Главные вкладки

    Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому
    план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

    Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_matematiki_6_maya_dubovskaya_i_a.docx28.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дубовская И А

     Урок-путешествие  "Решение задач на нахождение части по целому и целого по части. Повторение."

    Предмет  «Математика» Л.Г.Петерсон  4 класс

    Развитие УУД.

           Личностные УУД

        1. Мотивация к познанию, учёбе.

        2.  Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над  учебной задачей.

    Познавательные УУД

    1. Выбор оснований и критериев для сравнения.                                                        2. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

              3. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

             4. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

             5.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать     математические факты и объекты, делать выводы на основе обобщения умозаключений.

             Регулятивные УУД.

        1. Оценка успешности усвоения материала.

         2. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

        3. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

              4.  Сверять свои действия , при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса.

               5.  В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки      и определять степень успешности выполнения своей работы.

                Коммуникативные УУД.

            1.  Умение работать парами и в группе. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций.

             2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

            3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Этапы проведения урока:

    I. Организационный момент.

      Учитель:  Дорогие, ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Для начала, мы прочитаем обращение к нам.

    Слайд 1. (Текст)

       Ребята, предлагаем вам отправиться в далекое путешествие к древнему  замку. Поговаривают, что замок тот полон сокровищ, но самое главное, это сообщение к которому должен прийти победитель. Вам предстоит пройти лабиринты, где  буквально на каждом углу поджидают разнообразные преграды.  Придется проявить свою сообразительность и скорость мысли.  На некоторых этапах вас ждут вовсе не монстры и не призрак, а различными головоломки. Лишь разгадав их, вы  сможете отправиться дальше. Скорее в путь - сообщение  уже ждёт вас!

    II. Постановка проблемы. Тема урока. Добиваемся поставленной цели.

    1.   Учитель:  Для того, чтобы преодолеть все препятствия, надо подзарядиться. Решив несколько задач, мы определим, чем будем заниматься, что нам поможет прийти к сообщению. Для этого все записи будем вести в судовом дневнике.(в тетради).Записываем число, и в путь...

      (Два ученика решают задачи у доски на маркерных досках, дети в тетради.)  

        Задача 1. Я задумала число. 3\5 его равна 15. Какое число я задумала? - (15 : 3 х 5 =25)

        Задача 2. Найди 4\8 от 160.  (160 : 8 х 4 = 80)

        Задача 3. Найди 20% от 3000 (3000 : 100 х 20 = 600

        Задача 4. Найди целое, если 15% - это 45. ( 45 : 15 х 100 = 300)

       

       Учитель: Проверяем работу. Делаем вывод. (Устный счёт по теме: "Нахождение части по целому и целого по части.")

    Слайд 2.  (Изображение разного транспорта)

     2. Учитель: Ребята, нам необходимо выбрать транспорт для путешествия. Решив тест мы справимся с этой задачей (работа в парах.)  (Тест у ребят на парте.)

    1 вопрос:

    Из скольких элементов составлена обыкновенная дробь?

    з) 1

    и) 5

    й) всегда по-разному

    к) 3

    2 вопрос:

    Какое математическое действие "зашифровано" в черте дроби?

    ё) сложение

    ж) умножение

    з) вычитание

    и) деление

    3 вопрос:

    Какую часть года составляет зима?

    л) 1/365

    м) 1/12

    н) 1/4

    о) 1/2

    4 вопрос:

    Торт разрезали на 11 частей. В новогоднюю ночь съели 7 частей. Какая часть торта доставит удовольствие семье 1 января?

    о) 7/11

    п) 11/7

    р) 11/4

    с) 4/11

    т) удовольствия не будет, так как кто-то проснулся раньше и съел все сам

    5 вопрос:

    Какие обыкновенные дроби называются правильными?

    т) Те, которые правильно записаны

    у) Те, у которых знаменатель больше числителя

    ф) Все дроби правильные, других просто нет

    6 вопрос:

    Какие обыкновенные дроби называются неправильными?

    п) Дроби, у которых числитель меньше знаменателя

    р) Дроби, у которых знаменатель меньше числителя

    с) Дроби, у которых числитель и знаменатель записаны красным.

    т) Если дробь записана неправильно, то ее и называют неправильной

    7 вопрос:

    Что больше: единица или любая правильная дробь?

    а) единица

    б) правильная дробь

    в) они равны

    8 вопрос:

    Можно ли сказать что любая неправильная дробь всегда больше единицы?

    о) нет

    п) да

    (Ответ: к и н с у р а п)

    Слайд 3. Выбор ответа.  1 - атхя

                                                 2 - кинсурап

                                                 3 - зоворап

                                                 4 - тёломас

    3. Учитель: Мы пришли к ответу. Наш транспорт - кинсурап. Что это такое? (Дети догадываются, что это Парусник)

    Слайд 4. (Изображение парусника и двух капитанов)

     

       4. Учитель: Мы поднимаемся на палубу, и нас встречают два капитана! Может ли быть так на корабле? (Нет.)  Нам надо справиться с этой проблемой. Надо сравнить и вычислить,  где настоящий капитан. (7 учеников решают у доски)

    Слайд 5. (Сравнение дробей)

      и                 и               и   

    2   и   1                    28%   и      

     

     a -   и   a -              - n   и    - n

    (Ответ: > > > > > > >)

    (Вывод детей - выбор правого капитана).

    Слайд 6.  ( Капитан на фоне трёх замков, у каждого замка - число: 9, 12, 15)

     5. Учитель:  Как нам определить в какой замок нам причалить? (Что-то решить , а ответ нам поможет.) (Самостоятельная работа)

    Слайд 7. (Пример с дробями)

    7 - ( 4 - 3 ) + 2 =

    Ответ: 9

    6. Учитель: Ребята, какой вывод можем сделать? (Парусник должен причалить к замку с цифрой 9.)

    Слайд 8. (Праздник на площади, весёлая громкая музыка)

    7. Учитель: Дети, мы оказались на главной площади. Все гости веселятся и радуются, поют и танцуют. Как вы думаете, почему так встречают приезжих? (Чтобы гости забыли о цели визита.) Но мы с вами должны пройти через веселье и достичь цели.

     Физминутка. (Дети выбирают ведущих и  выполняют движения под весёлую мелодию на площади замка)

    Слайд 9. (Изображение лабиринтов, с числами 5400, 3890, 6864)

    8.  Учитель:  Как нам определить в какой лабиринт нам зайти? (Решить проблему, а ответ нам поможет.)

    Слайд 10. (Текст задачи)

      Для строительства первого лабиринта использовали 5500 золотых слитков.  78% от первого количества понадобилось для второго лабиринта. А количество слитков второго лабиринта - это   третьего лабиринта. Найдите  из скольких слитков состоит второй и третий лабиринт. И решите  куда вам идти.

    Решение у доски:

                     1) 5500 : 100 х 78 = 4290 (с) использовали в строительстве второго лабиринта.

                     2) 4290 : 5 х 8 = 6864  (с) использовали в строительстве третьего лабиринта.

                     Ответ: 1 - 5500 слитков, 2 - 4290 слитков, 3 - 6864 слитков.

    9. Учитель: Делаем вывод. (Идём по третьему лабиринту)

    Слайд 11. (Изображение драгоценных камней возле сундуков)

    10. Учитель: Сообщение находится в одном из сундуков. Что бы он открылся, нам надо по данным составить круговую диаграмму. Вы работаете группой (4 человека)  

    Слайд 12. (Текст)

    Составь круговую диаграмму:   круга - аметисты,  круга - жемчуга,  - изумруды,  - рубины. Остальная часть круга - алмазы.

    (Решение): Круг составляет 360 градусов.

    1) 360 : 12 х 2 = 60 градусов ( аметист)

    2) 360 : 8 х 2 = 90 градусов (жемчуг)

    3)360 : 36 х 3 = 30 градусов (изумруд)

    4) 360 : 9 х 3 = 120 градусов (рубины)

    5) 360 - (60 + 90 + 30 + 120) = 60 градусов (алмазы)

    11. Учитель:  Вам дана окружность с центром и изображение данных камней, которое вы должны наклеить в нужный сектор. Проведите радиус и составьте круговую диаграмму в соответствии с решением. Распределите роли: чертёж, разукрашивание, вырезание рисунка, наклеивание.  (Работа под музыку, готовые работы вывешиваются на доску)

    Слайд 13. (Открываются двери волшебной комнаты)

    Слайд 14. (Слова)

    Молодцы!

    Желаю, ребята, учиться считать.

    Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

    Запомните все, что без точного счёта.

    Не сдвинется с места любая работа,

    Без счёта не будет на улице света,

    Без счёта не может подняться ракета,

    Без счёта письмо не найдёт адресата,

    И в прятки сыграть не сумеют ребята.

    Считайте, ребята, точнее считайте.

     Решайте и большее в мире узнайте!

    II. Итог урока.

    12. Учитель:  Вот ребята и закончилось наше путешествие. Мы дошли до сообщения. Что вы о нём можете сказать? (Ответы детей)  Давайте оценим свою работу. (Лист самооценки, результат на доску) Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок математики и музыки по теме "Решение задач на части".

    Материал данного урока основан на фактах из жизни и творчества великого композитора В.А.Моцарта. Урок был проведён в 4 классе, программа "Школа 2100"...

    Решение задач на нахождение целого или части. Математика 1 класс

    Данный урок учитель первого класса может использовать на этапе  закрепления темы "Решение задач на нахождение целого и ли части" (программа Т. Е. Демидовой). Урок нетдрадиционный, построен в форм...

    Урок математики в 1 классе_тема "Решение задач"_Технологическая карта

    Урок составлен с учетом новых ФГОС, предусматривающих развитие УУД. Цель урока: закрепить знания учащихся о составных частях задачи, развитие умения составлять задачи по рисунку, ставить вопросы, опре...

    Задачи на нахождение целого по части и части по целому.

    2 варианта задач на соотношение части, количества и целого....

    Открытый урок в 4 классе на тему «Решение задач »

    Цель:Образовательная:   Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию      практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для ...

    Открытый урок в 1 классе по теме " Решение задач"

    Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник М.И. Моро...