Конспект урока-беседы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Конспект урока-беседы по картине А. Пластова "Сенокос"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 727.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-беседы
по картине А. Пластова «Сенокос»
для учащихся 1 класса
(уч-к: Изобразительное искусство. Л. А. Неменская)
Цель: Познакомить детей с творчеством художника А. Пластова, его картиной «Сенокос».
Задачи:
- Познакомить с биографией художника и раскрыть содержание картины «Сенокос».
- Развивать внимание, мышление, речь: - уметь дать описание художественного произведения с учетом особенностей композиции, составлять описания внешности человека, природы, настроения.
- Учить детей чувствовать настроение передаваемое художником в картине, выделять с помощью каких изобразительных средств художник смог его передать.
- Развивать у детей способность точно употреблять слова в устной речи, формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.
- Расширять кругозор, любознательность у детей.
- Воспитывать уважение к труду сельских жителей.
- Воспитывать любовь к искусству, творческую активность и эстетическое восприятие произведений живописи.
- Создать коллективную композицию «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Дидактический материал: репродукция картины А. Пластова «Сенокос», презентация о биографии и творчестве художника.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий
Структура урока-беседы по картине
1 этап.
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
2 этап.
Анализ произведения искусства (Начинается с демонстрации репродукции, внимательного молчаливого рассматривания картины)
Показ презентации о творчестве художника, название демонстрируемой картины.
3 этап.
Итоги урока. Вопросы учащимся.
Выполнение коллективной работы «Здравствуй, лето!»
Ход урока.
1 Этап. Организационный момент.
Тема нашего урока «Здравствуй, лето!»
Тема красоты родного края, природы.
Давайте, подумаем, что же делают люди летом? В городе? На селе?
(Ответы)
Не только отдыхают, но и трудятся. Вспомните пословицу «Летний день всю зиму кормит» О чем она? (Ответы)
- Скажите, какие произведения художников о родном крае, о сельском труде вам знакомы? (Ответы уч-ся)
- Тема природы, тема сельских будней, уборки урожая, сенокос рассматривается в произведениях искусства таких художников, как Венцианов «Жнецы», Шишкин «Рожь»и др.
2 этап. Анализ произведения искусства.
Слайд с портретом художника: Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) Выдающийся живописец, певец русской деревни и русской природы.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Аркадия Александровича Пластова, рассмотрим и побеседуем о его картине «Сенокос».
- Что такое сенокос? (Ответы уч-ся)
- В этой картине лето завораживает буйством красок, звенящими звуками.
- Кто изображен на картине, ребята?
- Какое настроение вызывает эта картина? Почему?
- Какими средствами художественной выразительности передает свое настроение художник?
Мы видим не только косарей, цветущее разнотравье, но и кажется, что мы слышим ритмический звон, взлетающих кос, тихое шелестенье березовых листьев, жужжанье мохнатых шмелей и негромкое щебетанье пичужек.
- Как художник изобразил труд косарей? Радуются ли они своему труду или он им в тягость?
Сельские жители сызмальства приучены к труду. А лето для подростков не только школьные каникулы, но и помощь взрослым на полях и лугах. Ведь надо заготовить много сена, чтобы его хватило для скота на всю зиму. Крестьяне говорят, что летний денек - год прокормит. Вот такой июльский погожий денек и изображает художник.
Сенокос в деревенской жизни это не только труд, но и праздничная пора. Единение с природой. От скошенной травы поднимается пряный аромат, который буквально опьяняет. Так хочется прилечь на эту траву и немного помечтать, глядя в бездонное серо-голубое небо, когда воздух так прозрачен и свеж. Охватывает неповторимое чувство радости и оптимизма.
- Давайте посмотрим, краски художник выбрал для передачи этих образов. Что вы знаете о значении цвета в живописи?
Цвет в картине - это главное. Живопись – искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный –это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.
Пластов передал всю красоту и яркость полевых цветов, сочную зелень травы. Эта необыкновенная красота вызывает у нас восторг! Изящные кроны красавиц березок, словно ажурные кружева лишь чуть-чуть заслоняют косарей от ярких лучей полуденного солнца.
Так какие цвета преобладают в картине? (ответы)
- Давайте дадим характеристику некоторым деталям пейзажа:
1. Небо – синее, голубое…
2. Травы, цветы – зеленые, красные, синие, розовые…
3. Деревья – ярко зеленые, светло зеленые…
- Почему художник выбрал для фона картины яркие цвета, теплые тона?
(всё начинает зацветать, и это цветение природы вызывает радостное настроение).
Пластов жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова от других художников. Жизненная правда полотен А.А. Пластова - трудная жизнь - нероскошный быт - душевная радость - бодрость и энергия дела -благородная трудовая усталость - прикосновение к земле
А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям.
3 этап. Итог.
Вопросы:
- Кто написал картину «Сенокос»?
- Что вам запомнилось о биографии и творчестве Пластова?
- Понравилась ли вам картина? Чем?
- Какие вызывает чувства картина «Сенокос»?
- Что хотел показать художник в картине «Сенокос»? Какие средства художественной выразительности он использовал? Какие краски преобладают на картине?
- С какими произведениями о сельской жизни, труде вы знакомы еще? Что изображают в них художники?
- А сейчас, давайте, изобразим лето. (коллективная работа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - беседа: "Конвенция по защите прав детства"
•Конвенция – это международный документ, который является обязательным для соблюдения всеми гражданами. •Декларация – это призыв к народам и государствам записанные в них права....

Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.
Урок-беседа к Дню Победы.Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина; расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных орие...

Урок-беседа. Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Познакомить с Ь, его значением в речи....

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Урок-беседа: «Зимние подвижные игры и развлечения на воздухе»
Беседа по ЗОЖ для учащихся начальной школы. Целью урока является объяснение правильного использования зимних игр и развлечений на воздухе....

Урок-беседа на тему "Моя Родина-Россия"
Форма проведения: Представлен конспект занятия с презентацией, который может быть использован как обобщающий урок по окружающему...

Урок-беседа по картине И.Шишкина "Рожь"
Методическая разработка по программе "Путешествие по миру искуства" во втором классе на тему "Беседа по картине И.И. Шишкина "Рожь""...
