Урок Изо в 5 классе "О чём рассказывают гербы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Агагулян Надия Фатыховна

УКонспект урока Изо в 5 классе "О чём рассказывают гербы" составлен в соответствии с ФГОС ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_v_5_klasse_o_chyom_rasskazyvayut_gerby.docx24.13 КБ
Файл gerby.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

"О чем нам рассказывают гербы". 5-й класс

Цели:

Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.

Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей.

Воспитывать любовь к Родине, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны.

Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование: проектор, компьютер.

Музыкальный ряд: средневековые баллады в исполнении группы “Blackmore’s Night”, видеоролик «Гимн РФ» в исполнении Л. Долиной

П л а н:

Организационный момент.

Постановка учебной задачи.

Изучение нового материала.

Закрепление знаний по теме.

Выполнение практического творческого задания.

Итог урока.

Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности рабочего места.

2. Беседа с элементами этического диалога

Просмотр ролика «Гимн РФ» в исполнении Л. Долиной

- Что отражает этот ролик?

- Какие чувства у вас вызвал его просмотр?

- Почему мы встаём, когда звучит гимн?

- Действительно, недаром у спортсменов, стоящих на пьедестале, на глаза наворачиваются слёзы, когда звучит этот гимн.

3. Целеполагание.

Слайд 1

- Вы знаете, кто являются авторами  слов и музыки российского гимна?

- Чем является гимн для России и россиян? (символом)

- А что ещё наряду с гимном является символами России?(флаг, герб)

- Какой из этих символов несёт наибольший смысл с точки зрения ИЗО? (герб)

-То есть герб, как и любая картина, о чём-то нам рассказывает.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. (слад 2)

Сегодня, и на следующих уроках, мы будем изучать с вами тему “О чем нам рассказывают гербы”. Те знания, которые вы получите, пригодятся вам на уроках истории в 6 классе, и вы будете уметь “читать” гербы, например, герб России.

- Что мы должны будем узнать? С чем познакомиться на этом уроке?

 - Чему научиться? (слайд 3)

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь написаны вопросы, которые помогут нам ориентироваться в море информации, и на которые в конце урока я хочу от вас услышать ответы.

Вопросы:

Зачем людям понадобились отличительные знаки?

Что такое герб?

О чем может рассказать герб?

Кто такие герольды?

Что такое геральдика?

Из каких элементов состоит герб?

Какие цвета используются в геральдике?

4. Получение новых знаний

 - Что же такое герб?

Слайд 4

Слово « герб» произошло от немецкого слова «Erbe», что означает «наследство»

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Слайд 5

 - Сейчас мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое.

- Как вы думаете, когда появились гербы и для чего они были нужны?

 Собственно герб появился в раннем средневековье, в X-XI веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнир они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно.

- Где встречались изображения гербов на облачении рыцаря?

И вот, чтобы зрители могли узнавать рыцарей, на щитах и знаменах (флагштоках), у них появились особые знаки. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом – к внукам и правнукам. Это уже был знак не одного рыцаря, а целого рода. Он стал называться “гербом”, что в переводе на русский язык означает “наследник, наследство”.

Слайд 6

На рыцарских турнирах присутствовали распорядители – герольды, в обязанности которых входило подавать сигналы к бою, распознавать рыцарей по их убранству. Со временем герольды стали устанавливать жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок, и кому их дозволено носить.

Слайд 7.

Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась геральдическая азбука.

Все в композиции герба имеет важное значение и несет информацию о владельце.

Слайд 8

Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещают в центр и называют щит.

По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели: люди, птицы, звери.

Герб украшает лента с девизом. Девиз – это краткое выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например, “Усердие все превозмогает”, “За честь и достоинство”, “Честь превыше всего”.

Венчает герб корона.

Слайд 9

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Остановимся поподробнее на элементах герба.

Слайд 10

Щит – главная часть герба. Первая форма была треугольная.

Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический (у дам), круглый, квадратный.

В настоящее время употребляется исключительно французской формы – прямоугольник, основание которого 8/9 высоты, выступает в середине нижней части и имеет закругленные углы.

За проступок в наказание отрезали угол щита.

Слайд 11

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Композиция, например, способ разделения поля, названа “делением”, основные рисунки – “ординариями”, изобразительные символы на щите герба – “загрузкой”.

Слайд 12

Выбранный цвет имел символическое значение:

Золото – знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро – благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлень (красный) – храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь (голубой) – великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень – надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур (фиолетовый) – благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чернь (черный) – осторожность, мудрость, печаль, траур.

Слайд 13

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур: изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно.

Слайд 14-16

Каждое условное изображение имело свое значение:

  • Лев – сила, мужество, великодушие
  • Леопард – храбрость, отвага
  • Орёл – власть, господство, прозорливость
  • Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота
  • Собака – верность, преданность, повиновение
  • Кошка – независимость
  • Овца – кротость
  • Единорог – чистота, непорочность
  • Ворон – долголетие
  • Феникс – бессмертие
  • Змея – вечность
  • Дуб – крепость, сила
  • Солнце – свет, богатство, изобилие

  • дуб, медведь означали силу;
  • факел, раскрытая книга – знание;
  • пчела – трудолюбие;
  • рука в перчатке – храбрость;

Часто встречается изображение:

Геральдика представлены деревьями – дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами – роза, лилия (геральдическая и натуральная 45–46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами.

Искусственные фигуры представлены предметами военного быта:

различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского – орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.).

Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Слайд 16

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

5. Физкультминутка.(слайд 17)

Чтобы выступать на турнирах и отстаивать интересы своего рода и государства во время военных походов, рыцари очень много тренировались.

И мы сейчас с вами представим себя рыцарями на тренировках

1. Размахивание мечом.

2. Стрельба из лука.

3. Метание копья (правой и левой рукой)

4. Защищаемся щитом.

 6. Первичное закрепление знаний по теме

Слайд 18

Давайте вернемся к гербу России. Из каких элементов состоит герб? Как вы думаете, что они означают? Какие цвета используются? Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы законности и союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

После ответов детей учитель щелчком мыши открывает правильные ответы и идет проверка ответов учащихся.

-А так выглядели первые российские гербы.(слайд 19)

7.  Практическая работа(слайд 20)

Задание учащимся: Сегодня я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить из цветной бумаги герб своего класса. У каждой группы он получится по-своему. А потом вы объясните, почему он выглядит именно так, и что означает каждое изображение на вашем гербе.  

Попробуйте придумать девиз, который подходил бы к изображенному вами гербу. Возможно, в результате у вы выполните герб, который станет символом вашего класса.

Учащиеся выполняют практическое задание.

В это время звучит музыка средневековых баллад.

8. Защита проектов.

9. Рефлексия

Итак, сегодня мы с вами познакомились с гербами, их символикой, попробовали создать свои гербы. Оцените работу своей группы. (слайд 21)

  • Справились ли вы с заданием ?
  • Самостоятельно или с помощью учителя?
  • Удалось ли договориться при распределении работы внутри группы?
  • Защита своего проекта (герба) прошла успешно

. А сейчас давайте вернемся к вопросам на доске и ответим на них.

Слайд 22.

Вопросы:

Зачем людям понадобились отличительные знаки?

Что такое герб?

О чем может рассказать герб?

Кто такие герольды?

Что такое геральдика?

Из каких элементов состоит герб?

Какие цвета используются в геральдике?

7. Домашнее задание (Слайд 23)

Пользуясь полученными знаниями о форме гербов, обсудите дома с родителями эскиз герба вашей семьи, который на следующем уроке вы выполните в красках.

1-я и 2-я группы готовят сообщение о гербе Рязанской области.

3-я и 4-я группы готовят сообщение   о гербе п. Шилово.

Желающие также могут выполнить эскиз герба своей семьи.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Символы России Флаг Герб Гимн Слова – Сергей Михалков Музыка – Александр Александров

Слайд 2

Тема урока: О чём рассказывают гербы МОУ «СОШ №4»

Слайд 3

Цели урока Познакомиться с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы Выполнить проект собственного герба класса.

Слайд 4

Что такое герб? Герб – произошло от немецкого слова « Erbe », что означает -«наследство» Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца

Слайд 5

Рыцарский турнир (X-X вв.)

Слайд 6

Герольды Герольд – глашатай, распорядитель на рыцарских турнирах Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления, распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику.

Слайд 7

Геральдика Геральдика – искусство составления гербов Возникновение – XI- XII века

Слайд 8

Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную, информацион - ную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели : люди,птицы , звери. Герб украшает лента с девизом. Девиз - это краткое выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Венчает герб корона . Основные части герба

Слайд 9

Оформление герба При составлении использовали финифть, золото, серебро, меха

Слайд 10

Щит Щит – поле для изображения герба

Слайд 11

Виды щитов Пояс Перевязь Крест Глава Два пояса Столб Перевязи Стропило

Слайд 12

Значение цвета - мужество , храбрость - скромность , учёность, печаль - надежда, изобилие, свобода - богатство , сила, верность - невинность , чистота - величие , красота, ясность красный черный зеленый золотой белый голубой

Слайд 13

Изображения

Слайд 14

Изображения

Слайд 15

Смысл изображений Лев – сила, мужество, великодушие Леопард – храбрость, отвага Орёл – власть, господство, прозорливость Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота Собака – верность, преданность, повиновение Кошка – независимость Овца – кротость

Слайд 16

Смысл изображений Единорог – чистота, непорочность Ворон – долголетие Феникс – бессмертие Змея – вечность Дуб – крепость, сила Солнце – свет, богатство, изобилие Факел , раскрытая книга – знание

Слайд 17

Физкультминутка

Слайд 18

Герб России Двуглавый орел -главная фигура герба. Символизирует силу державы единство народов России. Скипетр - символ власти Воин-победитель символизирует защиту государства Корона -символ законности Держава -символ могущества страны

Слайд 19

Первые гербы Русского государства

Слайд 20

Практическая работа Выполните герб своей класса. Придумайте и запишите девиз.

Слайд 21

Оцените работу своей группы. Справились ли вы с заданием ? Самостоятельно или с помощью учителя? Удалось ли договориться при распределении работы внутри группы? Защита своего проекта (герба) прошла успешно?

Слайд 22

Ответьте на вопросы: Что такое герб? Что такое геральдика? Кто такой герольд? Что изображали на гербах?

Слайд 23

Домашнее задание: 1 задание: Нарисовать герб своей семьи 2 задание: 1-я и 2-я группы готовят сообщение о гербе Рязанской области. 3-я и 4-я группы готовят сообщение о гербе п. Шилово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока православной культуры "О чём рассказывает икона"

Знакомство с известными иконами, иконография церковных праздников....

О чём рассказывает герб. Герб нашего класса.

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии во 2 классе. Знакомство с составляющими герба, правилами его составления, технологией создания герба класса....

Урок Кубановедения тема "Символы Краснодарского края: герб, флаг, гимн."

Цель урока: познакомить детей с официальной символикой Кубани.Задачи:Познакомить с символами Кубани, значением составляющих частей, историей появления.Учить растолковывать символы государства, развива...

Презентация к уроку: "О чем рассказывают гербы?"

Презентация к уроку: "О чем рассказывают гербы?"...

Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...

Разработка урока по ИЗО "О чём рассказывает интерьер?" 3 класс

Цель: приобретение опыта создания интерьера комнаты.Задачи:Реализация предметных результатов:- познакомится с картиной С.А. Виноградова «Играет», закреплять умение описывать изображение;- ...

О чем рассказывают гербы

Региональный материал в курсе «Окружающий мир» - Калининградская область...