Конспект урока-беседы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Никонорова Элеонора Николаевна

Конспект урока-беседы по картине А. Пластова "Сенокос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_kartine_plastova_senokos.docx727.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-беседы

по картине А. Пластова «Сенокос»

для учащихся 1 класса

(уч-к: Изобразительное искусство. Л. А. Неменская)

Цель: Познакомить детей с творчеством художника А. Пластова, его картиной «Сенокос».

Задачи:

  1. Познакомить с биографией художника и раскрыть содержание картины «Сенокос».
  2. Развивать внимание, мышление, речь: - уметь дать описание художественного произведения с учетом особенностей композиции, составлять описания внешности человека, природы, настроения.
  3. Учить детей чувствовать настроение передаваемое художником в картине, выделять с помощью каких изобразительных средств художник смог его передать.
  4. Развивать у детей способность точно употреблять слова в устной речи, формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.
  5. Расширять кругозор, любознательность у детей.
  6. Воспитывать уважение к труду сельских жителей.
  7. Воспитывать любовь к искусству, творческую активность и эстетическое восприятие произведений живописи.
  8. Создать коллективную композицию «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

Дидактический материал: репродукция картины А. Пластова «Сенокос», презентация о биографии и творчестве художника.

Планируемые результаты

       Предметные результаты:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и   архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры

      Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

      Метапредметные результаты:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

Структура урока-беседы по картине

1 этап.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

2 этап.

      Анализ произведения искусства (Начинается с демонстрации репродукции, внимательного молчаливого рассматривания картины)

Показ презентации о творчестве художника, название демонстрируемой картины.

3 этап.

Итоги урока. Вопросы учащимся.

Выполнение коллективной работы «Здравствуй, лето!»

Ход урока.

1 Этап. Организационный момент.

Тема нашего урока «Здравствуй, лето!»

Тема красоты родного края, природы.

Давайте, подумаем, что же делают люди летом? В городе? На селе?

(Ответы)

Не только отдыхают, но и трудятся. Вспомните пословицу «Летний день всю зиму кормит» О чем она? (Ответы)

- Скажите, какие произведения художников о родном крае, о сельском труде вам знакомы? (Ответы уч-ся)

- Тема природы, тема сельских будней, уборки урожая, сенокос рассматривается в произведениях искусства таких художников, как Венцианов «Жнецы», Шишкин «Рожь»и др.

2 этап. Анализ произведения искусства.

Слайд с портретом художника: Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) Выдающийся живописец, певец русской деревни и русской природы.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Аркадия Александровича Пластова,  рассмотрим и побеседуем о его картине «Сенокос».

- Что такое сенокос? (Ответы уч-ся)

- В этой картине лето завораживает буйством красок, звенящими звуками.

- Кто изображен на картине, ребята?

- Какое настроение вызывает эта картина? Почему?

- Какими средствами художественной выразительности передает свое настроение художник?

Мы видим не только косарей, цветущее разнотравье, но и кажется, что мы слышим ритмический звон, взлетающих кос, тихое шелестенье березовых листьев, жужжанье мохнатых шмелей и негромкое щебетанье пичужек.

- Как художник изобразил труд косарей? Радуются ли они своему труду или он им в тягость?

Сельские жители сызмальства приучены к труду. А лето для подростков не только школьные каникулы, но и помощь взрослым на полях и лугах. Ведь надо заготовить много сена, чтобы его хватило для скота на всю зиму. Крестьяне говорят, что летний денек - год прокормит. Вот такой июльский погожий денек и изображает художник.

Сенокос в деревенской жизни это не только труд, но и праздничная пора. Единение с природой. От скошенной травы поднимается пряный аромат, который буквально опьяняет. Так хочется прилечь на эту траву и немного помечтать, глядя в бездонное серо-голубое небо, когда воздух так прозрачен и свеж. Охватывает неповторимое чувство радости и оптимизма.

- Давайте посмотрим, краски художник выбрал для передачи этих образов.  Что вы знаете о значении цвета в живописи?

Цвет в картине - это главное. Живопись – искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный –это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

Пластов передал всю красоту и яркость полевых цветов, сочную зелень травы. Эта необыкновенная красота вызывает у нас восторг! Изящные кроны красавиц березок, словно ажурные кружева лишь чуть-чуть заслоняют косарей от ярких лучей полуденного солнца.

Так какие цвета преобладают в картине? (ответы)

- Давайте дадим характеристику некоторым деталям пейзажа:

1. Небо – синее, голубое…

2. Травы, цветы – зеленые, красные, синие, розовые…

3. Деревья – ярко зеленые, светло зеленые…

- Почему художник выбрал для фона картины яркие цвета, теплые тона?

(всё начинает зацветать, и это цветение природы вызывает радостное настроение).

Пластов жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова от других художников. Жизненная правда полотен А.А. Пластова - трудная жизнь - нероскошный быт - душевная радость - бодрость и энергия дела -благородная трудовая усталость - прикосновение к земле

А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям.

 3 этап. Итог.

Вопросы:

  1. Кто написал картину «Сенокос»?
  2. Что вам запомнилось о биографии и творчестве Пластова?
  3. Понравилась ли вам картина? Чем?
  4. Какие  вызывает чувства картина «Сенокос»?
  5. Что хотел показать художник в картине «Сенокос»? Какие средства художественной выразительности он использовал? Какие краски преобладают на картине?
  6. С какими произведениями о сельской жизни, труде вы знакомы еще? Что изображают в них художники?

- А сейчас, давайте, изобразим лето. (коллективная работа)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - беседа: "Конвенция по защите прав детства"

•Конвенция – это международный документ, который является обязательным для соблюдения всеми гражданами.   •Декларация – это призыв к народам и государствам записанные в них права....

Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.

Урок-беседа к Дню Победы.Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина;  расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных орие...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Урок-беседа: «Зимние подвижные игры и развлечения на воздухе»

Беседа по ЗОЖ для учащихся начальной школы.  Целью урока является объяснение правильного использования зимних игр и развлечений на воздухе....

Урок-беседа на тему "Моя Родина-Россия"

Форма проведения:             Представлен конспект занятия с презентацией, который может быть использован как обобщающий урок по окружающему...

Урок-беседа по картине И.Шишкина "Рожь"

Методическая разработка по программе "Путешествие по миру искуства" во втором классе на тему "Беседа по картине И.И. Шишкина "Рожь""...