Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс: Изображать можно линией «Линия – рассказчица»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Онуфриенко Елена Игоревна

Урок ставит своей целью научить детей младшего школьного возраста изображать пейзаж с помощью разнообразной линии. Развивать фантазию, творческое воображение и эмоциональное восприятие учащихся. Закреплять навыки работы графическими материалами: карандаш, фломастеры, гелевая ручка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 996 г. Москва

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс

Тема урока: Изображать можно линией.

«Линия – рассказчица»

Цели урока:

  1. Обучающие:
  1. учить изображать пейзаж с помощью линии;
  2. учить использовать разнообразные возможности линии для изображения отдельных элементов пейзажа;
  3. дать понятие «пейзаж»;
  4. укреплять межпредметные связи.
  1. Развивающие:
  1. развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;
  2. активизировать познавательный интерес учащихся через литературные произведения;
  3. развивать практические умения и навыки работы с графическими материалами (карандаш, фломастер, гелевая ручка)
  4. обогащать лексический запас терминами и понятиями изобразительного искусства.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое и нравственное отношение к действительности;
  2. воспитывать инициативность и самостоятельность в работе.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД

  • Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – выставка работ, цель – выполнения рисунка)

Регулятивные УУД

  • Постановка учебной задачи;
  • Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • Воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные УУД

  • Развивать способность смыслового восприятия изображения;
  • Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД

  • Адекватно использовать коммукативные (речевые) средства для решения различных коммукативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • Задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.

Предполагаемые результаты:

Личностные: готовность к саморазвитию, высокая мотивация к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение нового знания, его преобразование и применение.

Оборудование урока:

  • Компьютер, проектор.
  • Презентация к уроку.
  • Зрительный ряд: репродукции работ И. Шишкин, Т. Маврина, Н.Пономарёв.
  • Музыкальный ряд: музыка Нино Рота к кинофильму «Ромео и Джульетта»
  • Материалы для урока: лист формата А-3, простые карандаши 4В-6В, фломастеры, черная гелевая ручка.

Список используемой литературы:

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь, строишь, учебник для 1 класса. М.: Просвещение, 2011.

2. Поурочные разработки по изобразительному искусству.

3. Горяева Н.А. Маленький художник, пособие для работы с детьми. М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы

1. Электронная Википедия: http://www/wikipedia.org.

2. Методика преподавания изобразительного искусства

http://lektsia.com/3x19fc.html

3. Каталог искусства http://www.art-catalog.ru

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. Мы попадем в Страну Фантазий и Воспоминаний. Для нашего путешествия  не нужны рюкзаки и палатки,  нам понадобятся: чистый лист,  простые карандаши или фломастеры и черная гелевая ручка. Если всё готово – пора в путь!

  1. Сообщение темы и цели урока.

Очень-очень давно, когда люди жили не в домах, а в пещерах, пищу готовили не на плите, а на костре, не знали букв, не умели писать, они все свои рассказы рисовали угольком на стенах своих жилищ. Глядя на эти рисунки, мы можем себе представить их жизнь. Большинство таких изображений выполнено линией. Значит, линия может рассказывать.

Вот и мы на уроке будем учиться рассказывать свою историю не словами, а ЛИНИЕЙ. (Слайд № 2, 3)

  1. Вводная беседа по теме урока.

Прежде чем отправиться в путешествие, мы пройдём небольшую подготовку. Перевернём лист на обратную сторону, возьмём в руку карандаш (фломастер) или гелевую ручку и поставим точку. Это наш первый шаг. Потом поставим много точек-шагов. (слайд № 4)


Пусть точек будет очень много,
Я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь, вьётся,
Дорожка ЛИНИЕЙ зовётся.

- А какие бывают линии? (Толстые и тонкие, прямые и кривые, острые и закруглённые, длинные и короткие)

- Давайте попробуем найти эти линии на работах художников, и посмотрим, о чем нам рассказали эти линии (длинные кривые линии изображают дорогу, коротенькие – травку и капельки дождя, острые колючие – елку, закруглённые – берёзку).

        Работа с репродукциями художников. 

- Сначала посмотрим зарисовки известного русского пейзажиста Ивана Шишкина.

 (слайд № 5)

Что изобразил художник в своей работе? (дорогу, ведущую к деревне, вдоль дороги стоят три больших дерева, а вдалеке видны крыши деревенских домов)

- А  художница Татьяна Маврина  совсем по-другому изобразила пейзаж. (слайд № 6)

(Дети рассматривают репродукции художников и определяют, что и какими линиями изобразили  художники)

- Какой пейзаж изобразила художница: городской или деревенский? (деревенский)

- А как догадались? (нет высоких домов, а есть изображение различных деревьев, травы, дорожки, уходящей вдаль)

- Давайте внимательно рассмотрим эту работу и подумаем, сможем ли мы отличить разные породы деревьев, изображенные на ней? Какой линией художник их изобразил? (ёлки на дальнем плане  нарисованы острыми зубчиками, лиственные деревья – закруглёнными линиями, а берёзку на переднем плане можно узнать по чёрным полоскам на стволе)

- А теперь посмотрим на работу другого художника, художника  Пономарёва. (слайд № 7)  Какое дерево нарисовал художник? (сосну)

- А как вы догадались? (у сосны толстый ствол, ветки крупные и направлены вверх,  завершаются они длинными иголочками)

IV.         Физкультминутка. (слайд № 6)

- В воздухе пальчиком «обведите» понравившееся изображение, а потом попробуйте нарисовать его сами на листе бумаги.

- Как на палитре художник смешивает краски, писатель записывает свои мысли на черновик, так и вы попробуйте провести разные линии на листе, и подумайте, что ими можно нарисовать.

        

V.         Практическая работа.

- Теперь перевернём лист на лицевую сторону и начнём наше путешествие. Вспомните и нарисуйте, где вы были летом. Можно нарисовать, как вы отдыхали с друзьями в деревне или на даче, ходили на рыбалку или в лес за грибами. Тем, кто не может вспомнить ничего интересного из летнего отдыха, я предлагаю пофантазировать. А помогут нам в этом  разные ЛИНИИ, которые можно провести простым карандашом, фломастером или гелевой ручкой. Линия – рассказчица, она бежит из-под карандаша и рассказывает обо всём, что ты хочешь. Только помните о том, что ваш рассказ будет интереснее и выразительнее, если вы будете путешествовать с  различными  линиями (прямыми и кривыми, короткими и длинными, острыми и плавными)

Учитель вывешивает репродукции художников на доску, включает музыку Нино Рота.

Дети рисуют. Учитель работает индивидуально с детьми.

        VI.         Эстетическая оценка работ

Выставка детских  работ.

- Какими средствами удалось авторам рассказать о своём путешествии? (разнообразными линиями)  

- Какие интересные у вас получились путешествия, не похожие друг на друга. А помогла вам, ребята, линия – рассказчица.

 Показ работ, выполненных детьми в предыдущие годы. (слайд № 8, 9)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Изображать можно линией. Линия-рассказчица» Урок изобразительного искусства в 1 классе Автор: Онуфриенко Елена Игоревна Учитель изобразительного искусства ГБОУ Школа № 996 г . Москва

Слайд 2

Художники каменного века

Слайд 3

Рисунки древних художников

Слайд 4

Точки и линии

Слайд 5

Художник Иван Шишкин

Слайд 6

Художник Татьяна Маврина

Слайд 7

Художник Николай Пономарёв

Слайд 8

Работы юных художников

Слайд 9

Работы юных художников

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства тема "Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя»"

методическая разработка урока  "Изображать можно линией.Рисование на тему "Рассказ про себя"....

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс тема «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева». УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по изобразительному искусствупо теме «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».  Цели деятельности учителя: создание условий для ознаком...

Конспект урока по изобразительному искусству "Линия как средство выражения: характер линий. Изображение веток" 2 класс

      Цели деятельности учителя: представление о линии как о важнейшем средстве выражения чувств и настроений в рисунке.       Планируемые результаты  ...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев" (2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с ритмом линий как средством выражения чувств и настроения на рисунке.Планируемые результаты:Предметные: - знать, что такое ритм;- уметь воспринимать п...

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс на тему: «Изображать можно линией»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«Изображать можно линией»Цели урока: учить изображать пейзаж с помощью линии.Задачи урока:учить использовать разнообразные возможности ...

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....

Технологическая карта урока Изобразительного искусства «Графика. Изображать можно линией» (1 класс, Неменский)

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: ознакомление обучающихся с новым видом изобразительного искусства, с графикой, с различными приемами работы карандашом.Задачи урокаДида...