технологическая карта урока ИЗО 4 кл "Народы степей"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Кондратьева Светлана Борисовна

К уроку "Народы степей" из курса "Каждый народ- художник"  предлагается материал о разных степях, сравнение южных и северных народов, особенностей их жизни, построении жилищ, одежде, увлечениях, общие черты и отличия. Можно дать возможность выбрать то, что детям показалось близким, а можно воспользоваться предложенным мной новым методом рисования с помощью процарапывания . и с использоваием губки в качестве кисточки. Работы ребят, сделаные на уроке и выставленные на доске можно выстроить в ряд и устроить гонки на оленях! Удачи в творчестве!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narody_stepey_konspekt.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Синьковская общеобразовательная школа №1

Технологическая карта урока изобразительного искусства, 4 класс

«Каждый народ – художник»

«Народы степей»

Автор:

Кондратьева Светлана Борисовна,

учитель изобразительного искусства

МОУ Синьковская СОШ №1

     

Технологическая карта изучения темы «Народы степей»

Тема

  «  Народы степей» («Каждый народ – художник»)

Тип урока

Комбинированный

Цель

формирование понимания поэтичности окружающего мира, актуализация межпредметных знаний, знакомство с новой техникой работы.

Задачи

Предметные

Личностные

Метапредметные

познакомить учащихся с особенностями жизни и искусства в степных условиях;

формировать навыки работы с различными материалами (Восковые карандаши, гуашь, процарапывание)

воспитывать художественно-эстетический вкус, воспитывать эстетическую культуру. Умение видеть красоту окружающего мира

развивать образное мышление,

обеспечивать развитие у школьников умений выражать идеи и творческие замыслы в художественно-творческой деятельности.

формировать ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования

Планируемый результат

- Знать: В чем особенности степной жизни

- Понимать: как можно изобразить степи севера и юга

- Уметь: создавать работу в с использованием новой техники.

Основные понятия

Степные просторы, юрта, каюр, игла, кочевники, северное сияние.

Метапредметные связи

Окужающий  мир, музыка,  литература

Форма организации деятельности учащихся

индивидуальная

Ресурсы

основные

дополнительные

Изобразительное искусство  учебник  для 4кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.А. Неменский . - М: Просвещение 2015.

Презентации в POWERPOINT:

  1.  «Народы степей»,
  2. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. – М.: Аванта+, 1997. – 688с.: ил.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki

Этап урока

Время этапа

Методы, приемы обучения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Предварительная подготовка

Подготовка презентации к уроку, глобус

Выполняют домашнее задание: подготовка материала

- Развитие способности к планированию и организации самостоятельной деятельности

Ход урока

Iэтап. Организационный момент.

2 мин

Диалоговый

Мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово

Погружение в учебную ситуацию

Развитие способности к самоконтролю

II этап.

Актуализация знаний.

8 мин

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ, проблемный,

 диалоговый

Введение в тему урока. Постановка проблемного вопроса:  что такое степь и как человек живет в этих условиях

Осмысление  и поиск ответов на вопросы учителя, восприятие визуальной информации

Развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности

III этап.

Выполнение практической работы

30 мин

поэтапное

выполнение работы

Объясняет творческую задачу: выполнить поэтапно

степной пейзаж с северным сиянием

Восприятие задания, поиск композиции, самоконтроль в процессе работы

Формирование ассоциативного мышления,

развитие способности к творческому переосмыслению проблемы,

формирование  эстетических чувств и потребностей, формирование коммуникативных навыков

IV этап.

Итог урока.

Рефлексия

5мин

Диалоговый метод

Ведётся диалог по вопросам «Мне понравилось…»,
«Я узнал…»,
«Я научился…»

Самоанализ изученного и выполненного

Формирование жизненных ценностей,

развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и рефлексивного мышления

Этап урока

Диалоговый блок урока

Блок практических и самостоятельных действий учащихся

Iэтап Организационный момент

Здравствуйте ребята,

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
О степях все разузнать.

Учащиеся готовят к уроку необходимые принадлежности для самостоятельных и творческих работ. Мобилизуют усилия для освоения учебной темы

II этап

Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности

Давайте мы вспомним с чего начали изучение темы «Каждый народ- художник»? Чем характерна природа Японии? Одежда японцев как называется? А как еще называют Японию?

Слайд 1.Сегодня         мы познакомимся с особенностями жизни на севере и юге в степях.

Слайд 2        Что вы знаете о степи? Какая там растительность? Чем занимаются люди ,живущие в степях?

Слайд 3-7        Кочевой образ жизни формирует особенности жилья.

Сравните жилища кочевников. Любой народ создает свои национальные традиции. Даже музыка имеет особое звучание. Это звуки варгана (баргана).(6)

Слайд8-10     Одежда тоже имеет свои особенности. Украшения одежды, домашних животных, жилища. Выделка кожи и меха, вышивка, валяние из шерсти, ковроткачество- традиционно передавались эти умения от взрослых –детям.

Слайд 11    . К тому же очень многие восхищаются потрясающими работами резчиков по кости. Они изображают сцены из жизни- охота, выпас оленей, шаманские танцы и т.д.

Слайд 13-14 На больших просторах степей в Северных широтах можно увидеть потрясающее природное явление. Посмотрите какая красота! Как это называется? Какие оттенки в Северном сиянии? Знаете, что оно не стоит на месте, а переливается как огромное полотно на ветру.  

Слайд 15  И, конечно, для всех народов степей северных широт особенным животным является олень. Он и кормит, и согревает и перевозит. Ест еще и любимое соревнование – гонки на оленьих упряжках .         Обратите внимание на его гордость – ветвистые рога.

Слайд 16.        

Это- народности Севера, которые занимаются разведением? (оленей), строят? (чумы, яранги и иглу), играют на? (варгане), любуются в небе на? (Северное сияние).

Учащиеся вспоминают учебный материал прошлого урока, делятся впечатлениями от увиденных кадров.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог и формулируют собственные представления.

Приводят примеры и делают умозаключения, опираясь на знания и личный опыт.

Учатся слушать и слышать друг друга

Физминутка

Прежде чем открыть краски – немножко разомнемся.

 Под музыку-разведение рук в стороны, наклоны, имитация управления упряжкой, изображение оленей.

.

(муз. Сопровождение- «Мы поедем, мы помчимся)

III этап

Выполнение практической работы. Творческое применение

знаний

Практическая работа по этапам

1 Делим горизонтально расположенный лист на 3 части, 2 верхних –небо. В небе будет полыхать Северное сияние. Для этого берем восковые мелки изумрудного цвета. Можно добавлять периодически  красные, желтые, голубые оттенки. Очень плотно наносим штрихи, вед их вертикально.
2этап- красками. Небо закрашиваем синим, черным или фиолетовым цветом слева –направо при помощи ½ губки.

3этап – Вторую часть губки окунаем в белую краску уголком и формируем примакиванием невысокие горы вдалеке.
4 этап –  Процарапывание Северного сияния при помощи ватных палочек. Можно это делать и обратной стороной кисточки.

5 этап – Давайте добавим каюра , оленей или жилище. Для иглы используйте голубой цвет и белый. Для всего остального – черный. Рисуем силуэты оленя, нарды и каюра.

Учащиеся выполняют практическую работу, определяя композицию картины и, работая в выбранной технике .

V этап

Рефлексия

 (подведение итогов занятия)

Сегодня мы с вами познакомились еще с одной особенной территорией , где жизнь отличается по своему укладу, традициям.

Ответьте на вопросы:

Мне понравилось……..
Я узнал…….
Я научился……..

Учащиеся представляют свои работы на выставку. Дают оценку работам своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Природная зона "Степь"

Урок позволяет сформировать представление у обучающихся о степи....

Технологическая карта урока по окружающему миру "В широкой степи" 4 класс

Класс: 4 Учебный предмет: окружающий мир Тема урока: В широкой степи. Тип урока: «Открытие» новых знаний Цели урока: сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим пол...

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

Технологическая карта урока окружающего мира для 4 класса по теме: "Степь"

Технолгическая карта урока окружающего мира для 4 класса по теме: "Степь" разработана с указанием образовательных технологий. Цель урока: формирование представления о природной зон...

Технологическая карта урока окружающего мира «Среди лесов. В широкой степи» (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представления о лесе и степи, как о природных зонах.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием ...

Технологическая карта урока изо в 4 классе по теме: "Искусство народов гор и степей"

Технологическая карта урока изо в 4 классе по теме: "Искусство народов гор и степей"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В широкой степи" (УМК: "Школа России" 4 класс)

Цель:формирование представлений у обучающихся о зоне степей, знакомство с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.Планируемые результаты:Предметные:1. В...