Рабочая программа по изобразительному искусству "Начальная школа XXI век", 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Тищенко Светлана Викторовна

Рабочая программа по изобразительному искусству "Начальная школа XXI век", 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2009). Программа  соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам  начального  общего  образования по образовательной  области «Искусство». Программа рассчитана на 143 часа, 1 час в неделю (1класс 33 недели, 2-4 классы 34 недели в год)

В авторскую программу изменения не внесены.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей,  формирование  основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество,  художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся;  воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие  умений и навыков исследовательского поиска.

     Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

     В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

     Задачи курса «Изобразительное искусство»:

  • совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формировать навыки работы с различными художественными    материалами.

Методическая основа преподавания предмета:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
  • активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.

Личностными результатами изучения предмета «Изобразительного искусства» являются следующие умения:

  • проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
  • анализировать свои переживания и поступки;
  • находить общие нравственные категории в культуре разных народов;

сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • осуществлять само- и взаимопроверку работ;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,  на определенном этапе.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
  • отбирать необходимые  источники информации;
  • анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
  • активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
  • критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора, совершенствование эстетического вкуса. Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
  2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя  в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления – вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
  3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Литература.

  1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  3. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  4. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  5. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  6. Савенкова, Н.В. Богданова. Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф,  2010.

             


  Календарно – тематическое планирование уроков изо  во 2 классе

Тема урока

Кол-во

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата

план

факт

1

Что значит быть художником? Фактура предмета.

Учебник с. 6 - 13

1

Открытие нового знания

Снимаем отпечаток с фактуры предмета. Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа».

Передавать в рисунке фактуру.

Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др.

Уметь размещать предметы на предметной плоскости.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

2-3

Рисуем натюрморт.

Рефлекс в изобразительном искусстве.

Учебник с. 14 - 17

2

Открытие нового знания

Рисование гуашью натюрморта «Дары осени».

Передавать первый план и второй план в натюрморте,

Уметь размещать предметы на предметной плоскости.

Передавать рефлекс в натюрморте.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Анализ результатов  художественного творчества.

4

Что могут рассказать вещи о своём хозяине?

Учебник с. 18 - 25

1

Открытие нового знания

Рисование карандашами интерьера комнаты человека, кокой либо профессии.

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

Просмотр и анализ работ.

5

Что такое открытое пространство?

Учебник с. 26 - 33

1

Открытие нового знания

Понятие об открытом пространстве. Рисование гуашью «Моя улица ранним утром или вечером» (по выбору учащегося).

Наблюдать, замечать и передавать в рисунке  изменения цвета, и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

6

Открытое пространство и архитектура.

Учебник с. 34 - 37

1

Открытие нового знания

Рисование цветными карандашами в технике графики «Дом и окружающий его мир природы».

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства.

Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

7

Кто создаёт архитектуру?

Учебник с. 38 - 47

1

Открытие нового знания

Лепим из пластилина проект детской площадки.

Представлять и рассуждать о роли архитектора.

Участвовать в беседах и обсуждениях.

Создавать объемный проект детской площадки из пластилина.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Анализ результатов  художественного творчества

8

Какие бывают виды искусства?

Учебник с. 48 - 51

1

Комбинированный

Передача в различных техниках одного из видов искусств.

Иметь представления о видах  искусства (музыка, живопись, театр, скульптура…); высказывать свои представления и объяснять их.

Передавать любой вид искусства в различной технике.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

9

Сочиняем сказку и показываем её как в театре.

Учебник с. 52 - 53

1

Комбинированный

Работа с разными материалами «Тростевая кукла».

Создавать тростевую куклу из бумаги и картона.

Уметь работать по подсказке (инструкционная карта).

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

10-11

Какие бывают игрушки?

Учебник с. 52 - 59

2

Открытие нового знания

Знакомство с разнообразием народной игрушки. Лепка народной игрушки из глины (пластилина) и роспись игрушки.

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.

Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства.

Создавать народную игрушку (лепка из глины или пластилина).

Расписывать игрушки, передавая особенности декора определенного народного промысла.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

12

Художественно - выразительные средства. О чём говорят на картине цвета?

Учебник с. 60 - 71

1

Открытие нового знания

Рисование гуашью «Я из теплой комнаты смотрю на падающий снег», «Мы играем на улице, а в доме уже зажгли огни»

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение, в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Анализ результатов  художественного творчества

13

Учимся изображать с натуры.

Учебник с. 72 - 73

1

Открытие нового знания

Рисование карандашами предмета с натуры.

Наблюдать, замечать и передавать характерные особенности  формы и цвета предмета при изображении его с натуры.

Иметь представление о художественных средствах изображения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Анализ результатов  художественного творчества

14

Портрет.

Учебник с. 74 - 79

1

Открытие нового знания

Рисование гуашью – портрет.

Изображать по представлению и по наблюдению человека  кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Анализ результатов  художественного творчества

15

Такие разные маски.

Учебник с. 80 - 83

1

Открытие нового знания

Работа с разными материалами «Карнавальная маска».

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и материалов от содержания и замысла. Работать по представлению и воображению.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

16

Графическое изображение.

Учебник с. 84 - 87

1

Открытие нового знания

Рисование графическими материалами «Иллюстрация к любимой сказке».

Иметь представление о композиционном центре. Создавать изображение графическими материалами.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

17

Контраст.

Учебник с. 88 – 90

1

Открытие нового знания

Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета»

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

18

Пятно.

Учебник с. 91

1

Открытие нового знания

Рисование акварелью «Небо».

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе.

Просмотр и анализ работ

19

Тон.

Учебник с. 92 – 93

1

Комбинированный

Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах».

Уметь импровизировать в цвете, линии, пятне на основе восприятия музыки, поэтического слова.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. 

Просмотр и анализ работ

20

Штрих.

Учебник с. 94 – 95

1

Комбинированный

Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе», «Передача образа через штрих».

Уметь импровизировать в штрихе.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

21

Набросок.

Учебник с. 96 - 99

1

Комбинированный

Работа цветными карандашами, этюд.

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

22

Придаём бумаге объём.

Учебник с. 100 – 101

1

Открытие нового знания

Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева»

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

Просмотр и анализ работ

23

Пейзаж.

Учебник с. 102 - 105

1

Открытие нового знания

Рисование акварелью «Пейзаж».

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

24

Работаем в смешанной технике.

Учебник с. 106 - 107

1

Открытие нового знания

Рисование акварелью «Весенний пейзаж».

Выполнять работы в акварели и акварельных карандашах.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

25

Животные в произведениях художников.

Учебник с. 108 – 115

1

Открытие нового знания

Рисование животных по выбору учащихся.

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,  слова, художественного движения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

26

Сюжет.

Учебник с. 116 - 121

1

Комбинированный

Лепка из пластилина сюжетной композиции «Человек и животные».

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.

Выполнять сюжетную композицию из пластилина.

Просмотр и анализ работ

27

Удивительный мир растений.

Учебник с. 122 - 123

1

Открытие нового знания

Рисование карандашами «Букет цветов в вазе».

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

28

Человек учится у природы.

Учебник с. 124 - 125

1

Открытие нового знания

Выполнение рисунка

Уметь наблюдать и замечать, чему человек учится у природы.

Наблюдать  узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

29

Природные формы в архитектуре.

Учебник с. 126 - 127

1

Открытие нового знания

Лепка из пластилина с использование различных материалов «Сказочный дворец».

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины  и т. д.),  анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Отображать в объемной работе свои наблюдения за природой.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

30

Собираем коллекцию камней.

Учебник с. 128 - 133

1

Комбинированный

Украшение камня рисунком. Придумывание сказок о камне.

Наблюдать, какие узоры создает природа.

Создавать рисунок на предмете, учитывая его форму.

Придумывать сказки про созданные изображения.

Просмотр и анализ работ

31

Симметрия в природе и искусстве.

Учебник с. 134 - 137

1

Открытие нового знания

Аппликация из бумаги.

Иметь представления о симметрии в природе и   изобразительном искусстве.

Высказывать свои представления и объяснять их.

Осваивать приемы симметричного вырезывания.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

32

Орнамент.

Учебник с. 138 - 139

1

Открытие нового знания

Создание орнамента в геометрической форме.

Иметь представления об орнаменте, видах орнамента.

Создавать орнамент, учитывая форму предмета.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

33

Слушаем и наблюдаем ритм.

Учебник с. 140 - 143

1

Комбинированный

Изображение ритмичных узоров.

Иметь представления о ритме в  изобразительном искусстве.

Осваивать приемы  декоративного рисования.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

34

Смотри на мир широко открытыми глазами.

Учебник с. 144 – 145

1

Комбинированный

Рисование  «Летние зарисовки».

Наблюдать и эмоционально оценивать произведения искусства.

Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве.  

Уметь передавать в рисунке свои впечатления.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-6 классов школы I вида

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-6 классов начального общего, основного общего образования специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида  разработана на ос...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса по УМК "Начальная школа 21 век".

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второгопоколения и н...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100" 3 класс

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.2. Воспитание в детях эстетического чувства.3. Получение у...

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...