Урок по математике 1 класс "Решение задач на нахождение целого и части"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Урок математики  в 1 классе

Тема: «Решение задач на нахождение части и целого»

Форма урока: урок – сказка

Тип урока: комбинированный.

 

В теме «Решение задач на нахождение части и целого» этот урок второй. По типу урок построен по стратегии «Знаю, но не все, хотел бы узнать – узнал». К уроку поставлены следующие цели:

- закрепить знания о задаче, сформировать умение самостоятельно обосновывать её решение на основе взаимосвязи «часть-целое»;

- отрабатывать изученные приемы устных вычислений, умение решать текстовые и логические задачи, совершенствовать вычислительные навыки.

- учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx374.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема урока: 

Решение задач на нахождение части и целого

Предмет:

Математика

  Аудитория: 

1 класс

Тип урока:

 комбинированный

 Цели  и задачи урока:

Образовательные: Закрепить знания о задаче, формировать умение самостоятельно обосновывать её решение на основе взаимосвязи «часть-целое»;

тренировать навыки счёта в пределах 9

 Развивать память, внимание, мышление, грамотную математическую речь

Воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, уверенность в своих силах

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные: 

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 Коммуникативные: 

слушать и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

– Познавательные: 

 ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

 находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы

Планируемые предметные и метапредметные результаты:

Предметные:

- закрепить умение решать задачи

-  научиться решать задачи и оформлять решение задач

-  решать примеры на сложение и вычитание

Познавательные: 

- формировать алгоритмическое  мышление на уроке математики

- развивать умение анализировать, сравнивать объекты;

- учиться определять свои границы знания / незнания

Личностные:

- способствовать развитию самооценки;

- формировать уважительное отношение к мнению другого человека;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные:

- формировать умение учитывать мнение других; высказывать и обосновывать свою точку зрения

Регулятивные:

- формировать умение определять цель деятельности  и планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- осуществлять самоконтроль;

-учиться формулировать цель деятельности на уроке

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

Методы обучения: 

- проблемно-поисковые

- практические

- словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная

- индивидуальная

- парная

Оборудование:

мультимедиа проектор, ПК

Дидактические материалы к учебному занятию:

презентация,  карточки

Содержание и текст методической разработки

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Предметные и метапредметные результаты

I. Актуализация знаний

Учитель приветствует   учащихся, проверяет готовность к уроку.

Организует внимание учащихся с помощью сказочного героя.

- Угадайте загадку и вы узнаете гостя нашего урока.

Ехал парень на печи

Прокатился по деревне

И женился на царевне

- Кто это?  

- Из какой он сказки?  

-Что вы знаете об этом сказочном герое?  

- Лежит он на печи и не знает, как себя развлечь.

Посмотрите … слайд: «На меня, дружок, взгляни. Цифры разные найди»  [1]

-Конечно, Емеля ничего не видит

- Помогите ему. Запишите их в порядке возрастания  

- Гонят Емелю  за водой. А он ленится, любой предлог придумывает, чтобы не идти. Вот не знает, какое ведро взять ему. [2]

- Рассмотрите рисунок и найдите «лишнее» выражение. Докажите, что оно «лишнее».

- По каким признакам можно их разделить на группы?  Как?

- Что можно найти каждым выражением?

- Как же найти целое?

- Как найти части?

- Каких вёдер меньше – больших или маленьких – и на сколько?

- Прочитайте разными способами первое выражение,…второе выражение.

- Как вы думаете, какие Емеля возьмёт ведра?

Обучающиеся приветствуют, садятся

Учащиеся отгадывают загадку и отвечают на вопросы учителя

- Емеля

- Русская народная сказка «По щучьему веленью»

- Он – лентяй

Фронтальная работа по распознанию спрятанных цифр

1 2 4 6 9

Учащиеся выбирают «лишнее» выражение.

«Лишнее» выражение 7 – 4: в нем целое 7, а в остальных – 6.

- По размеру, по положению, по цвету.

Дети определяют (целое или часть)

Учащиеся читают и объясняют, что можно найти каждым выражением.

Повторяют правила, как найти целое и части.

- Самые маленькие

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

- ориентироваться в своей системе знаний;

- активация знаний

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

- оформлять свои мысли в устной форме

Личностные УУД: 

- формируем положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

II. Объявление темы и цели урока

Учитель направляет учащихся сформулировать тему урока. Ставит проблему перед учащимися.

- Делать Емеле нечего,  идти надо.

По какой дорожке он дойдёт быстрее и что он найдёт в конце пути, это вы мне сейчас и подскажете.

Игра-соревнование «Математическая дорожка».  Дети по колонкам эстафетой решают примеры, у последнего буква. Буквы сообщают учителю. (Цепочки примеров одинаковые)

- Проверим, на какой дорожке всё выполнено правильно. Молодцы!

- Какие буквы вы нашли?

- Составьте слово из этих букв  

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?          

- А надо ли уметь решать задачи?

- Пригодятся эти знания в жизни?

Учащиеся определяют тему и цель урока: 

Учащиеся в команде (по колонкам) выполняют вычисления

Последний ученик называет букву, которая в конце цепочки примеров.

а,з,д,а,а,ч

Задача

Научиться решать задачи.

Учащиеся дают свои варианты ответов и их обосновывают

Познавательные УУД  Развиваем умения:          

формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД Развиваем умения:          

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать цель урока;

 Коммуникативные УУД

Развиваем чувство ответственности за свою команду

Личностные УУД Развивается:

-учебно-познавательный интерес к решению задач;

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать 

III. Повторение ранее изученного материала

 

Демонстрирует слайды презентации к уроку[3]

- Чтобы точнее ответить на эти вопросы, надо понимать из каких частей состоит задача?

-Что значит решить задачу?

- Что помогает решить задачу?

На слайде выстраивается порядок составных частей задачи

 Работа с учебником.

- У Емели есть приятель. Откройте учебник на стр. 46. Какого сказочного героя вы видите?

- Он тоже из русской народной сказки?

- Кто автор?  

- Незнайка составил задачи. Прочитайте первую задачу

- Можно решить эту задачу?

- Прочитайте следующую задачу

- Что вы можете сказать об этой задаче?

- Верно, ребята, эта задача с нереальным условием.

Учитель предлагает обсудить следующие задачи в парах

- Есть ли среди них задача?

- Что вы можете сказать о задаче с мячами?

- Сделайте это задание задачей.

- Можем ли мы решить эту задачу?

- Что здесь надо найти?

- Как найти целое?

- Наш Емеля решил тоже придумать задачи (слайд)

- Всё ли у него получилось?

- Почему это задача?

- О чём в ней говориться?

- Что надо узнать?

- Какая из схем подходит к данной задаче? [4]

- Почему?

- Давайте эту задачу оформим в тетради.

- Сначала по схеме и по рисунку повторите  задачу

- Что нужно составить еще для решения задачи?

- Почему действие сложения в этом выражении?

 - Найдите значение этого выражения

- Какое наименование вы записали?

- Как завершается оформление задачи?

- Запишите ответ этой задачи?  

Фронтальная работа с материалом презентации

- Из условия и вопроса

- Это значит ответить на вопрос задачи.

- Схема,  выражение, решение.

- Незнайку

- Из авторской сказки

Н. Носов

Один из учащихся читает вслух задачу

-  Нет, в условии уже сказано, сколько лягушек прыгнуло в воду.

- Ее нельзя решить, т.к. пачками соль не едят.

Работа в парах

- Нет

- Это не задача, т.к. нет вопроса

- Сколько всего мячей у Коли и Саши?

- Да

- Целое

Учащиеся называют правило

- Да

- Есть и условие и вопрос

- О рыбах

- Целое

- Первая

- Нужно найти целое

Учащиеся по схеме и по рисунку повторите  задачу

- Выражение

Один из учащихся записывает выражение на доску

- Мы ищем целое, чтобы найти целое нужно сложить части

Ученик у доски

- Мы записали «рыб»

- Записью ответа

Один из учащихся записывает ответ на  доске

Познавательные УУД. Развиваем умения:

-анализировать и обобщать;

- делать выводы на основе обобщения умозаключений;

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные УУД

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

 -уметь оценивать правильность выполнения своих действий.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-  умение работать в парах;

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Личностные УУД:

- формировать уважительное отношение к мнению другого человека; 

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решения  задачи

IV.        

Физкультминутка

Создаёт  условия для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Выполняют движения под песню «О Емеле» и мультипликацию

Регулятивные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении

V. Тренинг в применении знаний

- Поймал Емеля щуку и давай желания загадывать

- Пусть меня сама до царя-батюшки довезёт. А печь старенькая. Вот кирпичики с неё и посыпались

- Надо печку собрать.

(На доске изображение печи. Из неё выпали кирпичики)

Учебник стр.47 №4

- Скучно Емеле стало жить, всё за него щука делает. Даже царевна вот-вот от него уйдёт. И ей с ним скучно жить стало. Решил Емеля, хватит бездельничать. Взялся за ум. Но не всё у него сразу получается.  

- Может вы ему поможете?

Самостоятельная работа с последующей проверкой. [5]

Ученикам предлагается самостоятельно выполнить работу. У кого нет затруднений, выполняет 3 задания, у кого есть трудности – 2 или 1 задание

 

Дети объясняют решение и вставляют кирпичики в  соответствующее по форме отверстие

У учащихся карточки с заданиями.

Ученик самостоятельно выбирает задания и их выполняет

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:

 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять самоконтроль

Коммуникативные УУД

Развиваем умение:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные УУД:

- определяют границы собственного знания и «незнания»;

- формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

VI.   Рефлексия деятельности (итог урока)        

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- У кого одна, …

- Что нужно сделать, чтобы не было ошибок? Обратиться к щуке или потренироваться ещё в решении задач

-Чему  научились на уроке?

-Что нового узнали?

-Как найти часть?

-Как найти целое?

-Кто доволен своей работой, прошу поаплодировать себе.

На ваших карточках изображено ведёрка. Наполните его водой. Если вам на уроке было всё понятно и легко, то оно у вас будет полное. По мере ваших затруднений воды в ведре должно быть меньше.  Оцените свою работу.

Можете сейчас объяснить, зачем же нам уметь решать задачи?

 - На следующих уроках мы познакомимся с новыми видами задач.

Емеля вас понял и сделал вывод:

 «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!»

- А как вы эту пословицу понимаете?

- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо работали на уроке.

- Спасибо, ребята, за урок.

Учащиеся сообщают свои результаты

Дети дают свои варианты ответов

- Чтобы найти часть надо из целого вычесть известную часть.

- Чтобы найти целое, надо сложить части

Самооценка своей работы на уроке

Учащиеся выдвигают свои варианты ответов.

- Умение решать задачи пригодиться в жизни, например …

- Если хочешь, чтобы у тебя что-то получилось, надо потрудиться

Познавательные УУД Развиваем умения:

- структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности;

Регулятивные УУД

Развиваем умение:

 - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- подведение итогов учебной деятельности, анализ достижения цели урока; оценка, самооценка собственной деятельности на уроке

Коммуникативные УУД

Развиваем умение:

-выражать свои мысли

Личностные УУД:

- устанавливают связь между целью деятельности и её результатом; формируется ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

                                                                        

[1]            [2]                                                                                          [3]12

        [5]

[4]

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на нахождение целого или части. Математика 1 класс

Данный урок учитель первого класса может использовать на этапе  закрепления темы "Решение задач на нахождение целого и ли части" (программа Т. Е. Демидовой). Урок нетдрадиционный, построен в форм...

Математика. 1 класс. Урок 58. Задачи на нахождение целого или части - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_58_zadachi_na_nakhozhdenie_celogo_ili_chasti/2012-12-18-151  Урок 58. Задачи на нахождение целого или части В ...

Математика. 1 класс. Урок 59. Задачи на нахождение целого или части - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_59_zadachi_na_nakhozhdenie_celogo_ili_chasti/2012-12-19-152  Урок 59. Задачи на нахождение целого или части В ...

Задачи на нахождение целого по части и части по целому.

2 варианта задач на соотношение части, количества и целого....

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Урок математики для 2 класса "Решение задач на нахождение целого и части"

Цели урока: продолжать формировать умение решать простые задачи....

Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса

Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса по УМК "Перспектива"...