Урок по математике 1 класс "Решение задач на нахождение целого и части"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Урок математики в 1 классе
Тема: «Решение задач на нахождение части и целого»
Форма урока: урок – сказка
Тип урока: комбинированный.
В теме «Решение задач на нахождение части и целого» этот урок второй. По типу урок построен по стратегии «Знаю, но не все, хотел бы узнать – узнал». К уроку поставлены следующие цели:
- закрепить знания о задаче, сформировать умение самостоятельно обосновывать её решение на основе взаимосвязи «часть-целое»;
- отрабатывать изученные приемы устных вычислений, умение решать текстовые и логические задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
- учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 374.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Тема урока: | Решение задач на нахождение части и целого | |||
Предмет: | Математика | |||
Аудитория: | 1 класс | |||
Тип урока: | комбинированный | |||
Цели и задачи урока: | Образовательные: Закрепить знания о задаче, формировать умение самостоятельно обосновывать её решение на основе взаимосвязи «часть-целое»; тренировать навыки счёта в пределах 9 Развивать память, внимание, мышление, грамотную математическую речь Воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, уверенность в своих силах Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им – Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы | |||
Планируемые предметные и метапредметные результаты: | ||||
Предметные: - закрепить умение решать задачи - научиться решать задачи и оформлять решение задач - решать примеры на сложение и вычитание | Познавательные: - формировать алгоритмическое мышление на уроке математики - развивать умение анализировать, сравнивать объекты; - учиться определять свои границы знания / незнания | Личностные: - способствовать развитию самооценки; - формировать уважительное отношение к мнению другого человека; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | ||
Коммуникативные: - формировать умение учитывать мнение других; высказывать и обосновывать свою точку зрения | Регулятивные: - формировать умение определять цель деятельности и планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; - осуществлять самоконтроль; -учиться формулировать цель деятельности на уроке | |||
Технологии: - Проблемный диалог - ИКТ - Здоровьесберегающие | Методы обучения: - проблемно-поисковые - практические - словесные | Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная - индивидуальная - парная | ||
Оборудование: | мультимедиа проектор, ПК | |||
Дидактические материалы к учебному занятию: | презентация, карточки |
Содержание и текст методической разработки
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные и метапредметные результаты |
I. Актуализация знаний | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Организует внимание учащихся с помощью сказочного героя. - Угадайте загадку и вы узнаете гостя нашего урока. Ехал парень на печи Прокатился по деревне И женился на царевне - Кто это? - Из какой он сказки? -Что вы знаете об этом сказочном герое? - Лежит он на печи и не знает, как себя развлечь. Посмотрите … слайд: «На меня, дружок, взгляни. Цифры разные найди» [1] -Конечно, Емеля ничего не видит - Помогите ему. Запишите их в порядке возрастания - Гонят Емелю за водой. А он ленится, любой предлог придумывает, чтобы не идти. Вот не знает, какое ведро взять ему. [2] - Рассмотрите рисунок и найдите «лишнее» выражение. Докажите, что оно «лишнее». - По каким признакам можно их разделить на группы? Как? - Что можно найти каждым выражением? - Как же найти целое? - Как найти части? - Каких вёдер меньше – больших или маленьких – и на сколько? - Прочитайте разными способами первое выражение,…второе выражение. - Как вы думаете, какие Емеля возьмёт ведра? | Обучающиеся приветствуют, садятся Учащиеся отгадывают загадку и отвечают на вопросы учителя - Емеля - Русская народная сказка «По щучьему веленью» - Он – лентяй Фронтальная работа по распознанию спрятанных цифр 1 2 4 6 9 Учащиеся выбирают «лишнее» выражение. «Лишнее» выражение 7 – 4: в нем целое 7, а в остальных – 6. - По размеру, по положению, по цвету. Дети определяют (целое или часть) Учащиеся читают и объясняют, что можно найти каждым выражением. Повторяют правила, как найти целое и части. - Самые маленькие | Познавательные УУД Развиваем умения: - ориентироваться в своей системе знаний; - активация знаний Коммуникативные УУД Развиваем умения: - оформлять свои мысли в устной форме Личностные УУД: - формируем положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения |
II. Объявление темы и цели урока | Учитель направляет учащихся сформулировать тему урока. Ставит проблему перед учащимися. - Делать Емеле нечего, идти надо. По какой дорожке он дойдёт быстрее и что он найдёт в конце пути, это вы мне сейчас и подскажете. Игра-соревнование «Математическая дорожка». Дети по колонкам эстафетой решают примеры, у последнего буква. Буквы сообщают учителю. (Цепочки примеров одинаковые) - Проверим, на какой дорожке всё выполнено правильно. Молодцы! - Какие буквы вы нашли? - Составьте слово из этих букв - Как вы думаете, какая цель нашего урока? - А надо ли уметь решать задачи? - Пригодятся эти знания в жизни? | Учащиеся определяют тему и цель урока: Учащиеся в команде (по колонкам) выполняют вычисления Последний ученик называет букву, которая в конце цепочки примеров. а,з,д,а,а,ч Задача Научиться решать задачи. Учащиеся дают свои варианты ответов и их обосновывают | Познавательные УУД Развиваем умения: формулировать познавательную цель. Регулятивные УУД Развиваем умения: – совместно с учителем обнаруживать и формулировать цель урока; Коммуникативные УУД Развиваем чувство ответственности за свою команду Личностные УУД Развивается: -учебно-познавательный интерес к решению задач; - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать |
III. Повторение ранее изученного материала
| Демонстрирует слайды презентации к уроку[3] - Чтобы точнее ответить на эти вопросы, надо понимать из каких частей состоит задача? -Что значит решить задачу? - Что помогает решить задачу? На слайде выстраивается порядок составных частей задачи Работа с учебником. - У Емели есть приятель. Откройте учебник на стр. 46. Какого сказочного героя вы видите? - Он тоже из русской народной сказки? - Кто автор? - Незнайка составил задачи. Прочитайте первую задачу - Можно решить эту задачу? - Прочитайте следующую задачу - Что вы можете сказать об этой задаче? - Верно, ребята, эта задача с нереальным условием. Учитель предлагает обсудить следующие задачи в парах - Есть ли среди них задача? - Что вы можете сказать о задаче с мячами? - Сделайте это задание задачей. - Можем ли мы решить эту задачу? - Что здесь надо найти? - Как найти целое? - Наш Емеля решил тоже придумать задачи (слайд) - Всё ли у него получилось? - Почему это задача? - О чём в ней говориться? - Что надо узнать? - Какая из схем подходит к данной задаче? [4] - Почему? - Давайте эту задачу оформим в тетради. - Сначала по схеме и по рисунку повторите задачу - Что нужно составить еще для решения задачи? - Почему действие сложения в этом выражении? - Найдите значение этого выражения - Какое наименование вы записали? - Как завершается оформление задачи? - Запишите ответ этой задачи? | Фронтальная работа с материалом презентации - Из условия и вопроса - Это значит ответить на вопрос задачи. - Схема, выражение, решение. - Незнайку - Из авторской сказки Н. Носов Один из учащихся читает вслух задачу - Нет, в условии уже сказано, сколько лягушек прыгнуло в воду. - Ее нельзя решить, т.к. пачками соль не едят. Работа в парах - Нет - Это не задача, т.к. нет вопроса - Сколько всего мячей у Коли и Саши? - Да - Целое Учащиеся называют правило - Да - Есть и условие и вопрос - О рыбах - Целое - Первая - Нужно найти целое Учащиеся по схеме и по рисунку повторите задачу - Выражение Один из учащихся записывает выражение на доску - Мы ищем целое, чтобы найти целое нужно сложить части Ученик у доски - Мы записали «рыб» - Записью ответа Один из учащихся записывает ответ на доске | Познавательные УУД. Развиваем умения: -анализировать и обобщать; - делать выводы на основе обобщения умозаключений; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные УУД – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; -уметь оценивать правильность выполнения своих действий. Коммуникативные УУД Развиваем умения: – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - умение работать в парах; - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Личностные УУД: - формировать уважительное отношение к мнению другого человека; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решения задачи |
IV. Физкультминутка | Создаёт условия для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Выполняют движения под песню «О Емеле» и мультипликацию | Регулятивные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении |
V. Тренинг в применении знаний | - Поймал Емеля щуку и давай желания загадывать - Пусть меня сама до царя-батюшки довезёт. А печь старенькая. Вот кирпичики с неё и посыпались - Надо печку собрать. (На доске изображение печи. Из неё выпали кирпичики) Учебник стр.47 №4 - Скучно Емеле стало жить, всё за него щука делает. Даже царевна вот-вот от него уйдёт. И ей с ним скучно жить стало. Решил Емеля, хватит бездельничать. Взялся за ум. Но не всё у него сразу получается. - Может вы ему поможете? Самостоятельная работа с последующей проверкой. [5] Ученикам предлагается самостоятельно выполнить работу. У кого нет затруднений, выполняет 3 задания, у кого есть трудности – 2 или 1 задание
| Дети объясняют решение и вставляют кирпичики в соответствующее по форме отверстие У учащихся карточки с заданиями. Ученик самостоятельно выбирает задания и их выполняет | Регулятивные УУД: Развиваем умения: – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять самоконтроль Коммуникативные УУД Развиваем умение: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: - определяют границы собственного знания и «незнания»; - формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
VI. Рефлексия деятельности (итог урока) | - Кто не допустил ни одной ошибки? - У кого одна, … - Что нужно сделать, чтобы не было ошибок? Обратиться к щуке или потренироваться ещё в решении задач -Чему научились на уроке? -Что нового узнали? -Как найти часть? -Как найти целое? -Кто доволен своей работой, прошу поаплодировать себе. На ваших карточках изображено ведёрка. Наполните его водой. Если вам на уроке было всё понятно и легко, то оно у вас будет полное. По мере ваших затруднений воды в ведре должно быть меньше. Оцените свою работу. Можете сейчас объяснить, зачем же нам уметь решать задачи? - На следующих уроках мы познакомимся с новыми видами задач. Емеля вас понял и сделал вывод: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!» - А как вы эту пословицу понимаете? - Молодцы. Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. - Спасибо, ребята, за урок. | Учащиеся сообщают свои результаты Дети дают свои варианты ответов - Чтобы найти часть надо из целого вычесть известную часть. - Чтобы найти целое, надо сложить части Самооценка своей работы на уроке Учащиеся выдвигают свои варианты ответов. - Умение решать задачи пригодиться в жизни, например … - Если хочешь, чтобы у тебя что-то получилось, надо потрудиться | Познавательные УУД Развиваем умения: - структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности; Регулятивные УУД Развиваем умение: - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; - подведение итогов учебной деятельности, анализ достижения цели урока; оценка, самооценка собственной деятельности на уроке Коммуникативные УУД Развиваем умение: -выражать свои мысли Личностные УУД: - устанавливают связь между целью деятельности и её результатом; формируется ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
[1] [2] [3]
[5]
[4]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач на нахождение целого или части. Математика 1 класс
Данный урок учитель первого класса может использовать на этапе закрепления темы "Решение задач на нахождение целого и ли части" (программа Т. Е. Демидовой). Урок нетдрадиционный, построен в форм...
Математика. 1 класс. Урок 58. Задачи на нахождение целого или части - Презентация
ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_58_zadachi_na_nakhozhdenie_celogo_ili_chasti/2012-12-18-151 Урок 58. Задачи на нахождение целого или части В ...
Математика. 1 класс. Урок 59. Задачи на нахождение целого или части - Презентация
ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_59_zadachi_na_nakhozhdenie_celogo_ili_chasti/2012-12-19-152 Урок 59. Задачи на нахождение целого или части В ...
Задачи на нахождение целого по части и части по целому.
2 варианта задач на соотношение части, количества и целого....
Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому
Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....
Урок математики для 2 класса "Решение задач на нахождение целого и части"
Цели урока: продолжать формировать умение решать простые задачи....
Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса
Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса по УМК "Перспектива"...