Конспект урока по ИЗО 3 класс Тема "Картины исторические и бытовые"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Щукина Анастасия Михайловна

Конспект урока по ИЗО 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo.docx475.29 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Актуальность

Данная тема является актуальной, потому что учит детей чувствовать гордость за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать особую роль культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Тема: «Картины исторические и бытовые».

Класс: 3.

Предмет: изобразительное искусство

Цель:

  • познакомить с жанрами исторических и бытовых картин.

Задачи:

  • Научить различать жанры исторических и бытовых картин;
  • Показать принципы создания картин этих жанров;
  • Закрепить понятие о жанрах изобразительного искусства;
  • Провести защиту самостоятельных творческих работ;
  • Воспитывать любовь к истории России.

Циклограмма урока:

критериев (параметров оценки) качества урока:

А - реализация целей и задач урока;

Б - научность содержания урока;

В - доступность изложения учебгого материала урока;

Г - использование средств наглядности;

Д - направленность на развитие мышления учащихся;

Е - актуальность опорных знаний (использование ранее  пройденого материала для формирования новых знаний и умений);

Ж - использование разных форм самостоятельной работы учащихся;

З - использование индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся;

И - выделение этапа закрепления новых знаний, умений и навыков;

К - качество оценки знаний, умений и навыков,  объективность оценок, их комментирование;

Л - эмоциональный настрой, атмосфера урока;

М - реализация межпредметных связей;

Н - педагогический такт учителя;

О - поведение учащихся на уроке (дисциплина);

П - распределение времени между этапами урока, его рациональное использоваие;

 Р - воспитывающий эффект урока;

С - реализация принципа связи обучения с жизнью;

Т - многообразие методов, форм и средств обучения.

Состояние критериев:

1б – урок не соответствует требованиям

2б – урок частично соответствует требованиям

3б – требования к уроку соблюдены.

4б – требования к уроку соблюдены, наблюдается творческий подход учителя

Состояния критерия

4 балла

+

+

+

+

+

+

3балла

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2балла

+

1балл

Параметры урока

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

 Урок можно оценить на  59 баллов.

Методы: словесные, наглядные, практические

Ресурсы:

 мультимедийный проект, компьютер, интерактивная доска, колонки,  презентация, видеофрагменты, аудио отрывки описания картин, учебники, альбомы, карандаши, краска, кисти, плакат «Мои успехи».

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • умение применять информацию полученную ранее.
  • выполнение  логических операций сравнения, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий.
  • выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
  •  умение делать выводы.

Регулятивные:

  • формирование умения высказывать свое предположение
  • формулировать вопросы по теме
  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную

  • осуществление познавательной и личностной рефлексии
  • умение привести в порядок свои принадлежности.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других
  • умение строить свои высказывания
  • высказывать свою точку зрения
  • умение оформлять свои мысли в устной форме
  • умение работать самостоятельно, не мешать другим ученикам.
  • умение выслушивать и принимать мнение и ответы других учеников

Личностные:

  • самоопределение внутренней позиции
  • формирование интереса к учению
  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и своей работы

Ожидаемые результаты:

Школьники научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и деталях, закрепят понятия о жанрах изобразительного искусства.

  1. Место и роль темы в курсе (предмета): тема находится в системе уроков по изобразительному искусству. Данная тема играет важную роль в системе обучения, т. к. учит детей определять жанры картин.
  2. Дидактический анализ и содержание материала:

Урок проводит учитель начальных классов, класс 3 общеобразовательный. Тема урока изучается в системе уроков по данной теме. Цели и задачи урока взаимосвязаны, решаются комплексно. Содержание обучения прошло оптимальный отбор и соответствует поставленной цели. Методы и средства соответствуют цели и содержанию урока. Тип урока соответствует цели и содержанию урока. Данный урок является комбинированным. Материал посилен возрасту учащихся.

1.3 Технологическая карта по теме

Ход урока

Этап урока

             

   Ресурсы

Деятельность учителя

Содержание материала

Деятельность учащихся

Формы организации учебной д-ти

Универсальные учебные действия

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Садитесь.

Повернитесь друг к другу и осветите соседа улыбкой, подарите ему веселое настроение. Надеюсь на нашем уроке не будет грустных учеников.

Личностные:

- самоопределение внутренней позиции

II Повторение пройденного материала

Мультимедийное оборудование: презентация, репродукции картин

Крошка Енот предлагает вам вспомнить пройденный материал.

Посмотрите на Слайд 1

Вспомните жанры изобразительного искусства?

Определите жанр картин?

Портрет, автопортрет, пейзаж, натюрморт

Фронтальная

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других

III Беседа по теме урока

Мультимедийное оборудование: презентация, видеофрагмент, репродукции картин, медиафрагмент, учебник,

Посмотрите  на картину Слайд 2, узнали ли вы кто это?

А что вы знаете о Суворове?

Крошка Енот предлагает посмотреть видеофрагмент о Александре Суворове.

Что вы узнали о Суворове?

А вот картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

Суворов

Полководец,  генералиссимус. Участвовал в семилетней войне, в подавлении восстания Пугачева, осуществлял переход через Альпы

Фронтальная

Индивидуальная

По каким признакам, изображенным на картине, мы видим, что перед нами – эпизод военного сражения?

Это событие было в истории?

Если событие было в истории, то как называется жанр такой картины?

Как может звучать тема урока?

Мы узнали только первую часть темы, но скоро Крошка Енот нас познакомит со второй половиной темы.

А сейчас послушаем описание картины.

Можно ли сказать, что в этой картине увидели другие жанры и в каких фрагментах они присутствуют?

Каких вы знаете исторических личностей?

Посмотрите на Слайд 4 Узнаете эту историческую личность?

Картину написал Серов, называется «Петр I»

Что вы знаете о Петре1?

Послушаем как Александр Сергеевич Пушкин описал Петра 1 в поэме «Полтава»

Солдаты в военной форме, Суворов ведет своих солдат в бой.

Да

Исторический

Исторические картины

Портрет – Суворова, солдат

Пейзаж - горы

Это Петр I

Русский император, основатель Санкт-Петербурга, прорубил «окно в Европу», сам учился строить корабли

Познавательные:

- умение применять информацию полученную ранее.

Коммуникативные:

- умение строить свои высказывания

Личностные:

- формирование интереса к учению

Обратимся вновь к картине, давайте послушаем описание картины.

Перечислите, какие жанры вы увидели?

Как называется картины, где изображено историческое событие или историческое лицо?

Крошка Енот предлагает прочитать на странице 131 учебника название еще одного жанра картины.

Как звучит полная тема урока?

Что такое быт?

Что изображено на картине бытового жанра?

Одной из самых известных картин из жанра бытовых является картина художника Ф. Решетникова «Опять двойка». Посмотрите на  Слайд 5.

Какая сцена запечатлена на картине?

 Сколько героев?

Кто главный герой?

Как мы узнаем, что именно мальчик получил двойку?

Есть ли кто радуется за героя искренне?

Портрет, пейзаж.

историческая

Исторические и бытовые картины

Все что окружает человека, повседневные вещи

Мальчик пришел со школы, его встречает мама, сестра, собака, младший брат

Мальчик – школьник.

Девочка явно отличница, а брат - дошкольник

Да, собака

Познавательные:

- умение делать выводы.

Регулятивные:

- формирование умения высказывать свое предположение

Послушайте как Крошка Енот описывает картину.

Какие бытовые детали вы видите на картине?

Как можно отличить картину историческую от бытовой?

Какие образы нередко изображаются на картине исторической? Бытовой?

Сейчас мы вместе с Крошкой Енотом проведем физминутку

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Мама сидит возле стола, действие происходит в комнате.

Исторические события или личности

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других

IV Знакомство с заданием для самостоятельной работы

Учебник,

Мы отдохнули и снова готовы к работе.

Вы можете выбрать сами, картину какого жанра вы сегодня нарисуете. Подумайте, что вам ближе и что вы сможете передать рисунком: какой-то исторический момент или фрагмент вашей жизни. Прочитайте задание на странице 131 учебника, там

приведены темы для выбора рисунка жанровой тематики.

Чтение учебника

Индивидуальная

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

- выполнение  логических операций сравнения, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий.

V Выполнение работ

Медиаресурс

А сейчас я предлагаю приступить к выполнению задания. С темой определились, приступаем к работе.

Вначале рисуем простым карандашом, сильно не нажимаем, жирные линии не делаем, так чтобы их можно было легко стереть ластиком. Сначала делаем наброски рисунка.

Когда рисунок будет готов, можно приступить к раскрашиваю.

Раскрашивать будем красками, на кисть много краски не берем, не забываем промывать кисть после использования одного цвета, чтобы наши цвета на рисунке не смешивались.

Пока вы будете рисовать для вас будет играть музыка, а мы с Крошкой Енотом будем вам помогать, если потребуется какая-то помощь.

Выполнение работ

Индивидуальная

Коммуникативные:

- умение работать самостоятельно, не мешать другим ученикам.

VI Защита творческих проектов.

Посмотрите какие красивые исторические и бытовые рисунки у вас получились.

А теперь каждый расскажет о своей работе.

Рассказ о своем рисунки

Фронтальная

Коммуникативные:

- умение выслушивать и принимать мнение и ответы других учеников.

VII Рефлексия

Плакат настроения

С картинами каких жанров вы сегодня познакомились?

Чем отличается картина исторического жанра?

Какие картины исторического жанра вы сегодня рассматривали?

Какие жанры могут встречаться в исторической картине?

Чем отличается картина бытового жанра?

Мы снова работаем с плакатом «Мои успехи»

Приклеиваем солнышко, если всё получилось, всё понравилось, никаких затруднений не было, урок был интересный, узнал что-то новое;

Солнышко с тучкой – справился с заданием, но появились затруднения при выполнении, урок понравился;

Тучка – если ничего не получилось, урок не понравился.

Посмотрите какой красивый плакат у нас получился.

Исторические, бытовые.

Изображены исторические личности, события

Серов «Петр I»

Суриков «Переход Суворова через Альпы»

Портрет, пейзаж

Повседневные события, которые окружают человека

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные:

- умение делать выводы.

Регулятивные:

- осуществление познавательной и личностной рефлексии

VIII Уборка рабочего места

Сложите краски, кисти, рисунки поместим в нашу небольшую картинную галерею.

Давайте поблагодарим Крошку Енота за интересный урок.

Повернемся к соседу по парте поблагодарим друг друга, улыбнемся.

Спасибо за урок, за вашу активность, внимательность. У вас получились отличные, красочные, интересные рисунки.

Уборка своего места

Индивидуальная

Регулятивные:

- умение привести в порядок свои принадлежности.

Самоанализ урока.

Тема урока: Картины исторические и бытовые.

Цель:

  • познакомить с жанрами исторических и бытовых картин.

Задачи:

  • Научить различать жанры исторических и бытовых картин;
  • Показать принципы создания картин этих жанров;
  • Закрепить понятие о жанрах изобразительного искусства;
  • Провести защиту самостоятельных творческих работ;
  • Воспитывать любовь к истории России.

Тип урока: комбинированный. Комбинированный урок широко распространен в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями младших школьников. Поэтому для достижения поставленной цели я выбрала именно этот тип урока. В процессе обучения формируются следующие УУД:

Познавательные:

  • умение применять информацию полученную ранее.
  • выполнение  логических операций сравнения, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий.
  • выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
  •  умение делать выводы.

Регулятивные:

  • формирование умения высказывать свое предположение
  • формулировать вопросы по теме
  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную
  • осуществление познавательной и личностной рефлексии
  • умение привести в порядок свои принадлежности.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других
  • умение строить свои высказывания
  • высказывать свою точку зрения
  • умение оформлять свои мысли в устной форме
  • умение работать самостоятельно, не мешать другим ученикам.
  • умение выслушивать и принимать мнение и ответы других учеников

Личностные:

  • самоопределение внутренней позиции
  • формирование интереса к учению
  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и своей работы

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

Цель: самоорганизация к деятельности.

  1.  Повторение пройденного материала

Цель: закрепление и систематизация пройденного материала.

  1. Беседа по теме урока

Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала

  1. Знакомство с заданием для самостоятельной работы

Цель: На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения

  1. Выполнение работ

Цель: выработать соответствующие навыки и умения.

  1. Защита творческих проектов

Цель: дать анализ свое работе

  1. Рефлексия

Цель: дать анализ успешности проведенного урока, подвести итог урока.

VIII Уборка рабочих мест

Цель: привести в порядок рабочие места

 Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. Данный урок представлен в системе и изучается в разделе «Художник и музей». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Для создания мотивации, побуждающих учащихся к вступлению к деятельности. Я составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различными видами деятельности.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановки вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их интерес на уроке.

Учебная информация была привлекательна для детей, за счет продуманного содержания заданий и подачи материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем работы выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей.

Урок прошел в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованны. Мне удалось вызвать у детей интерес к изученному материалу. Использование ИКТ мне в эстом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что задачи и цели урока были достигнуты, т. к. все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные, все разные, т. к. каждый ребенок творчески подошел к своей работе

Приложение

Крошка Енот

D:\Флешка с телефона\Картинки\рисунки\kroshka-enot.jpg

Слайд 1 (Пейзаж, портрет, натюрморт, автопортрет)

C:\Users\Ан\Desktop\Kramskoy_80-1888.jpgC:\Users\Ан\Desktop\загруженное.jpg
C:\Users\Ан\Desktop\i_005.jpgC:\Users\Ан\Desktop\загруженное (1).jpg

Слайд 2 (Портрет А. В. Суворова)

C:\Users\Ан\Desktop\загруженное (2).jpg

Слайд 3 (Суриков «Переход Суворова через Альпы»).

C:\Users\Ан\Desktop\709149.jpg

Слайд 4 (Серов «Пётр I»).

C:\Users\Ан\Desktop\images (2).jpg

Слайд 5 (Ф. Решетников «Опять двойка»).

C:\Users\Ан\Desktop\e3ec43526dd34e8dfd2cfe630e3dea0c.jpg

Плакат «Мои успехи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков по математике с использованием исторического материала

Использование исторического материала как средство повышения познавательного интереса младших школьников в процессе изучения величин1.1 Понятие «познавательный интерес» и его сущность1.2.Проблема повы...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Презентация к уроку ИЗО 3 класс "Картины исторические и бытовые"

Перезнтация предназначена учащимся 3 класса. УМК Б.М. Неменский...

Конспект урока по изобразительному искусству . Тема: «Исторические картины»

Цели деятельности учителя: Ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин.Планируемые результатыПредметные:- воспринимать жанр исторической картины;- ...