коррекционно-развивающее занятие для учеников начальных класссов "Ставлю цель"
план-конспект занятия (2 класс)

Сорокина Анна Юрьевна

коррекционно-развивающее занятие "Ставлю цель" хорошо использовать на коррекционном занятии(групповом) 2-3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_stavlyu_tsel_v_tablitse.doc501 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Сорокина Анна Юрьевна

Район

Володарский  муниципальный район

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 52

Должность

Педагог-психолог

Общая информация

Модуль

Коррекционно - развивающее занятие во 2 «а» классе .

Тема урока

Ставлю цель.

Тип урока

Урок рефлексии.

Цель, задачи

Сформировать представление о цели учебной деятельности.

Необходимое оборудование

Интерактивная доска

Дидактическое обеспечение

Презентация Power Point для демонстрации на интерактивной доске, письменные задания на печатных листах, карточки с эталоном «Ставлю цель»

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • способность к самооценке; 
  • знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения.
  • предметные
  • ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов;
  • продолжить работу с алгоритмом;
  • находить ответы на поставленные вопросы.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • учить выстраивать  алгоритм своей  работы;
  • определять и формулировать цель на уроке;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
  • оформление своих мыслей  в устной форме.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Качественные оценки, самодиагностика.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Л.Г. Петерсон, Программа надпредметного курса  «Мир деятельности» 2 класс, Москва, Национальное образование, 2012 г.

Дополнительная

  • М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Т.В. Земских «Профессия - школьник» Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников, Москва, «Генезис», 2001 г

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Работа с эталоном  («Как самому построить новое знание»). приложение 1.

 Знакомство с героями сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Учащиеся проговаривают элементы эталона каждого этапа действия(повторение, закрепление, новое знание, пробное действие, еще одно пробное действие, . Ученики вспоминают имена героев сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Познавательные УУД(умение подводить итоги по ранее изученным темам)

Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать других)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Повторение изученных шагов учебной деятельности «Затруднение» и «Причина затруднения» (восстановить испорченный Гингемой эталон)

Задание на уточнение понятия «цель». Выяснение следующего шага учебной деятельности – постановка цели. Помочь детям вспомнить с какими затруднениями встретились герои сказки, какое заветное желание было у каждого героя: Зачем шёл Страшила в Изумрудный город, что он хотел получить? Зачем шёл Железный Дровосек в Изумрудный город, что он хотел получить? О чем мечтал Лев? Что хотела Элли?

Подвести детей к терминам :ЦЕЛЬ – РЕЗУЛЬТАТ.

Выяснить  главную цель настоящего ученика.

Приведите примеры, когда вы поставили цель и справились с затруднением, научились чему-то новому.

Учащиеся проговаривают шаги алгоритма «Затруднение» и «Причина затруднения», на интерактивной доске составляют правильный эталон по заданной теме. Подводят  промежуточный итог урока: затруднение- это то что я не могу, причина затруднения- это то что я не знаю.

Вспоминают  с какими затруднениями встретились герои сказки, какое заветное желание было у каждого героя.

Закрепляют, что такое «цель». (Это то, к чему стремишься, знание конечного результата. Надо точно знать, что ты хочешь)

Высказывают свое мнение, что на их взгляд:  «главная цель настоящего ученика».

Ученики приводят примеры, когда они ставили цель и справлялись со своим затруднением.

Регулятивные УУД (умение высказывать своё предположение на основе работы с таблицей)

Познавательные УУД(работа с

таблицей, работа по алгоритму)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной речи, умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми)

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Выяснение  цели, к которой идут ученики на протяжении нескольких занятий.

Ученики определяют промежуточную цель занятия: тренировка и развитие своего внимания.

Личностные УУД (самопознание при определении цели занятия)

Регулятивные УУД (определение темы и цели занятия, умение высказывать своё предположение)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной речи, умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми)

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работа с интерактивной доской(необходимо найти недостающих летучих обезьян, которых отправила Злая Гингема присвоив им номера от 1 до13) 

Детям предлагается определить какую цель они ставили перед собой при выполнении этого задания и какие знания помогли ее достичь.

Детям предлагается выполнить аналогичное задание. На листах приложениях  надо найти и записать недостающие 4 числа от 1 до 20.

Находят недостающих обезьян с номерами от 1 до 13, выясняют что не хватает трех обезьян с номерами 4, 7, 9.

Дети определяют цель, которую они ставили перед собой при выполнении этого задания и какие знания помогли им в  достижении.

Детям выполняют на листах приложениях: находят и записывают недостающие 4 числа от 1 до 20 в предложенной таблице.

Познавательные УУД (осуществлять анализ, сравнивать, делать выводы)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной речи, умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми)

5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Упражнение на внимание (учитель читает текст с заданием: если дети услышат слово  «Очки» надо хлопнуть в ладоши, если услышат имена героев, надо топнуть) Приложение 2. Затем детям предлагается обсудить какие трудности они испытывали, при выполнении задания, что им помогало в выполнении.

Дети слушают текст с заданием: когда они слышат слово  «Очки» - хлопают в ладоши, а когда слышат имена героев- топают). Затем ученики проговаривают какие трудности они испытывали, при выполнении задания, рассказывают что им помогало в выполнении этого задания.

Регулятивные УУД (умение быть внимательными и следовать инструкции учителя)

Познавательные УУД (осуществлять анализ, сравнение, обобщение, умение делать выводы)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной речи, умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа на листочках с заданиями (на листочках с заданиями нарисованы картинки выполненные по клеточкам, которые необходимо продиктовать своему соседу по парте) выполнить диктант по клеточкам.

(приложение 3) Учитель предлагает вспомнить эталон выполнения задания по клеточкам. Педагог выясняет какую цель ставят дети при выполнении данного задания.

Ученики вспоминают эталон выполнения этого задания. Затем сначала один ученик диктует свой рисунок, а потом второй ученик из пары диктует свой рисунок. У учеников получились герои из сказки «Волшебник Изумрудного города»(Страшила и Тотошка)

Познавательные УУД (уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов)

Регулятивные УУД (осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной речи, умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми)

7. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Учитель предлагает поработать с доской на которой написан текст. Вместо некоторых слов в нем вставлены картинки, а под чертой, написаны слова помощники, которые помогут более точно передать содержание. Обсуждение где могут пригодиться детям эти знания.

Учитель предлагает найти в буквенном квадрате имена героев сказки. (приложение 4)

Дети читают текст, заменяют картинки на слова. После выполнения задания ученики определяют цель выполнении этого задания и какие знания им помогали в выполнении этого упражнения.

Ученики называют названные ими имена героев сказки. Выясняют какую цель они ставили при выполнении этого задания, какие знания помогали в выполнении этого упражнения.

Регулятивные УУД (осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной речи, умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми

8. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Подведение итогов занятия. Работа с эталоном: «Причина затруднения», помогает детям в закреплении понятий «цель», «эталон». Выясняет какую цель дети ставили в начале занятия и смогли ли они её достичь.

Учитель желает ученикам добиваться своей цели, так же как героям сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Ученики рассказывают что им  понравилось на занятии, какие открытия для себя сделали обучающиеся? Работают с эталоном, закрепляют изучаемые понятия: «цель», «эталон». Ученики отмечают себя на лесенке успеха(«Я  знаю») (приложение 5)

Регулятивные УУД (осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной речи, умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми)

Приложение 1.

02.jpg  03.jpg  04.jpg  05.jpg  06.jpg  02.jpg

Приложение 2. (Текст)

- Мы хотим видеть великого Гудвина! Мы надеемся, что он исполнит наши желания: ведь, кроме волшебника, никто не может нам помочь.(Сказал Страшила)

- Я страж ворот, и, раз вы пришли, я должен провести вас к Гудвину, только наденьте очки.

- Очки!? - удивилась Элли.

- Без очков вас ослепит великолепие Изумрудного города. Даже все жители города носят очки день и ночь. Таков приказ мудрого Гудвина. Очки запираются на замочек, чтобы никто не мог снять очки.

Он открыл зеленую сумку, и там оказалась куча зеленых очков всевозможных размеров. Все путники, не исключая Льва и Тотошки, оказались в очках, которые страж ворот закрыл крошечными замочками.

Страж ворот тоже надел очки, вывел притихших путников через противоположную дверь и они оказались на улице Изумрудного города.

Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улиц возвышались великолепные дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами.

Приложение 3.

1 ученик                                                                                                                    2 ученик

Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\открытый урок\c955907b4893e117ace56e4a33d8c3a0.jpg               Описание: J:\работа по клеточкам\Копия pic_53.jpg                                   Описание: C:\Users\Владелец\Desktop\работа по клеточкам\grdiktant28 - копия.jpg          Описание: J:\работа по клеточкам\Копия pic_53.jpg

Приложение  4.

Д

Р

О

В

О

С

Е

К

Л

А

Ж

Л

Е

В

П

Э

С

Т

Р

А

Ш

И

Л

А

Б

Э

Л

Л

И

А

М

Л

Т

О

Т

О

Ш

К

А

И

Ж

У

Г

У

Д

В

И

Н

А

Г

И

Н

Г

Е

М

А

Приложение  5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"

Тема:   «Овощи и фрукты».Цель:  уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи ·         Развивать связную речь  дет...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"

Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...