Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, ручное творчество" для обучающихся 2 класса с ОВЗ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество» составлена основании следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.12. №273
  2. Базисный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( II вариант)
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
  4. Программно - методических материалах под ред. И.М. Бгажноковой. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитарный, изд. центр ВЛАДОС, 2007.   и  в соответствии с учебным планом ОУ.
  5. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

Пояснительная записка.

Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей с выраженной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью вовлечения таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 8 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.

Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.

Задачами обучения изобразительной деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

  • формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;
  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
  • обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
  • развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
  • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
  • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.

Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видом деятельности, например лепку и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование и конструирование; аппликация, конструирование и игру и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.

Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.

Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию.

2 «Б» класс

(70часов    2ч в неделю)

Аппликация:

Учить:

 Выбирать среди различных работ аппликационные, показывать и называть, что необходимо для выполнения аппликации;

Выкладывать прямые ряды: из одноцветных деталей; из деталей двух цветов параллельными рядами; «чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный – два синих и т. д.).

   Выкладывать по показу и по образцу геометрические фигуры различных размеров и цветов.

   Выкладывать узоры по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей.

 Выполнять аппликацию путем накладывания на трафареты, составлять изображение путем наклеивания готовых форм.

Лепка:

Продолжать знакомить с основными правилами работы с пластилином, глиной (лепить на дощечке, не вытирать руки об, одежду, мыть руки после лепки);

Продолжать учить обследовать предмет перед рисованием, лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

Продолжать учить приемам работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать).

   Рисование:

Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

Закреплять представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойствах.

Продолжать учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.

Учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; создавать сочетания прямых и наклонных линий; учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы; учить рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;

Продолжать знакомить в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, белым и черным.

Формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина.

Учить ориентироваться на поверхности листа (низ, середина, верх).

Формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий).

Продолжать учить раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно; учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

Закреплять умение проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие.

Учить приемам декоративного рисования, закрепляя в процессе выполнения работы названия простых геометрических форм: круг, квадрат; цветов, используя в процессе декоративного рисования яркие, колоритные, сочные цвета;

Предполагаемые  результаты обучения  (для учителя).

  • Правильно сидеть за партой;
  • Обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;
  • Проводить от руки горизонтальные, вертикальные, наклонные линии карандашом, кистью;
  • Различать и называть основные цвета;
  • Узнавать, называть геометрические формы;
  • Использовать приемы лепки.
  • Выкладывать узоры по показу и по образцу самостоятельно или с помощью учителя