Занятие кружка рисования "Монотипия"
методическая разработка на тему

Исламгулова Динара Габдельнасировна

Монотипия - это ... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monotipiya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко

с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Открытое занятие кружка «Юный художник»

 Нетрадиционная техника рисования «Монотипия»,

«Цветы для мамы».

Учитель начальных классов

Акулова Д.Г.

с. Перелюб

2016 год

Открытое занятие кружка «Юный художник»

Тема: Нетрадиционная техника рисования «Монотипия»,

«Цветы для мамы».

Цели урока:

        Цель обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о цвете как основном средстве художественной выразительности.  Научить использовать различные способы рисования монотипии.

        Цель развивающая : Развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.

        Цель воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к  изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Для учителя:  Кисть, гуашь, пена, картон, лист бумаги,  эпиграф к уроку на доске, презентации к уроку: «Монотипия», «Цветы», мультимедийный проектор.

Для учащихся: Акварельные краски, гуашь, листы белой бумаги, баночки для воды, кисти, пена.

Методы: объяснительно-иллюстративный; практический.

Вид изобразительного искусства: живопись

Форма организации деятельности:  индивидуальная.
Тип и вид урока: урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный этап урока.

- В школе прозвенел звонок, начинается урок. Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на нашем очередном занятии кружка «Юный художник».  Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

-Ребята,  сегодня эта комната не просто класс, а художественная мастерская,  а вы -юные художники.

  1. Введение в тему. Мотивация учебной деятельности.

Эпиграф на доске:                                         

Фантазия художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного!

Представь, насколько жизнь была б бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.  

- Ребятки, скажите мне, пожалуйста, что обычно дарят близким людям и друзьям на праздники, на день рождения?  (Ответы детей).

- Любой подарок будет очень приятен, но цветам будут рады все.

СТИХИ ДЕТЕЙ О ЦВЕТАХ. (6 учеников)

- Как вы думаете, что сегодня будем рисовать?

- А Вы задумывались, почему все женщины любят цветы? (Ответы детей)

-  А для кого вы бы хотели нарисовать свой букет?

- А на какой праздник больше всего дарят цветов? (8 марта)

- Вот и мы с вами нарисуем свой букет цветов для мамы к празднику 8 марта!

Стихотворение  «Наступает мамин праздник». (1 ученик)

Учитель.  Верно. Будем рисовать цветы, которые мы выполним в необычной  технике МОНОТИПИЯ.

- А кто мне скажет, что такое МОНОТИПИЯ?  

-Где мы можем узнать значение этого слова? (Ответы детей)

Ученик зачитывает значение слова из словаря.

Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Монотипия, как вид искусства, максимально пробуждает фантазию и образное мышление.

        Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник .

        Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале 20-го века и создавшей собственную школу. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией.        

 - Сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой рисования, которая называется «монотипия».  Известно очень много видов рисования по этой технике. Если сказать простыми словами Монотипия – это одно касание, прикосновение, надавливание… Но главное, это произведение, выполненное за один приём. Давайте посмотрим, какие рисунки можно нарисовать с помощью этой технологии. (Презентация детских рисунков)

Вот, и я вам сейчас предлагаю нарисовать красивые цветы с помощью новой технологии Монотипия.

- Перед тем, как вы приступите к работе, вы должны представить свой букет. Какой он будет? Из каких цветов он будет состоять? Должны определиться, какие цвета вы будете использовать при рисовании своего букета? Для этого, закройте глаза и представьте, что вы пришли в красивый сад, где очень много-много красивых цветов. (Включается музыка и видео) Откройте глаза и посмотрите, какие цветы растут в этом великолепном саду.  

  1. Практическая работа.
  1. Алгоритм работы.  

                - Как вы думаете, ребята, чем мы сегодня будем рисовать? (Ответы детей). Вы уже умеете рисовать кистью, карандашами и фломастерами и т.д. А сегодня я научу вас рисовать красивые цветы, используя пенку, гуашь и кисточки. Рисовать мы будем на пене.

- Перед тем как начать работать мы должны вспомнить технику безопасности. Что мы должны соблюдать при работе с красками? (Ответы детей)  

- Для того, чтобы начать творить на пене, нужно нанести немного пены на лист картона. С помощью линейки, аккуратно разровнять её на поверхности картона и получаем при этом поверхность, на которой мы будем творить.

- Давайте и вы приготовите поверхность для работы. (Учитель проходит и покрывает пеной картон, учащиеся линейкой разравнивают её по поверхности картона)

- Можете потрогать пену. Какая она на ощупь? На что похожа пена?

- Теперь мы можем приступить к рисованию. Скажите, а что нам помогает в рисовании? Конечно это наши руки и пальцы. И чтобы наши рисунки получились красивыми, нужно их как следует размять перед работой. Давайте поиграем с ними. 

2) Физминутка.

Наши алые цветки (Плавно раскрывают пальцы) распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит (Помахивают руками перед собой) лепестки колышет.

Наши алые цветки (Плотно закрывают пальцы) закрывают лепестки.

Тихо засыпают (Плавно опускают ладони на стол) головой качают.

- Отличная разминка для пальчиков получилась, ну, а теперь за работу. Прошу всех сесть поудобнее. Вы уже придумали, какой букет вы хотите нарисовать, какого цвета будут цветы, выберите цвет?

3) Практическая работа учащихся.

- Берём в руки кисточки. Какого они могут быть цвета? Нанесём гуашь в виде пятнышек. Берём цвета, какие больше нравятся.  Смотрите, на один цветок можно сразу взять два или три цвета. Бывают же пёстрые цветы?

- Теперь кисточкой или ватной палочкой начинаем рисовать свои цветы. Определитесь, какой формы они будут, сколько их у вас будет в букете.  (дети рисуют цветы)

-Взяли зелёную тушь и поставили точки под цветами — основания. Нарисуем стебли и листочки. Теперь закручиваем листья. Начинаем сверху. Делаем спираль, но в форме капли.  

- Если ваш рисунок готов берём уже   плотную бумагу, накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге.

Снимаем верхний лист с пены. Ой-ой-ой! Неужели ничего не получилось. Лист весь в цветной пене! А просто её надо счистить. Берём   линейку, аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении - и вот что у нас получилось! Теперь, можно красиво обрезать наш получившийся букет, приклеить на картон.  

  1. Выставка работ.

- Кто выполнил работу, может вывесить её на доску.

  1. Оценивание своих работ.

- Ребята, давайте оценим свои работы.

У вас на столах лежат 2 цветка – ЖЕЛТЫЙ И СИНИЙ.

 -  Если кто-то   не очень доволен своей работой, считает, что мог бы лучше,

 то поднимите СИНИЙ цветок.

-   Если вы довольны своей работой - поднимите ЖЕЛТЫЙ цветок.

  1. Итог.

Друзья, хочется сказать стихами.

В феврале, сады пусты

Ну, какие тут цветы?

Но природе вопреки,

В классе расцвели цветы.

-Ребята, Вам понравилось рисовать в такой необычной технике?

- С какой техникой мы сегодня познакомились?

- Как можно применить рисунки, созданные по новой технологии? (Ответы детей)

Ребята!  Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал:

«В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом».

Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники.  

 - На следующем уроке я познакомлю вас с другой нетрадиционной техникой, но…это будет уже другая история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».

Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Презентация к занятию кружка "Маленькие россияне" 1 занятие

Пользуясь презентацией, можно рассказать первоклассникам о России и ее символах....

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»...