Программа кружка рисования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

Программа кружка рисования для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа кружка рисования120 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки РБ

МОУ «Сосново-Озёрская общеобразовательная  средняя школа №2»

Программа

дополнительного образования

Кружок юных художников

Выполнила: Черноярова Н.С.

Руководитель кружка «Радуга»

СОСОШ № 2

2008 г.

Программа кружка юных художников «Радуга»

 

Пояснительная  записка

Эстетическое образование – это получение знаний об эстетических закономерностях в окружающем мире. Занятия изобразительным искусством – важное звено в системе эстетического и художественного воспитания детей. Они формируют эстетическое отношение ребят к предметам и явлениям действительности, воспитывают интерес к искусству, развивают художественно – творческие способности детей.

Чтобы воспитать  человека с высоким уровнем эстетической культуры необходимо создать условия для индивидуального развития школьников, включив их в личностно  значимую деятельность, главным направлением которой станет творческая работа. В ходе ее учащиеся приобщаются к пониманию эстетических законов мира, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области эстетики, истории и других наук, способствующих решению эстетических задач, развиваются творческие способности учащихся, происходит творческая самореализация детей.

Данный курс предназначен для детей 9-11 лет, он является помощником в освоении художественной грамоты. Во время изучения данной программы дети узнают, что такое живопись, рисунок, печать, как выполняется коллаж и другие интересные техники.

Знакомство с жанрами изобразительного искусства – натюрмортом, пейзажем, портретом - заметно расширит кругозор начинающего художника. Задания подобраны с учётом возраста детей и будут доступны каждому, кто любит творчество. Очень важным в работе является и то, что занятия построены в определённой последовательности.

Сначала ребята знакомятся с техникой узора, где учатся работать с линией, простейшими геометрическими фигурами и цветом. Такие  задания помогают подготовить руку к более сложным упражнениям.

Затем предлагается нарисовать целый образ и при этом использовать опыт, полученный на прошлом занятии. Аналогично происходит знакомство с натюрмортом и пейзажем.

Элементы бурятского и русского народного декоративно-прикладного искусства  направлены на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, бережного отношения к памятникам старины. В детских декоративных работах находят отражение радость эстетического познания родной природы, гордость за мастерство и труд народных умельцев.

В программе значительное место уделяется обучению умению рисовать фигуры животных и человека. Для этого используются различные техники, такие как: вырезание из папиросной бумаги, рисование пастельными и восковыми мелками, акварель, аппликации из природного и подручного материала, штриховка карандашом.

В данном курсе также предусмотрены занятия, на  которых дети научатся рисовать мультипликационные образы и шаржи. Ребята почувствуют себя настоящими волшебниками, оживляя придуманных персонажей.

Чтобы избежать монотонности и однообразия в изучении учебного материала, мы равномерно распределили его в течение всего учебного времени.

 

Цели  и задачи программы:

Цель: Формирование художественной культуры; воспитание и выявление одарённых детей, создание комфортных условий для их творческой самореализации.

 Задачи:

  • научить общим способам создания изображения в разных жанрах изоискусства;
  • сообщить сведения  о народных  художественных ремёслах,  воспитывать уважение к традициям народного  декоративно-прикладного искусства;
  •  научить навыкам использования  различных художественных техник и материалов;
  • развивать художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие мира; 
  • развивать   сенсорные способности ( чувства ритма, линии, формы,  пространства, фактуры, цвета);
  • формирование   и развитие эстетической  культуры, эстетического  кругозора  и  вкуса, творческого отношения  к природе;
  • воспитание  таких  личностных качеств, как: добросовестность, старательность, настойчивость,  самостоятельность, наблюдательность, изобретательность, аккуратность.
  • уметь выполнять штриховку  карандашом, пастельными и восковыми мелками, работать с акварельными красками.

Данная программа рассчитана на 68 занятий,  по  2 занятия в неделю.

Тематика  занятий.

Тема занятия

Раздел

программы

Кол-во часов

Первая четверть

1

Мастерская художника. Смешивание цветов.

1

1

2

Узорные прописи

1

1

3

Создание отдельного образа. Рыбка.

1

1

4

Декоративное рисование. Городецкая роспись.

2

1

5

Узоры в полосе.

2

1

6

Узоры в квадрате.

2

1

7

Жанры изоискусства. Натюрморт. Цветы.

3

1

8

Изображение овощей и фруктов.

3

1

9

Аппликации из природного и подручного материала (крупа,  перья, листья и т.п.)

3

1

10

Тема и техника пейзажа.

4

1

11

Пишем небо. Осеннее небо и листопад

4

1

12

Приёмы изображения воды.

4

1

13

Способы создания фона.

4

1

14

Пейзаж  в технике «выдувание».

4,8

1

15

Портрет. Рисуем голову.

5

1

16

Фигура человека. Одежда.

5

1

Вторая четверть

1

Расписываем матрёшку.

2

1

2

Папье- маше.

8

1

3

Роспись  изделия  в технике «хохлома».

2

1

4

Лицо – основа портрета. Тень.

5

1

5

Выражения лиц.

5

1

6

Забавные фигурки

5

1

7

Искусство Жостова. Роспись  подноса или аппликация.

2

1

8

Дымковские игрушки.

2

1

9

Натюрморт с графином (карандаш и акварель)

3

2

10

Геометрический натюрморт (карандаш)

3

1

11

Пейзаж. Перспектива. Линия горизонта и масштаб.

4

1

12

Искажённая перспектива.

4

1

13

Импрессионизм. Зимний пейзаж  в технике «пуантивизм»

4

1

Третья четверть

1

Бурятские орнаменты

2

1

2

Бурятский национальный костюм.

2

1

3

Русский национальный костюм.

2

1

4

Жилище человека. Бурятская юрта.

7

1

5

Русская изба (аппликация).

7

1

6

Печать на ткани, на бумаге. Литография.

8

2

7

Причудливый мир животных. Мех  и кожа.

6

1

8

Среда обитания. Обитатели водной стихии.

6

1

9

Узорчатое оперение филина.

6

1

10

Птицы в полёте.

6

1

11

Куполообразные здания

7

1

12

Строение храма.

7

1

13

Дикие лошади.

6

1

14

Белые медведи.

6

1

15

Кенгуру в движении.

6

1

16

Кляксография.

8

1

17

Характеры животных и человека Эмоции. Язык телодвижений..

5,6

1

18

Рисунок с натуры.

5

1

19

Ниткография.

6

1

Четвёртая четверть

1

Гжель. Роспись изделия.

2

1

2

Искусство Палеха.

2

1

3

Филимоновская  игрушка.

2

1

4

Гравюра.

8

1

5

Гравюра на металле (чеканка).

8

1

6

Рисуем фантастический пейзаж. Космос.

4

1

7

Как раскрасить попугая.

6

1

8

Тигр на охоте.

6

1

9

Стилизованные лица. Профили

5

1

10

Карикатуры В стране кривых зеркал. Шаржи.

5

1

11

Городской пейзаж. Фактурные  дома

4

1

12

Отражение

4

1

13

Импрессионизм. Весенний пейзаж.

4

1

14

Весенний натюрморт.

3

1

15

Аппликации из ткани. Композиции из цветов

3

1

16

Мультипликационные образы животных и человека.Секреты мультипликации.

5,6

1

17

Рисунок с натуры.

5

1

18

Итоговая выставка работ.

1

Итого:

68 ч.

Содержание программы.

Раздел 1. Мастерская художника.

Инструменты и материалы художника.  Основные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешивание цветов. Оттенки.   Сначала ребята знакомятся с техникой узора, где учатся работать с линией, простейшими геометрическими фигурами и цветом. Такие  задания помогают подготовить руку к более сложным упражнениям. Затем предлагается нарисовать целый образ и при этом использовать опыт, полученный на прошлом занятии.

           На занятиях ребята учатся наблюдать форму, пропорции, взаимосвязь частей цвет предметов. У ребят  формируется умение свободно без напряжения проводить линии в разных направлениях,  дети усваивают различные приёмы работы с акварельными красками, получают сведения о композиции, учатся передавать в рисунках цвета и оттенки.

Раздел 2. Декоративное рисование.

 На занятиях декоративного рисования используем способ переработки реальных форм в декоративные, работаем над составлением композиции узора. Дети научатся свободно и ритмично располагать элементы узора в полосе, квадрате, круге.

Городецкая роспись. Жостовские подносы. Дымковские игрушки. Гжель. Искусство Палеха. Филимоновская  игрушка. Бурятские орнаменты. Национальные костюмы.

Раздел 3. Натюрморт.

Натюрморт изображает неодушевлённые предметы, вещи, окружающие человека, предметы быта, цветы, плоды. Виды натюрмортов. Составление  цветочной композиции аппликация  из  природных материалов. Создание натюрморта из плодов. Геометрический натюрморт, выполненный  карандашом.          

Раздел 4. Пейзаж.

 С французского языка  «пейзаж» переводится как «вид сельской местности». Пейзаж – изображение природы. Также может быть индустриальный, морской (марина), фантастический пейзаж. Способы изображения деревьев  акварелью, пастельными мелками, с помощью губки, вливания цвета, печати. Ознакомление с понятиями: перспектива, линия горизонта, точка схода, масштаб.

Раздел 5. Портрет. Изображение человека.

 Портрет - изображение человека или нескольких человек. В портрете художник должен показать характер человека, а через его образ донести до зрителя  эпоху, общество. Рисуем голову, лицо, фигуру человека. Пропорции тела человека.  Мультипликационные образы человека. Характер, эмоции, движение.

Раздел 6. Изображение животных.

 Изучаем скелет животного. Схема  строения тела животного. Способы изображения меха, кожи и перьев с помощью масляной пастели, восковых мелков, гуаши, акварели. Движение.

Раздел 7. Здания.

Изучаем строение  и декор русской избы, бурятской юрты, православного и восточного храмов. Создаем акварельное изображение или  силуэтную аппликацию.

Раздел 8. Художественные приемы и техники.

Знакомство с техниками и изобразительными приёмами: «вливание цвета», «набрызг», «выдувание», «коллаж», «литография», «ниткография», «кляксография», «пуантивизм», «гравюра», «папье-маше».

Ожидаемый результат:

 Дети  должны научиться видеть необычное в обычном предмете, делать любой предмет быта или природный материал объектом любования и удивления. Данный курс направлен на развитие у детей наблюдательности, изобретательности, чувства цвета и композиции, на воспитание аккуратности, гармонии эстетических и патриотических чувств.

Требования к уровню подготовки:

В процессе освоения данной программы дети должны знать:

  • Принципы  и способы построения  изображения в разных жанрах изоискусства;
  • Общие сведения о видах декоративно – прикладного искусства;
  • Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция).

В  формировании графических умений и  навыков обучающихся предусмотрено следующее:

  • уметь сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и рисунком учителя,
  • уметь передавать пропорции, очертания, пространственное расположение, цвет и фактуру  изображаемых предметов;
  • уметь составлять орнамент и композицию, создавать аппликации,
  • изготавливать папье-маше, гравюру,
  • владеть  художественными  техниками: рисование пастельными и восковыми мелками, работать с акварельными красками, вливание цвета, «сухая кисть», «набрызг», «выдувание», печать(клише) и др.;
  • уметь применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности.

В процессе освоения обучающего курса дети  будут  выполнять работы в разных жанрах изоискусства (пейзаж, натюрморт, портрет), а также научатся выполнять работы в новых техниках, таких как коллаж и печать, научатся изображать фигуры животных и человека, передавать их движение.

По окончании курса все работы будут представлены на выставке. 

Литература.

  1. Большой самоучитель рисования. – М.: 2007.
  2. Ионина Н.А. Сто великих картин.- М.: Вече, 2007.
  3. Искусство. Энциклопедия. – М.: Росмэн, 2007.
  4. История искусства для детей. Жанровая картина. – М.: Росмэн, 2003.
  5. Начальная  школа. Журналы.
  6. Обоймина Е.Н. 50 лучших мужских портретов.- М.: Айрис пресс, 200
  7. Русские художники от А до Я. М.: Слово,2000.
  8. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для 5 – 8 классов.- Обнинск, 2001
  9. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. М.: 1981.
  10. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2  классе. М.: 1984.
  11. Юный художник. Журналы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЕТНЯЯ ПРОГРАММА «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ»

ЛЕТНЯЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ»...

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

Внеурочная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка "Фантазия" (нетрадиционные способы рисования), 1 класс.

     Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадицион...

Программа кружка «Развивающие игры на компьютере и обучение рисованию» для начальной школы.

Программа кружка «Развивающие игры на компьютере и обучение рисованию» для начальной школы....

Программа кружка «Развивающие игры на компьютере и обучение рисованию» для начальной школы.

Программа кружка «Развивающие игры на компьютере и обучение рисованию» для начальной школы....

Программа кружка по рисованию для 2 класса "Сделаем мир краше"

Программа кружка по рисованию для 2 класса "Сделаем мир краше"...