Рабочая программа к учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Тоярова Екатерина Васильевна
Планирование составлено на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой,Москва «Просвещение» 2013.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.                                                         
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_5-_7_klass.docx58.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

к учебному курсу «Изобразительное искусство»

учителя начальных классов

Тояровой Екатерины Васильевны

5-6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой,Москва «Просвещение» 2013.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.                                                        

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий е применением разнообразного изобразительного материала;

дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Изобразительное искусство — вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий изобразительным искусством (в разных его видах: графике, живописи и др.) зрительно-двигательный опыт представлений составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества человека.

 Настоящая программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, опыт обучения этому предмету. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:

1. Развитие у учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе.

 2. Развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное, поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства известных мастеров, при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств, при создании адекватных педагогических условий.

3. Приобщение учащихся специальной школы к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно.

4. Использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе.

 5. Дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и тяжестью дефекта).

В процессе преподавания изобразительного искусства в средних классах решаются следующие задачи:

развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;

овладение учащимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого — развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операционных компонентов в процессе воображения;

воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;

развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;

знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации, высказывать свое отношение к увиденному;

воспитание у учащихся умения работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с умственной недостаточностью, следует выделить:

• развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых с натуры предметов (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов — умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);

• развитие зрительно-двигательной памяти; пространственного расположения предметов;

• совершенствование мелкой и крупной моторики руки;

• развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, функцию общения;

• обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;

• формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;

• развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.

Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

      Каждому из направлений соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определенной последовательности с усложнением. Они решаются на протяжении всех лет обучения.

      Благодаря такому принципу распределения учебного материала имеется возможность на одном занятии уделять особое внимание какой-то одной, узко сформулированной задаче, соответствующей одному из разделов обучения. Так, обучение изображению отдельных объектов, передаче сходства с натурой проводится на уроках графики (а также в разных видах изобразительной деятельности: при лепке, при составлении аппликации и др.). На этих занятиях основное внимание уделяется формированию умений обследовать предмет, выделять признаки формы, пропорций, определять конструкцию (строение) объектов. Задачей этих уроков является формирование графических образов (представлений конкретных объектов и представлений способов их изображения), формирование и совершенствование художественно-изобразительных навыков работы разными принадлежностями и художественными материалами в разных видах изобразительной деятельности.

      Таким образом, на этих уроках у детей формируются умения рисовать отдельные предметы, а на уроках по композиции — объединять их в сюжете, в натюрморте, в пейзаже и т. д. — на основании пространственных и смысловых связей, законов композиции, которые дети усваивают в практической деятельности.

      На занятиях по живописи выделяются задачи развития цветовосприятия у детей. Им даются некоторые сведения о цвете. Наряду с этим учащиеся овладевают техническими приемами работы с разными художественными материалами и принадлежностями.

      Раздел 1. Обучение композиционной деятельности. По программе в начальных классах дети усваивали ряд важных задач композиции, определяющих связь изображения и изобразительной плоскости, а также учились устанавливать на ней пространственные отношения (при использовании способов передачи глубины пространства) и смысловые связи между изображаемыми объектами.

В 5—6 классах на основе усвоенного учебного материала ставятся задачи научить детей использовать в своих работах некоторые выразительные средства композиции: применять величинный и светлотный контраст; достигать равновесия композиции с помощью симметричного построения; выделять композиционный центр (главные объекты композиции) с помощью разных способов, например способом центрального расположения объектов при использовании контрастного фона (светлое изображение на темном фоне и наоборот).

      Обучение детей этим приемам и правилам композиции позволяет расширить тематику практических работ. Так, учащимся предлагаются темы праздников («Иллюминация 9 мая», «День Победы», «Салют»); темы, связанные с жизнью и увлечениями, познавательными интересами учащихся («Белые лебеди плавают в пруду зоопарка», «Полет ракеты на Марс», «Новогодний бал-маскарад в школе» и др.).

      Использование указанных средств выразительности композиции доступно учащимся с умственной недостаточностью. Для достижения цели рекомендуется при объяснении учебного материала использовать следующие методические приемы:

      показ правильного и ошибочного изображения;

      использование «подвижной аппликации»;

      демонстрация приемов изображения;

      использование наглядности в виде аналогичного успешного решения изобразительной задачи в детских рисунках и в репродукциях работ известных мастеров.

Метод «подвижной аппликации» с вариантами решения изобразительной задачи очень эффективен в обучении композиции, так как учащимся предоставляется возможность решать изобразительную задачу не в уме (что для них сложно), а в наглядно-действенной форме, путем передвижения готовых изображений или силуэтов, наложения силуэтов на тонированную изобразительную плоскость и др. (например, надо наложить вырезанные изображения белых лебедей на три разных по светлотным решениям листа бумаги (белый, светло-синий и темно-синий) и выбрать самое выразительное решение. Вслед за этим видом работы целесообразна демонстрация способа выполнения задания с помощью красок и кисти (тонирование листа бумаги синей и зеленой гуашью, показ приема изображения лебедей сразу кистью, от пятна — белой гуашью).

      Раздел 2. Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов. В указанном направлении предполагается продолжение работы по развитию у учащихся умения наблюдать, обследовать предметы и выделять необходимые для передачи в рисунке, лепке, аппликации признаки сходства объекта с натурой (или образцом): признаки формы, пропорции частей и их отношений в целом (конструкции или строения объектов), расположении объекта в пространстве.

      При разработке тематики заданий для этого раздела работы ставилась цель сформировать у учащихся по возможности более широкий круг представлений об окружающем их предметном мире. Задача учителя на занятиях этого профиля — формировать образы объектов, пригодные для их изображения, а это означает, что развивающиеся у детей представления должны быть подробными, структурированными, отчетливыми. Эта задача становится выполнимой при использовании разных видов изобразительной деятельности (лепки, работы над выполнением аппликации, рисунка); рисования и лепки — с натуры, по памяти, по воображению; при стилизации формы в декоративном изображении. Такая многоплановая работа помогает подводить детей к обобщению способов наблюдения и приемов изображения, избегать свойственной им стереотипности в изобразительной деятельности.

      Разнообразие тематики определяется потребностями сюжетного изображения. Например, тема «Дом, дерево, человек», содержащая наиболее важные для сюжетного изображения объекты, проходит через все годы обучения, начиная с начальных классов. К ней примыкает тема «Животные и растения», необходимая не только для сюжетных рисунков, но и для создания декоративно-прикладных композиций. В  5—6  классах уточняется сформированный обобщенный (схематический) образ человека. В  рисовании с натуры он конкретизируется в пределах доступного для детей с умственной недостаточностью (например, «Мой портрет», «Портрет моей семьи», «Моя учительница» и т. п.). На уроках рисунка детей учат наблюдать и передавать в изображении эмоциональные состояния человека (радостный — улыбается; грустный — плачет, рот «сковородником», спина согнулась и другие признаки состояний).

      Принимая во внимание большие трудности, которые испытывают дети с умственной недостаточностью при обучении изобразительному искусству, нужно всегда положительно оценивать их работу и старание, указывая вместе с тем на недостатки, которые еще следует преодолеть, подчеркивая успехи на разных этапах деятельности.

      Раздел 3. Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. На занятиях живописи в 5—6 классах решаются только специфические задачи:

      дальнейшее развитие цветовосприятия учащимися (умение различать и обозначать словом основные и смешанные цвета, некоторые ясно различимые оттенки цветов в сопоставлении (например, сине-зеленый — желто-зеленый и т. п.);

закрепление умений работать кистью и красками, получать новые цвета и оттенки цвета путем смешения на палитре основных цветов и замутнения цвета белой или черной краской для получения мягких оттенков цвета (например, розового, голубого — при смешении соответственно краски красной и белой, синей и белой и т. д.); работать акварельными красками по мокрой и сухой бумаге; гуашью;

      развитие эмоционального восприятия цвета и умения использовать его преднамеренно в соответствии с отображаемой ситуацией, состоянием в природе, с настроением человека. Подбор соответствующей цветовой гаммы осуществляется на палитре совместно с учителем, затем в творческой изобразительной деятельности. Соответствующие гаммы цвета даются в сопоставлении. Например, сравниваются теплая и холодная гаммы цвета, соответствующие жаркой, солнечной погоде, в противопоставление холодной, дождливой, туманной погоде; сравнивается яркая цветовая гамма с затемненной при сопоставлении доброго и злого начала, добрых и злых сказочных героев, хорошего и плохого настроения у портретируемого человека.

      Для успешного решения поставленных задач учителю нужно использовать следующие методы и приемы обучения:

      метод «подвижной аппликации» (с выбором вариантов цветов и их оттенков для решения живописной задачи);

      метод сравнения;

      демонстрация изобразительных действий с кистью и красками;

      показ отдельных этапов составления цветовых оттенков;

      нахождение цветосочетаний, цветовой гаммы;

      прием совместных действий учителя и учащихся (по типу «графического диктанта»).

Особое внимание в программном содержании уделено роли фона в изображении (с натуры, в сюжетном и декоративном). Специально подобранные в программе задания обязывают учащихся учитывать свойство цвета — определенные светлотные отношения для выделения фигуры из фона. Для развития у детей понимания этой важной проблемы живописи учителю нужно использовать «подвижную аппликацию» до демонстрации практических приемов работы с цветом.

      Следует заметить, что на уроках живописи детей не нужно отвлекать работой над композицией. С этой целью вполне уместно использование разнообразных трафаретов, шаблонов, позволяющих быстро подготовить силуэты или целую композицию для живописного решения (например, использование шаблонов силуэтов верблюдов в задании «На верблюдах — в пустыне» и др.). На уроках живописи могут также найти свое завершение рисунки отдельных, выполненных ранее объектов или сюжетные композиции.

      Раздел 4. Обучение восприятию произведений искусства осуществляется на протяжении всех лет обучения. Формируются умения рассматривать картину (репродукцию), иллюстрацию в книге, плакат, предметы народного декоративно-прикладного творчества. В  5—6  классах учащиеся уже могут рассказать содержание несложной картины, но иногда очень поверхностно, не охватывая полностью весь замысел художника. Учитель может помочь увидеть большее, если с помощью вопросов обратит их внимание на детали картины, на сходство с реальностью, свяжет с их жизненным опытом изображенную на картине ситуацию, предложит им высказать свое отношение к изображенному.

      В этих классах расширяются сведения о работе художника, скульптора, дети знакомятся с некоторыми произведениями архитектуры. Более углубленно дается материал о видах и жанрах изобразительного искусства. Учителю нужно стараться использовать в беседе опыт детей, как жизненный, так и практический, в изобразительной деятельности, что поможет живо провести занятие, вызвать у детей положительные эмоции и лучше усвоить программный материал.

      Подбираемый к занятиям материал для демонстрации должен быть доступен учащимся для понимания, отвечать их интересам. Поэтому рекомендуемые в программе произведения искусства для бесед можно заменять другими, более доступными по содержанию, если предложенный перечень произведений труден для восприятия.

      На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся, формируются навыки речевого общения. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в условиях изобразительной деятельности и бесед по изобразительному искусству на протяжении всего обучения.

      Содержание программного материала для каждого класса завершается перечнем основных требований к полученным знаниям и умениям учащихся к концу учебного года. С учетом разных индивидуальных возможностей умственно отсталых детей в учебной деятельности предъявляемые требования к их достижениям в изобразительном искусстве имеют различия и обозначаются 1-м и 2-м  уровнями.

      В 1-м уровне требований очерчен объем знаний и умений, которым должны овладеть учащиеся с легкой степенью интеллектуального нарушения.

      Для детей с большими трудностями в обучении (детей со сложным дефектом развития) предъявляемые требования снижаются в плане самостоятельности их актуализации. Так, если учащиеся не могут полностью овладеть некоторыми умениями, им оказывается соответствующая помощь учителя (дополнительные вопросы, показ способа изображения, использование метода дорисовывания). Для некоторых учащихся возможна поэтапная демонстрация действий учителя с последующим повторением каждого действия учащимся.

      2-й уровень требований к умениям учащихся снижен по отношению к знаниям и умениям, перечисленным в 1-м уровне.

      Градация помощи учителя при актуализации знаний и умений учащихся представлена в программе в виде условных обозначений (для учащихся 2-го уровня):

      * — обозначены те знания и умения, которые учащиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применения наглядности;

      ** — обозначены те умения, которые учащиеся способны осуществить после дополнительного индивидуального показа способа изображения, использования метода дорисовывания начатого учителем изображения;

      *** — обозначены изобразительные умения учащихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем, когда он поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.

5 класс.

1 четверть(7 часов).

Тема урока.

Цель урока.

1

Рисование на тему «В гостях у осени». Беседа на тему « Осень на Ямале»

Уточнение об обогащение зрительных представлений об окружающей действительности; обучение детей элементарным правилам изображения осенней природы.

2

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

Развивать глазомер и умение делить отрезок на равные части; упражняться в проведении от руки прямых наклонных линий

3

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).

Дальнейшее развитие декоративного рисования цветными красками.

4

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан).

Учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

5

Рисование симметричного узора по образцу.

Совершенствовать умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными красками.

6

Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12см)

Совершенствовать умения соблюдать последовательность при рисовании узоров.

7

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Беседа «Декоративно- прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).

Совершенствовать умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей).

2 четверть(7часов).

Тема урока.

Цель урока.

1

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).

Развивать умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы  предмета и его деталей.

2

Рисование с натуры объемного предметы конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).

Учить детей изображать предметы конической формы.

3

Рисование и беседа на тему «Народное декоративное – прикладное искусство народов  ханты».

Способствовать развитию интереса к народным промыслам; развивать графические умения и навыки при работе с натуры, самостоятельность в решении композиционных задач; воспитывать аккуратность и творческое воображение.

4

Рисование на тему «Лес зимой».

Познакомить с пейзажем как жанром изо искусства; обучать навыкам композиционного решения рисунка на листе бумаги; расширить представление о красках зимы; способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия

5

Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета.

Развитие творческой активности.

6

Рисование новогодних карнавальных очков.

Закрепить графические умения и навыки; активизировать творческое воображение для решения изо задачи; развивать наблюдательность, эстетическую восприимчивость.

7

Рисование на тему «Ура каникулы начались!».

Продолжить формирование графических умений и навыков; воспитывать аккуратность и творческое воображение.

3 четверть(14 часов)

1

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье». Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков работы карандашом и красками; развивать наблюдательность.

2

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков работы карандашом и красками; развивать наблюдательность.

3

Рисование на тему «Зимние развлечения»

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие эмоциональной отзывчивости на красочность, яркость окружающего мира; воспитание восхищения красотой зимней природы.

4

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Формировать графические навыки; дать представление о блике на объемной освещенной поверхности; развивать наблюдательность, эстетическую восприимчивость.

5

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий.

Развивать представление об узоре, орнаменте; учить приемам выполнения орнамента в квадрате; способствовать развитию детского воображения; воспитывать аккуратность.

6

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета.

Формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы.

7

Декоративное рисование плаката «8 Марта».

Развитие творческой фантазии.

8

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета.

Формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы.

9

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом.

Формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы.

10

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения.

Формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы.

4 четверть (7 часов)

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя).

Дать представление о роли фантазии в искусстве; передавать сравнительные представления, возникающие на основе прочитанного; развивать интерес к народному сказочному творчеству.

2

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).

Развитие умения видеть и передавать в рисунке строение изображаемого предмета, правильно передавать его цвет.

3

Декоративное самостоятельное рисование узора из растительных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).

Обогащение представлений детей и совершенствование умения передавать их в рисунке; развитие умения анализировать содержание картин.

4

Рисование на тему о Великой Отечественной войне.

Развитие творческой активности.

5

Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура раздаточный материал).

Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии, передача объема предметов доступными детям средствами.

6

Рисование с натуры весенних  цветов несложной формы. Первые цветы Ямала.

Развитие умения наблюдать и передавать в рисунке строение растения форму цветков и листьев. Формирование восприятия картины.

7

Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм.

Развитие творческой активности.

6 класс.

1 четверть(7 часов).

Тема урока.

Цель урока.

1

Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство». Рисование с натуры народных игрушек.

Совершенствовать умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей).

2

Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка ( стилизация).

Формировать понятие о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развивать у детей художественный вкус и умения стилизовать природные формы.

3

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов – яблоко и груша.

Продолжать учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

4

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей – морковь и огурец.

Учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

5

Декоративное рисование – составление симметричного узора.

Совершенствовать умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными красками.

6

Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).

Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера.

7

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В.Фирсова «Юный живописец», В.Серова «Девочка с персиками», П.Кончаловского «Сирень».

Развитие у учащихся активного и целенаправленного воспроизведения произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечая изобразительные средства, которыми он пользовался.

2 четверть(7часов).

Тема урока.

Цель урока.

1

Рисование с натуры игрушки ( по выбору учителя, учеников).

Развивать умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы  предмета и его деталей.

2

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

3

Рисование на тему «Что мы видели на стройке»

Развитие творческой активности.

4

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства»

Формирование представлений о своеобразии скульптуры как виде изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями.

5

Рисование новогодней открытки

Развитие творческой фантазии.

6

Изготовление новогодних карнавальных масок.

Развитие творческой фантазии.

7

Рисование на тему «Ура каникулы начались!»

Совершенствовать умения работать с акварельными и гуашевыми красками.

3 четверть(14 часов)

1

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и кружка).

Учить выполнять изображения с натуры; продолжить формирование графических умений и навыков работы красками; развивать наблюдательность.

2

Беседа на тему «Прошлое нашей родины в произведения живописи» (А.Бубнов «Утро на Куликовом поле», В.Васнецова «Богатыри», В.Суриков «Переход через Альпы».

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства; развитие эмоциональной отзывчивости на красочность, яркость окружающего мира; воспитание восхищения красотой зимней природы.

3

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник).

Учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

4

Рисование с натуры объемного предмета сложной формы и его декоративного оформления (кувшин).

Формировать графические навыки; дать представление о блике на объемной освещенной поверхности; развивать наблюдательность, эстетическую восприимчивость.

5

Рисование с натуры объемного предмета сложной формы и его декоративного оформления (ваза).

Учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

6

Рисование с натуры объемного предмета сложной формы и его декоративного оформления (подсвечник).

Учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

7

Рисование с натуры объемного предмета сложной формы и его декоративного оформления (торшер).

Учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

8

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).

Формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы.

9

Иллюстрирование отрывка литературного произведения.

Формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы.

10

Иллюстрирование отрывка литературного произведения.

Формировать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы.

4 четверть (7 часов)

1

Рисование по памяти и представлению

Дать представление о роли фантазии в искусстве; передавать сравнительные представления, возникающие на основе прочитанного и увиденного.

2

Рисование с натуры птиц. Птицы Ямала.

Продолжить  формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность, умение самостоятельно решать изобразительную задачу; познакомить с народными традициями в изображении птиц; содействовать воспитанию у детей любви к живой природе.

3

Тематический рисунок «Птицы – наши друзья».

Продолжить  формирование графических умений и навыков; развивать наблюдательность, развитие творческой активности.

4

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).

Развитие творческой активности.

5

Рисование на тему «Слава павшим героям». Беседа с показом репродукций картин о ВОВ.

Обогащение представлений детей и совершенствование умения передавать их в рисунке; развитие умения анализировать содержание картин.

6

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору.

Развитие творческой активности.

7

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла – неваляшка).

Продолжать учить передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.

7класс

(1 ч в неделю)

Рисование с натуры

Дальнейшее развитие у учащихся способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять его форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. Обучение детей умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. Формирование основы изобразительной грамоты, умения пользоваться вспомогательными линиями, совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы. Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов.

Декоративное рисование

Совершенствование навыков составления узоров (орнаментов) в различных геометрических формах, умений декоративно перерабатывать природные формы и использовать их в оформительской работе. Выработка приемов работы акварельными и гуашевыми красками. На конкретных примерах раскрытие декоративного значения цвета при составлении орнаментальных композиций, прикладной роли декоративного рисования в повседневной жизни.

Рисование на темы

Развитие у учащихся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанpax изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.

Примерные задания

I        четверть (7часов)

  1. Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.
  2. Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении (радиоприемник; телевизор; стопа из 5—6 толстых книг, обвязанных тесьмой).
  3. Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).
  4. Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части («Сыр»; «Торт»).
  5. Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза).
  6. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (торшер; подсвечник со свечой).
  7. Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи. Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция. (И. Шишкин. «Полдень»; А. Ку-инджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»).

II        четверть (7часов)

  1. Рисование с натуры объемных предметов — посуда (отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза — по выбору учащихся).
  2. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура». Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора. (Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.).
  3. Рисование пожеланию «Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность».
  4. Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).
  5. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура». Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города.
  6. Разработка декоративной композиции (совместно с учителем), посвященной школьному празднику (эскиз оформления сцены).
  7. Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.

III        четверть(10часов)

  1. Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.
  2. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура.
  3. Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок.
  4. Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты).
  5. Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи).
  6. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня).
  7. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза; кринка).
  8. Декоративное рисование — составление узора для вазы.
  9. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты).
  10. Беседа. Показ изделий народного творчества (Хохлома. Гжель. Жостово. Палех и др.).

IV        четверть(7часов)

  1. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.).
  2. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар).
  3. Рисование с натуры предметов комбинированной формы (игрушки).
  4. Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам).
  5. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестская крепость»; Ф. Усы-пенко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.).
  6. Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям.
  7. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по» выбору учителя).

Учащиеся должны уметь:

  • передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);
  • изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;
  • проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;
  • использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
  • проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.

Учащиеся должны знать:

  • виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
  • отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
  • основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
  • особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
  • отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;
  • названия крупнейших музеев страны.

Литература

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, под редакцией  В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013.

  1. В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для3-4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008г.
  2. И.А. Грошенков. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы.
  3. Ольга Шматова. Самоучитель по рисованию. – М.: Эксмо, 2008.
  4. Галина Шалаева. Школа рисования для талантливых детей. – М.: Эксмо, 2008.
  5. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
  6. В.Хрустолёв.  Школа рисования. М.: Оникс Санкт – Петербург, 2008.
  7. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
  8. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
  9. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
  10. Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.

       ТАБЛИЦЫ (комплекты)

  1. Хохлома
  2. Гжель
  3. Полхов-Майдан
  4. Мезенская роспись
  5. Дымковская игрушка
  6. Жостово
  7. Введение в цветоведение.
  8. Декоративно-прикладное искусство.

      МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  1. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  2. Репродукции картин разных художников.
  3. Муляжи для рисования (2 набора)
  4. Коллекция бабочек для рисования
  5. Серии фотографий и иллюстраций природы.
  6. Фотографии и иллюстрации животных.
  7. Тела геометрические (1 набор)
  8. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  9. Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  10. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство." 1 класс."Школа России."

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство." 1 класс. Программа "Школа России."...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Изобразительное искусство» 2 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Изобразительное искусство» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 35 часов в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель:Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма с...

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" автор Б.М.Неменский для 1 класса УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программ...

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ,

Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обуча...

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство" в 4 классе

Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство"...