. 

Предполагаемый результат: 

  • первоначальное умение составлять целое из отдельных элементов.

Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации:

  • контрастность иллюстративного материала;
  • масштабные модификации;
  • сочетание зрительного и осязательного восприятия;
  •  сравнение, уточнение и конкретизация.

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности рабочих мест учащихся.

II. Сообщение темы 

             Мы отправимся в сказочное путешествие. Нас ждет очень много занятных заданий, и все их мы постараемся выполнить.

III. Основная часть

Игра «Сигнальные огоньки»

– У каждого из вас 5 кружочков: 2 красных, 2 желтых и 1 синий. Разложите их перед собой в одну ровную линию.

Я демонстрирую полоску (3 сек), вы запоминаете, а потом выкладываете перед собой по памяти.

img1

Игра "Животное"

Посмотрите на картинки, кто на них изображен? Все ли части у животных на месте?

img31

img33img32

Дорисуй недостающие части.

– Скажите, а какое животное мы не можем встретить в  уральском лесу? (Слон – африканское животное, у индийского нет бивней)

Игра "Узнай животное по его части"

Карточка 
(лягушка, утка, бабочка, птица, рыба, слон).

img5

Развитие воображения "Рисуем картину"

img6

Придумай и нарисуй несуществующее животное, используя элементы.

img9

IV. Гимнастика для рук

1. Массаж каждого пальчика левой руки, начиная с большого. Легкое поглаживание 3 раза, надавливание 3 раза, поглаживание.
2. Скольжение всех пальцев по большому.
3. “Соление пищи” правой и левой руками.
4. “Кулачок”. Сгибание пальцев в кулачок. Разгибание с силой. (3 раза)
5. Упражнения с карандашом. Карандаш кладется на средний палец правой руки и прижимается двумя другими. Затем нужно “двигаться” по карандашу от начала до конца и наоборот. (4 раза)
6. “Катание шариков”. Выполняется стоя. В левую руку берут два шарика и перекатывают их в ладони. Затем руку меняют.

Найди лишнюю фигуру и закрась ее синим карандашом.

45

Догадайся, какой шарик, где живет.

55

"Найди лишнюю фигурку" 

Дано для введения в активный словарь детей терминов "внутри" и "снаружи". (У всех точка внутри, а у одного – снаружи.)

http://nsc.1september.ru/2004/28/67.gif

"Чем похожи и чем отличаются рисунки"

 Дано не только для развития восприятия и внимания, но и для формирования активного математического словаря ребенка. Задание лучше выполнять в классе фронтально, чтобы несколько детей могли отметить сходные и различные детали рисунка.

68

VIII. Итог урока

У. Чему учились на занятии?
Д. Учились сравнивать, объяснять.
У. Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на нахождение целого по части и части по целому.

2 варианта задач на соотношение части, количества и целого....

Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым»

Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым» (4 класс)Предметные задачи: решение задач на часть целое, где часть выступает целым, систематизация данных...

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Памятка по математике "Нахождение части от целого. Нахождение целого по его части"

УМК "Перспективная начальная школа". Памятка по математике....

Конспекты коррекционно- развивающих занятий по теме "Части речи"

Конспекты  коррекционно-развивающих занятий для закрепления и обобщения знаний о частях речи....

коррекционно-развивающее занятие для учеников начальных класссов "Ставлю цель"

коррекционно-развивающее занятие "Ставлю цель" хорошо использовать на коррекционном занятии(групповом) 2-3 классе...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Составление и узнавание целого из частей на разрезном наглядном материале, работа с сюжетными картинками».

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия  для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Составление и узнавание целого из частей на разрезн...