Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Удовенко Светлана Олеговна

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение              «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»              Кулундинского района Алтайского края

Согласовано                                         методический совет школы                    

Протокол №___от______2014

Утверждено                                         приказом директора школы                    

 №____от________2014

Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

1 класс

(начальное общее образование)

«Школа России»

на 2014-2015 учебный год

Составитель: Удовенко С.О.

учитель начальных классов

категория первая

с.Кулунда

2014г.

Изобразительное искусство.                                                                              Пояснительная записка.

            В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 1-4 классов  положена авторская программа, разработанная Б.М. Неменским и утверждённая Минобрнауки в 2011г. Программа отвечает требованиям ФГОС начального образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторская программа опубликована в «Сборнике рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Школа России). М.: Просвещение, 2011».

           Для реализации программного содержания используются учебники Изобразительного искусства:

1 класс – Л.А. Неменская. Ты изображаешь, украшаешь, строишь.

2 класс – Е.И. Коротеева. Ты и искусство.

3 класс – Е.И. Коротеева. Искусство вокруг нас.

4 класс – Л.А. Неменская. Каждый народ – художник.

          Все учебники выпущены в свет издательством «Просвещение», 2011г.                         Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС, поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений.

Цель курса:

формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Ведущая задача:

 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности.

         Для решения поставленной задачи важны СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

МОТИВАЦИЯ и  ПОНИМАНИЕ сути культуры человека, общества (внутренняя потребность в приобщении себя к  миру культуры России, родины и художественном самовыражении).

          Художественно-эстетическое развитие учащихся действительно рассматривается как важнейшее условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самореализации.

         Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме и в процессе художественного творчества каждого ребёнка.

         Художественное образование направлено на развитие эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.

          Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

- духовно-наравственное развитие ребёнка;

- воспитание гражданственности и патриотизма;

- «от родного порога в мир общечеловеческой культуры» это основной принцип программы. Ребёнок узнаёт, что Россия – это часть многообразного и целостного мира, он шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

-связь искусства с жизнью человека – главный смысловой стержень программы.

         В системе обучения изобразительному искусству выделяются три основных вида художественной деятельности и три способа освоения этих видов деятельности:

- изобразительная художественная деятельность - изображение;

- декоративная художественная деятельность - украшение;

- конструктивная художественная деятельность – постройка.

         В своей программе мы сохранили игровой подход к представлению всех видов деятельности с помощью героев-братьев:

Мастера-Изображения, Мастера-Украшения и Мастера-Постройки.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность, чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры.         

       Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, овладение образным языком искусства, где в единстве восприятия произведений и созидательной деятельности происходит формирование творческого, образно-художественного мышления детей.

      Особый вид деятельности учеников – выполнение творческих проектов, компьютерных презентаций, что требует работы со словарями, использования собственных фотографий, поиска художественной информации в Интернете.

      Программа построена так, что дети сами почувствуют необходимость применения собственного опыта, наблюдений и переживаний, связанных с окружающей реальностью. Развитие наблюдательности и творческой фантазии (умение вглядываться в явления жизни, способность на основе развитой наблюдательности строить художественный образ) помогут развитию художественно-образного мышления учащихся.

     Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают ребёнку подниматься год за годом по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка выражен в структуре программы.

Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

         Здесь ученики знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных позиций наблюдать реальность жизни. Они учатся понимать художественный язык – рисование, украшение, конструирование посредством выразительных средств: краски, карандаш, восковые мелки…        

Тема 2 класса – «Искусство и ты».

Второй год обучения позволит ребёнку сосредоточить своё художественное развитие на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе-злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас».

Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей действительности. Учащиеся узнают, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся, созидают окружающий мир.

4 класс – «Каждый народ – художник».

Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся жилища, почему такие разные представления о мужской и женской красоте, как отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.

       Программа построена так, что в ней чередуются индивидуальная практическая деятельность и коллективная творческая деятельность.

 Коллективные формы работы:

- работа по группам;

- индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть работы для общего панно или постройки).

              Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

               Такая работа проводится в итоге изучения большой темы, чтобы дать возможность детям проявить себя в работе, показать, насколько полно они поняли тему.

Формы выражения художественной деятельности школьника:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Средства приобщения к художественной культуре – это  художественные ЗУН.

Средства художественной выразительности (осваиваются учащимися на всём протяжении обучения):

- форма;

- пропорции;

- пространство;

- светотональность;

- цвет;

- линия;

- объём;

- фактура материала;

- ритм;

 - композиция.

Игровая драматургия:

-прослеживается связь с музыкой, литературой, историей, трудом.

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся, изучают, познают:

- выдающиеся произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства;

- классическое и народное искусство разных стран и эпох;

- художественную культуру своего народа.

Обязательно:

- проводится обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности (это активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения);

- периодически организуются выставки творческих работ (это даёт возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха); выполненные работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.

Личностные, метапредметные и предметные

 результаты освоения учебного предмета.

           В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты.

            Такие результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (в общении с искусством, природой…), ценностей, чувств;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты.

            Такие результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника (сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать);

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию…

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты.

Такие результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к мир; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, худ.конструировании), а также в специфических формах худ.деятельности, связанных с применением ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, мультипликация…);

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных знаний, умений, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и худ.музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: дома, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветовидения, графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать красоту и разнообразие природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых на уроках) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

ИЗО.

Планируемые результаты освоения учебной программы.

Раздел программы

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

1.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности.

*различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла

*различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику

*эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка

*узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны ОМ  и жизненных явлений (разнообразие, красоту, трагизм…)

*называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

*воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений

*видеть проявление художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре

*высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

2.

Азбука искусства.                Как говорит искусство?

*создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве

*использовать выразительные средства ИЗО: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла

*различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;  изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла и собственной учебно-творческой деятельности

*создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека

*наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, графике, скульптуре, художественном конструировании

*использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и  стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России (с учётом местных условий).

*пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы

*моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образцы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики

*выполнять простые рисунки, орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.

3.

Значимые темы искусства.                     О чём говорит искусство?

*осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности

*выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия

*передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления…) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.

*видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов

*понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям

*изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё эмоциональное отношение

*изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

                                               

Учебно-тематическое планирование

по Изобразительному искусству

Класс  1 «Б»

Учитель  Удовенко С.О.

Количество часов:

Всего – 33 часа.

В неделю – 1 час.

        

Вид деятельности.

1 четверть (9 часов)

2 четверть (7 часов)

3 четверть (9 часов)

4 четверть (8 часов)

За год  (33 часа)

Плановых контрольных уроков: контрольные вопросы к теме

1

1

1

-

3

Зачётов

-

-

-

-

-

Проектов

-

-

-

-

-

Тестов

-

-

-

-

-

Практическая часть (экскурсии)

2

-

1

1

4

10 уроков включают в себя материалы национально-регионального компонента.

Планирование  составлено на основе программы «Школа России» и  авторской программы   «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского.

Учебник: Л.А. Неменская. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011.

Условные обозначения:

Д – деятельность

У – учебник

М / П – методическое пособие

ИЗО – изобразительное искусство

ОМ – окружающий мир

УУД – универсальные учебные действия

д/п – дополнительное пособие

т – рабочая тетрадь

   

 

         «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».

 33 часа  

                 Распределение материала по учебным четвертям.                                                  

1 четверть.

Ты учишься изображать.

9 часов.

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, линии, в объёме, первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей – всё это даёт возможность детям овладеть УУД и применять их на практике.        

Тема урока.

Содержание.

УУД уч-ся.

У

Дата

1

р/к

Все дети любят рисовать.

Экскурсия               по окружающей школу местности.

Изображая мир, учимся его видеть и понимать.  Рисую то, что вижу.

М:

 Листы альбома, планшет, карандаши, фломастеры, мелки.

Находить изображения. Рассуждать о содержании, рассматривать иллюстрации, придумывать и изображать то, что хочешь, умеешь, любишь.

8-10

03.09

2

р/к

Изображения всюду вокруг нас.

Рисунок по замыслу.

Чему мы будем учиться на уроках ИЗО, знакомство с Мастером Изображения.

Знакомство с материалами. Применение материалов, выбор материалов.

М:

Карандаши, гуашь, кисти, мелки, фломастеры.

Находить изображения, рассуждать о их содержании, придумывать, изображать то, что хочешь, любишь.

Выбирать, применять, сортировать, сравнивать.

10-14

10.09

3

р/к

Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия                         в лес.

Изображение сказочного леса.

Красота и разнообразие ОМ. Развитие наблюдательности. Знакомство с понятием «ФОРМА». Сравнение по форме разных листьев и изображение разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных формах.

М:

Цв. бум, клей, ножницы, цв. карандаши, фломастеры.

Находить, рассматривать красоту в явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть и сравнивать (на что похоже). Выявлять геом.форму простого плоского тела(листьев).

14-20

17.09

4

Изображать можно пятном.

Волшебное превращение пятна.

Развитие способности целостного видения предмета. Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна. Образ на основе пятна в иллюстрациях изв. художников к книгам (Чарушин, Лебедев, Маврина).

М:

Краска, кисть, вода.

Использовать пятно как основу изо образа на плоскости. Соотносить, видеть, находить потенциальный образ. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна. Овладевать навыками создания образа на основе пятна, создавать.

20-24

24.09

5

Изображать можно в объёме.

Превращение комка пластилина в зверушку, птицу. Лепка.

Объёмные изображения. Отличие изображения в пространстве и на плоскости. Объём, образ в трёхмерном пространстве. Выразительные, образные, объёмные объекты в природе (пни, коряги, камни…). Целостность формы. Развитие наблюдательности.

М:

Пластилин, дощечка.

Находить образные объёмы в природе. Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях (скульптуры Эрзи, Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объёме. Изображать птиц, зверей в объёме путём вытягивания и вдавливания.

24-28

01.10

6

Изображать можно линией.

Рисунок линией  на тему «Расскажи нам о себе».

  Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица).

Использовать стихи Маршака, Барто, Хармса.

М:

Чёрный фломастер или карандаш, альбом.

Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами.

Находить и наблюдать линии в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений.

28-32

08.10

7.

р/к

Разноцветные краски.

Создание красочного коврика.

Знакомство с цветом. Краски «гуашь». Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное  звучание цвета (что напоминает цвет краски).

М:

Гуашь, широкая и тонкая кисти, альбом.

Овладевать первичными навыками работы с гуашью. Соотносить цвет с ассоциациями к нему (что бывает красным, зелёным…) экспериментировать, исследовать возможности краски.

32-34

15.10

8.

Урок фантазия.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Чувства, настроение. Создание ситуаций грустного и радостного настроения.

22.10

9.

Художники и зрители.

Произведения искусства.

Контрольные вопросы и задания.

Можно посетить музей.

Первоначальный опыт восприятия и обсуждения художественного произведения. Понятие «станковая картина», «скульптура», «музей». Произведения В.Васнецова, М.Врубеля, Н.Рериха,          В. Ван Гога.                             Итоговая выставка первых детских работ и обсуждение произведений одноклассников с точки зрения содержания. Ответы на контрольные вопросы и задания (пособие: стр. 5-6). 

Обсуждать и анализировать. Воспринимать и эмоционально оценивать. Участвовать в обсуждении. Рассуждать о своих впечатлениях. Эмоционально оценивать произведения и отвечать на поставленные вопросы.

34-44

29.10

                                                         2 четверть.

                                            Ты украшаешь.

                                                  7 часов.

Украшения в природе. Красоту надо уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной Д в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (бумагопластика, аппликация, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной Д.

Тема урока.

Содержание. Материалы.

УУД

У

Дата

1.

р/к

Мир полон украшений. Беседа.

  Рисование птиц, бабочек, рыб.

Развитие наблюдательности. Красоту нужно уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

М:

Краски, кисти, карандаши.

Находить природные узоры (серёжки на ветках, кисть ягод, иней…). Любоваться, выражать своё отношение к увиденному. Разглядывать узоры, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать бабочек, рыб, птиц, передавая характер расцветки, форму, узорчатую красоту фактуры.

46-48

12.11

2.

Цветы.

Составление букета из вырезанных цветов. Изображение сказочного цветка.

Цветы – украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветка.

М:

Гуашь, кисти, цветная бумага.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цв. бумаги. Составлять букет в ходе коллективной Д.

48-50

19.11

3.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

М:

Гуашь, кисти, альбом.

Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре.

50-54

26.11

4.

Красивые рыбы.

Монотипия.

Знакомство с новыми возможностями худ. материалов, новыми техниками. Развитие навыка работы красками, цветом. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. «Монотипия» - отпечаток красочного пятна.

М:

Гуашь (акварель), фломастеры или тушь, палочка, бумага (альбом).

Осваивать простые приёмы работы в технике плоскостной и объёмной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Освоить простые приёмы техники монотипии. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

54-56

03.12

5.

Украшения птиц.

Объёмная аппликация.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок.    Наряд птицы помогает понять её характер (весёлая, быстрая, важная). Развитие умения работать с бумагой разной фактуры. Изображение нарядной птицы в технике коллажа, объёмной аппликации.

М:

ножницы, клей, разнофактурная и разноцветная бумага.

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже.

56-58

10.12

6.

Узоры, которые создали люди.

Орнаменталь ный рисунок. Украшение для сказочного героя.

Красота узоров (орнаментов). Разнообразие орнаментов в окружающей жизни. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?

М:

Гуашь, кисти, цв.бумага.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека. Рассматривать орнаменты. Находить в орнаментах природные и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент. Получать первичный опыт декоративного изображения.

58-62

17.12

7.

р/к

Мастер Украшения помогает сделать праздник. Коллективное панно «Новогодняя ёлка». Контрольные вопросы и задания.

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения для карнавала и для ёлки. Обобщение материала темы: какие бывают украшения и зачем они нужны? Контрольные вопросы и задания (пособие: стр.6-11).

Придумать украшение для своего класса на основе несложного алгоритма действий.

Создавать несложные украшения. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению.

62-68

24.12

                                                                 

  3 четверть.

Ты строишь.

9 часов.

Первичные представления о конструктивной художественной Д и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной Д. умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.

Первичный опыт владения худ. материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Тема урока.

Содержание. Материалы.

УУД

У

Дата

1.

Постройки в нашей жизни.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окр.жизни. постройки, сделанные человеком. Мастер Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть дома, вещи, для кого их строить и из каких материалов строить.

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структуирования пространственной формы.

68-70

14.01

2.

Дома бывают разными. Изображение и построение сказочного дома.

Многообразие архитектурных построек и их назначение. Части дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна…) и разнообразие их форм.

М:

Цв.мелки, тонированная бумага.

Ластик, спич.коробок, гуашь, блюдце. Колпачок от ручки.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением. Анализировать , из каких основных частей состоят дома. конструировать изображение дома с помощью печаток.

70-76

21.01

3.

р/к

Домики, которые построила природа.

Лепка сказочных домиков.  

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда, соты…), их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций.

М:

Пластилин, тряпочка, дощечка.

Наблюдать постройки в природе. Анализировать их форму. Изображать сказочные домики.

76-78

28.01

4.

Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома и взаимоотношение его частей.

М:

Мелки, цв.карандаши, бумага.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов…), их вид снаружи и внутри.

78-80

04.02

5.

Строим город. Постройка домика из бумаги или коробочек.  

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Архитектура. Архитектор. Мастер Постройки помогает придумать и построить город.

М:

Ножницы, клей, коробочки, пластилин.

Рассматривать и сравнивать. Овладевать первичными навыками конструирования из разных материалов. Работать в группе.

80-84

11.02

6.

Всё имеет своё строение. Создание из геом.форм изображений зверей в технике аппликации.  

Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких геометрических форм.

М:

Цв.бумага, клей, ножницы.

Анализировать различные предметы с т.з. строения их формы и конструкции. Составлять  и конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

84-86

18.02

7.

Строим вещи. Конструирование сумок, упаковок, украшение их.

 

Знакомство с работой дизайнера: мастер Постройки придумывает форму вещей, а мастер Украшения в соответствии с этой формой придумывает украшение к ней.

М:

Цв.бумага, клей, ножницы.

Понимать, что в создании формы предмета принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет выглядеть этот предмет. Конструировать (строить) из бумаги различные бытовые предметы, упаковки, а потом украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

86-88

04.03

8.

Город, в котором мы живём.               Экскурсия.

Прогулка по родному городу или посёлку с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов. Создание макета города.

Понимать, наблюдать, анализировать, сравнивать, подмечать, проектировать, делать зарисовки.

-

11.03

9.

Город, в котором мы живём.   Создание коллективного панно.

Контрольные вопросы и задания.

Создание образа города. Разнообразие городских построек в городе, посёлке. Малые архитектурные формы.

 Деревья в посёлке.

М:

Большой лист бумаги, цв.бумага, гуашь, фломастеры, готовые части аппликации. Контрольные вопросы и задания (пособие: стр. 13).

Делать зарисовки, участвовать в создании коллективной работы. Владеть  навыками коллективной творческой  Д. Участвовать в обсуждении работы.

88-90

18.03

4 четверть.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

8 часов.

Общее начало всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создаёт. 

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение ОМ.

Навыки коллективной творческой деятельности.        

Тема урока.

Содержание. Материалы.

УУД

У

Дата

 1.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.      

Урок-повторение.

Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной Д. взаимосвязь трёх видов Д. выставка работ уч-ся. Обсуждение работ с точки зрения содержания и взаимосвязи трёх видов Д художника.

Различать, понимать, сравнивать, анализировать, воспринимать и обсуждать. Выделять знакомые средства выражения, определять задачи, решаемые авторами работ.

92-94

01.04

2.

р/к

Праздник весны. Изображение весеннего времени года.

Развитие наблюдательности, работы с краской. Умение выделять три вида творческой Д.

М:

Гуашь, карандаш, акварель, кисти, альбом.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать и придумывать, как достраивать простые заданные формы.

94

08.04

3.

Праздник птиц.  Конструироание и украшение птиц.  

Развитие наблюдательности. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения различных пространственных форм.

М:

Цв.бумага, клей, ножницы, нитки.

Придумывать, фантазировать, украшать, строить.

94-96

15.04

4.

Разноцветные жуки. Конструирование и украшение жуков.  

Сюжеты заданий (прилёт птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек…) М:

Цв.бумага, нитки, клей, ножницы.

Радоваться приходу весны, обновлению. Наблюдать, анализировать состояние, пробуждение природы. Овладевать худ.приёмами работы с разными материалами.

96-98

22.04

5.

Сказочная страна. Изображения по сказке.

Создание пространственной композиции. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

М:

Цв.бумага, фольга, ножницы, клей, гуашь, кисти, альбом.

Творчески играть, овладевать навыками коллективной Д. повторять и варьировать систему несложных действий с худ.материалами.

98-100

29.04

6.

р/к

Времена года. Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник.  

Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приёмами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетание цвета и линии.

М:

Разные опробованные ранее в работе материалы.

Овладение навыками коллективной работы. Учение поэтическому видению мира. Сотрудничать с товарищами. Участие в создании коллективной работы.

100-102

06.05

7.

Времена года. Продолжение работы.

100-102

13.05

8.

р/к

Здравствуй, лето!                 Урок любования (обобщение темы).

Экскурсия.

Восприятие красоты природы. Наблюдение живой природы с т.з. трёх Мастеров.

М:

Кисти, гуашь для самостоятельной работы.

Любоваться красотой природы. Наблюдать, характеризовать, анализировать, восхищаться. Создавать самостоятельно композицию «Лето».

102-107

20.05

Учебно-методическое обеспечение.

Учебное обеспечение.

Методическое обеспечение.

  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты  изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.: ил.

  1. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. И.В. Федотова. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные плпны по учебнику Л.А. Неменской «Искусство и ты»

             Литература.

  1. Неменский Б.М., Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. 129с.
  2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты  изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.: ил.
  3. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. «Школа России». М.: Посвещение, 2011.
  4. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России

Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...