Главные вкладки

    "Упражнения для развития творческих способностей"
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

    Кудрявцева Татьяна Анатольевна

    группа упражнений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uprazhneniya_microsoft_word.docx26.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАЖНЕНИЕ «СТОП-КАДР»

    Цель: развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

    Материалы: список слов.

    Время: 10 минут

    Процедура: Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

    Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

    УПРАЖНЕНИЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ»

    Цель: развитие творческого интеллекта.

    Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

    Время: 10–15 минут

    Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

    УПРАЖНЕНИЕ «АРКА»

    Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

    Материалы: ножницы, бумага.

    Время: 10 минут

    Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

    УПРАЖНЕНИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ»

    Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

    Время: 7–15 минут

    Материалы: бумага, ручки.

    Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

    1. .

    ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

    Описание упражнения

    Участники располагаются около одной из стен аудитории и получают задание – всем добраться до противоположной стены таким образом, чтобы не касаться пола ступнями ног (например, двигаясь ползком или перемещаясь по стульям). Каждый способ перемещения можно использовать лишь один раз на группу. Однако те, кто уже преодолел это пространство, могут возвращаться назад и помогать переправиться оставшимся участникам. Сами они уже имеют право перемещаться нормальным образом,

    но те участники, которым они помогают, по-прежнему не должны касаться ступнями пола (но их можно, например, перенести различными способами или «перевести» на руках, держа на весу их ноги). Способы перемещения, опять же, не должны повторяться.

    При количестве участников менее 13 — 14 человек упражнение выполняется сразу всей группой, при большем их количестве целесообразно разделить участников на 2 — 3 подгруппы и организовать между ними соревнование на скорость (оптимальный размер команды 8 — 10 человек; по возможности, юноши и девушки должны быть равномерно распределены между командами).

    Смысл упражнения

    Создание условий для выдвижения и воплощения идей о способах действия в нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка.

    ЧТО, ОТКУДА, КАК

    Описание упражнения

    Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

    1. Что это?

    2. Откуда это взялось?

    3. Как это можно использовать?

    При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов. Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения – брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее

    ясно), а обломки чего-либо – такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.

    Смысл упражнения

    Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

    ОРИГИНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

    Описание упражнения

    Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например, таких:

    — Бумажных листов или старых газет.

    — Спортивных обручей, гантелей и т. п.

    — Кирпичей.

    — Автомобильных покрышек.

    — Бутылочных пробок.

    — Порванных колготок.

    — Перегоревших лампочек.

    — Пластиковых бутылок.

    — Алюминиевых банок из-под напитков.

    Работа выполняется в командах по 4 — 5 человек, время — 10 минут. Наиболее наглядно упражнение проходит, когда есть возможность дать участникам те предметы, о которых идет речь, и попросить не только назвать, но и показать предлагаемые способы их использования. Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета. Называние оценивается в 1 балл, демонстрация — в 2 (если предмет не предоставлен участникам и, как следствие, демонстрация невозможна, то любая принципиально реализуемая идея оценивается в 1 балл). Следующая - подгруппа представляет другой способ, и так продолжается до тех пор, пока идеи не исчерпаются. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.

    Смысл упражнения

    Упражнение дает наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость), позволяет тренировать эти качества, уходить от шаблонности в восприятии окружающих предметов и их привычных функций. Кроме того, оно позволяет акцентировать внимание участников на распределении ролей в группе при решении креативных задач (генераторы идей — исполнители, лидеры — ведомые).

    ГУЛЛИВЕР

    Описание упражнения

    Представьте себя на месте Гулливера, который попадает в страну лилипутов (там его рост примерно с трехэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвинете как можно больше идей о том, какие предметы Вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве инвентаря для различных видов спорта (гимнастики, легкой атлетики, фехтования, игры в городки, тяжелой атлетики, лыжного спорта и т. п.)?

    Упражнение выполняется индивидуально, время работы 10 — 12 минут. Потом участники озвучивают свои варианты, а ведущий записывает их.

    Смысл упражнения

    Упражнение основано на приеме гиперболизации (представление знакомых объектов в утрированно уменьшенном или увеличенном виде), что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.

    СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

    Описание упражнения

    Участникам предлагается придумать как можно больше способов действия, позволяющих разрешить какую-либо нетривиальную ситуацию, например из числа этих:

    _ Красиво и оригинально упаковать подарок, имея только газетную бумагу и скотч.

    _ Открыть консервную банку, не имея консервного ножа (более сложный вариант: пользуясь только теми предметами, которые имеются в аудитории).

    _ Перевезти пассажирку на велосипеде, не оборудованном специальными приспособлениями для этого.

    _ Налить бензин из бочки с узкой горловиной, не наклоняя ее и не проделывая в ней отверстие.

    _ Достать с лестницы до лампочки, до которой не дотянуться 20 см.

    _ Заделать дырку в лодке с использованием подручных средств (размер дырки 2х2 см, специальных склеивающих материалов под рукой нет).

    Более динамично упражнение проходит, когда выполняется в подгруппах по 3 — 4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа. Что касается выбора ситуаций, которые станут предметом работы – упражнение получается интереснее, если сначала ведущий озвучивает 5 — 6 различных вариантов, а потом участники сами выбирают из них 2 — 3, с которыми хотели бы работать.

    Смысл упражнения

    Тренировка основных качеств творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) в ситуациях поиска выхода из необычных ситуаций.

    Описание упражнения

    Наверное, вы видели санки — ватрушку. Это надувная камера от колеса грузовой машины, на которую надет прочный чехол и приделаны ручки. Человек садится на эту камеру, хватается за ручки и съезжает со снежных горок. Представьте себе, что вы залезли с такой ватрушкой на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг, уже, будучи наверху, увидели, что горка слишком крутая и покрытая кочками. Ехать с нее страшновато, можно упасть и больно ушибиться. Как вы думаете, какое решение вы примете – все-таки поехать, несмотря на боязнь, или отказаться?

    Дальнейшие инструкции различаются:

    1. Для тех, кто откажется:

    «Что ж, вы благоразумны. А теперь придумайте, пожалуйста, как можно больше способов скатить эту ватрушку другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не улетела со склона в сторону».

    2. Для тех, кто поедет: «Молодцы, вы смелые люди! Тем не менее, горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется. Придумайте, как можно больше способов съехать с горки на этой ватрушке таким образом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».

    Смысл упражнения

    Помимо моделирования ситуации для генерирования идей, упражнение позволяет выйти на обсуждение проблемы отношения к риску: готовы ли участники оказываться в ситуациях неопределенности, потенциально чреватых неприятными последствиями, с чем связана эта их готовность или неготовность.

    Вот некоторые варианты спуска:

    _ Сесть лицом вперед, тормозить пятками ног.

    _ Лечь животом на «ватрушку», тормозить ладонями и

    ступнями.

    _ Дать «ватрушке» ехать своим путем, но максимально сгруппироваться, чтобы избежать травмы в случае опрокидывания.

    _ Для усиления сцепления со снегом увеличить вес: позвать снизу друга и сесть на «ватрушку» вдвоем.

    _ Сделать из куртки или шарфа «руль», привязав их к ручкам.

    _ Встать на «ватрушку» на колени, ступни ног опустить сзади на снег и пользоваться ими в качестве руля и тормоза.

    _ Снять куртку и засунуть ее под «ватрушку» — скольжение станет хуже, скорость уменьшится.

    _ Частично сдуть камеру, тогда скольжение станет хуже.

    _ Перевернуть «ватрушку»: тогда она будет скользить не так хорошо и, соответственно, скорость спуска станет меньше.

    _ Поехать на «пятой точке», положив на «ватрушку» только голову.

    ЗЕМЛЯ КРУГЛАЯ

    Описание упражнения

    Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля – это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают «круглая!», и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе «круглость» Земли. Упражнение выполняется в подгруппах по 3 — 5 человек, время работы 6 — 8 минут.

    Смысл упражнения

    Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.

    Обсуждение

    СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ

    Описание упражнения

    Участникам, объединенным в подгруппы по 3 — 4 человека, предлагается составить 2 списка:

    1. То, что возможно сделать со спортивным костюмом.

    2. То, чего со спортивным костюмом сделать невозможно.

    На эту работу отводится 5 — 7 минут, потом списки озвучиваются. После этого предлагается придумать способы, посредством которых можно превратить пункты из списка 2 («невозможно ») в пункты из списка 1 («возможно»). На эту работу отводится еще 6 — 8 минут.

    Смысл упражнения

    Стимулирование участников к генерированию идей, на первый взгляд выходящих за пределы здравого смысла. Демонстрация относительности понятий «возможно» и «невозможно », их зависимости от ряда условий и допущений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.

    Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...

    Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

    Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

    Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

    Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

    исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

    Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

    Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

    В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...