Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (обучение на дому).
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 34 часа. Прилагается календарно-теметическое планирование и нормы оценок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_k_2_kl._izo.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Общая характеристика учебного предмета ……………………………...3                                                                                                                                                        
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………...5
  4. Учебно- тематический план…………………………………………..…...6
  5. Содержание учебного курса ………………………………………………6                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
  6. Формы и средства контроля ………………………………………………8
  7. Общие требования к знаниям и умениям обучающихся…………………8
  8. Перечень учебно-методических средств обучения………………………8
  9.  Приложение  №1. Календарно – тематический план……………………9
  10.  Приложение №2. Оценочные материалы ………………………………..11

                                                     Пояснительная  записка
       Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0—4 классы/ Под ред. И.М.Бгажноковой  - М.: Просвещение, 2011.
           Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства имеют
цель:  существенно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствовать формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
         Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные
задачи:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
       Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
   Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
            ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача
 — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
   В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
  Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого   необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
    Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
   После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
  На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

  РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
  Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
  Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
  Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
  На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
   РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
   Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

  БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
  Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
  В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
  В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
   Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
  В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
  Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

   Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю:                                                            -количество часов в 1-й четверти – 9 часов                                                                                               -количество часов во 2-й четверти – 7 часов                                                                                -количество часов в 3-й четверти – 10 часов                                                                количество часов в 4-й четверти – 9  часов

                                Учебно- тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Рисование с натуры

13

2

Декоративное рисование

15

3

Рисование на тему

3

4

Беседы об изобразительном искусстве

3

Всего

34

                             Содержание программы


ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
     
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
 РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
   
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
 РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
 
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

     Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
    Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

 Примерные задания:
1 четверть

·         Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
·         Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
·         Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
·         Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
·         Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
·         Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
·         Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
·         Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).
·         Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

2 четверть
·         Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
·         Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.
·         Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
·         Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
·         Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».

3 четверть
·         Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
·         Рисование на тему «Снеговики».
·         Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
·         Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
·         Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
·         Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
·         Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).
·         Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
·         Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).
·         Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).

 4 четверть
·         Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
·         Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
·         Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
·         Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
·         Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
·         Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.

Формы и средства контроля

Оценка деятельности  осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

             Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:
-
  свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
-
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
-
 использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
-
  закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
-
 рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
-
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
-
  различать и знать названия цветов;
-
 узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1.   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0—4 классы / под ред. И.М.Бгажноковой - М.: Просвещение, 2011

       Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

1.

Рисование с натуры овощей.

1 час

Рисовать с натуры.

2.

Рисование с натуры фруктов.

1 час

Рисовать с натуры.

3.

Рисование с натуры грибов: белый гриб, подосиновик, мухомор.

1 час

Рисовать с натуры.

4.

Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу).

1 час

Рисовать узор в полосе.

5.

Рисование узора в полосе из растительных форм.

1 час

Рисовать узор в полосе.

6.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1 час

Рисовать узор в квадрате.

7

Знакомство с Городецкой росписью. Беседа по изобразительному искусству.

1 час

Познакомиться с Городецкой росписью, уметь отвечать на вопросы учителя.

8

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

1 час

Рисовать узор в квадрате.

9

Рисование на тему «Деревья осенью».

1 час

Рисовать на тему «Деревья осенью».

10

Рисование школьных принадлежностей(папка, линейка, угольник).

1 час

Знать школьные принадлежности; уметь их рисовать.

11

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

1 час

Выполнять узор из цветов.

12

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике.

1 час

Рисовать орнамент в прямоугольнике.

13

Рисование с натуры веточки ели.

1 час

Рисовать с натуры.

14

Рисование с натуры праздничных флажков.

1час

Рисовать с натуры.

15

Рисование с натуры ёлочных игрушек.

1 час

Рисовать с натуры.

16

Веточка ели с ёлочными игрушками.

1 час

Рисовать с натуры.

17

Оформление новогодней открытки.

Оформлять открытку.

18

Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера).

1 час

Рисовать узор из снежинок.

19

Рисование на тему «Снеговики».

1 час

Выполнять рисунок на заданную тему.

20

Беседа по картинам. Рамки для картин.

1 час

Уметь отвечать на вопросы учителя по картине.

21

Рисование с натуры рамки для картин.

1 час

Рисовать с натуры.

22

Рисование с натуры игрушки – рыбки.

1 час

Рисовать с натуры.

23

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

1 час

Выполнять рисунок на заданную тему

24

Рисование с натуры портфеля.

1 час

Рисовать с натуры.

25

Беседа по изобразитель-ному искусству. Знакомство с Полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

1 час

Уметь отвечать на вопросы учителя по картине.

26

Узор в полосе для косынки треугольной формы.

1 час

Рисовать узор в полосе.

27

Рисование дорожного знака  «Впереди опасность».

1 час

Выполнять рисунок на заданную тему

28

Рисование узора в круге – расписная тарелочка.

1 час

Рисовать узор в круге.

29

Рисование несложных предметов из геометрии-ческих форм (домик – квадрат, треугольник).

1час

Рисовать несложные предметы из геометрических форм.

30

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.

1 час

Рисовать узор в полосе.

31

Рисование открытки «Ракета летит».

1 час

Выполнять рисунок на заданную тему.

32

Рисование башенки из элементов строительного материала.

1 час

Рисовать башенку из элементов строительного материала.

33

Рисование узора в полосе из цветов и листочков.

1час

Рисовать узор в полосе.

34

Узор из цветов в круге.

1 час

Рисовать узор в круге.

Приложение 2

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка "5" 

  1. Учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока
  2. Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике.
  3. Верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения.
  4. Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  1. Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.
  2. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения.
  3. Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  1. Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока.
  2. Допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  1. Учащийся допускает грубые ошибки в ответе.
  2. Не справляется с поставленной целью урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)

Адаптированная  рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигат...