Учёбно- методическое пособие по изобразительной деятельности.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Морозова Анастасия Ивановна

Один из видов деятельности с детьми с ОВЗ, начальная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozova_tehnologiya_po_izo.docx309.11 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Dom\Desktop\инклюзив\img2 (1).jpg

Учёбно- методическое пособие по изобразительной деятельности.

                 Исходя из выше сказанного, я решила заняться рисованием с использованием нетрадиционных техник. К достоинствам такой работы относится простота исполнения, яркость и доступность материалов, использование доступных для понимания и воспроизведения детьми с умеренной умственной отсталостью изобразительных средств.

В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения я выделила 3 этапа.

  • 1 этап - развитие у детей положительного, эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования. На этом этапе знакомила детей с инструментарием, необходимым для нетрадиционных техник рисования. Дети только за моими действиями, радовались выразительным рисункам.
  • 2 этап в процессе создания беспредметных изображений (заполнение листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп и т.д.), пользоваться материалами изображения ( пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листьями и т.п.)
  • 3этап - в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывала умения и навыки работы, как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования или в их сочетании.

ВЫВОД: На протяжении всех  трёх этапов стимулировала детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форму, величину), рассказывать о нарисованном. Стараясь создать на занятиях игровые ситуации (с помощью разнообразных игрушек или предметов, речи от лица того или иного персонажа и т.п.) способствует пробуждению у детей положительного отношения к объекту изображения, инициирует желание передавать его образ, пользуясь доступными изобразительными средствами. Иногда дети отказываются от работы из-за страха, что они не справятся с ней. Поэтому я стараюсь поощрить их, даже если у них получается не очень хорошо. Стараюсь помочь ребёнку довести  начатое дело до конца, но помощь оказываю только при необходимости и минимальную, чтобы у него была возможность проявить себя самостоятельно. Успешное выполнение работы придаёт ребёнку уверенность в своих силах, положительно настраивает на дальнейшие задания.

Организация занятия с детьми ОВЗ по изобразительной деятельности.

При организации занятия, выборе материала и темы, учитываю индивидуальные особенности детей. Уровень сформированности у них  изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно).

  •       Наиболее эффективной и удобной для работы с детьми с умеренной умственной отсталостью является индивидуальная форма организации занятий. Индивидуальные занятия позволяют  мне определить уровень  художественных способностей каждого ребёнка, уточнить и дифференцировать направления коррекционно-развивающей работы по формированию технических умений и навыков, развитию интереса, как к процессу, так и к результату изобразительной деятельности.
  •       Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник следует планировать так, чтобы они перекликались по своим целям с другими видами изобразительной деятельности, с занятиями по ознакомлению с СБО, музыкой, чтением.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И ТЕХНИКАМИ.

  •      Для рисования желательно применить разнообразные материалы: карандаши простые и цветные, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, гуашь смешанную с клейстером, клей ПВА, манку, тушь черную и цветную и др.
  •       Кисти разного качества и толщины, но и другие инструменты пригодные для рисования: бумажные инструменты, природные материалы, разнообразная бумага, плёнка, рельефная ткань, пластмассовые и деревянные палочки с заострённым концом, апельсиновую кожуру . пальцы и др.
  •       Передавать изображения желательно различными линиями. При  печати растительными элементами нужно поднимать растение за черенок, а используя другие материалы – за краешек.
  •       При рисовании восковыми мелками прокрашивать изображение тщательно, без просветов, с сильным нажимом. Чтобы гуашь не пачкалась её можно смешать с клеем ПВА, но использовать сразу, поскольку такой раствор быстро высыхает.
  •       Поролоновую губку лучше держать зажимом (для бумаги), тогда руки не пачкаются. Для рисования жидкими материалами и для тонированния  бумаги лучше использовать плотную бумагу, типа бумаги для черчения.
  •      Применять разнообразные материалы для аппликации: различную бумагу, ткань, нитки, природный материал и бросовый, крупу и др.
  •     При работе с красками ёмкость для промывания кисти должна быть устойчивой и объем должен быть не менее 0,5 л  (детское ведёрко).
  •      Обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми по освоению техник.
  •      Необходимо хвалить детей за успехи, поддерживать стремление доводить начатое до конца.
  •      Полезно предлагать детям коллективную работу – они приобретают навыки общения, проявляют выдержку, доброжелательность. Работы получаются более выразительными.
  •       При работе в нетрадиционной технике рисования лучше использовать тонированную бумагу.

ТЕХНИКИ ТОНИРОВАНИЯ БУМАГИ.

Тонирование цветочной или папиросной бумагой.

  • Плотный лист белой бумаги смочить водой с помощью губки. Разложить на листе кусочки цветной цветочной бумаги или папиросной и смочить сверху, примакивая губкой. Через несколько минут бумагу снять, получится цветной лист. Когда высохнет, можно использовать как фон.

Тонирование пищевой плёнкой.

  • Смочить лист бумаги водой при помощи губки, разрисовать акварельными красками (не более трёх цветов), не давая высыхать. Где подсохло, снова  смочить водой или краской. Положить (наложить) на лист плёнку (по размеру чуть больше чем лист), прижать ее и перевернуть вниз плёнкой на просушку. Бумага должна быть плотной, края свободны (не прокрашены), плёнка тонкая.

Тонирование мучным клейстером и краской.

  • Плотный лист белой бумаги смазать клейстером при помощи губки. Затем раскрашивать, пока он мокрый, широкой жёсткой кистью гуашь разных цветов и линиями. Можно сначала смешать гуашь и клейстер в ёмкости, а затем раскрашивать цветным клейстером с помощью губки с зажимом или жёсткой кисти.

Тонирование сухой кистью.

  • Плотной лист белой бумаги, кисть мягкая, широкая, краска полусухая(гуашь). На кисть набрать немного краски и отрывистыми движениями проводить линии (штрихи)в нужном направлениях.

Тонирование поролоновой губкой.

  • На губку нанести с помощью кисти один, два или три цвета гуаши (с краев и посередине), краска должна быть слишком жидкая. Губку можно держать с помощью зажима или большой скрепки. Рисовать разными линиями равномерно закрашивая весь лист, (например волны и т.д.)

Тонирование методом тычка.

  • Закрашивать плотный лист белой бумаги жёсткой кистью густой гуашью, используя один цвет или несколько. Кисточку при рисовании нужно держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должны получаться большие «пушистые» точки. Чем меньше краски на кисточке, тем лучше.

Печать рельефной тканью.

  • Покрасить ткань краской и прокрашенной стороной положить на плотный лист бумаги, закрывая лист полностью, положить на ткать лист тонкой бумаги прогладить, затем аккуратно убрать тонкую бумагу и ткань. Можно прикладывать ткань по кусочкам несколько раз, подождав, когда подсохнет  предыдущее изображение.

Рельефное раскрашивание восковыми мелками.

  • Подложить под тонкий лист белой бумаги рельефную бумагу, сухие растения и др. Бумагу придерживать и проводить  по ней боковой стороной воскового мелка широкие длинные линии, равномерно закрашивая весь лист.

На тонированных листах работы получаются красочнее и интереснее.

Наиболее доступными для детей с умеренной умственной отсталостью является следующие нетрадиционные  техники изображения: рисование пальцами (или пальцевая живопись), техника оттиск (выполняется с помощью разнообразных штампов), техника «коллаж» и техника «тычок жесткой кистью».

К достоинствам перечисленных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребёнком изобразительных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Организация проектной деятельности младшего школьника»

Учебно-методическое пособие посвящено рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме организации проектной деятельности младшего школьника. Проектная деятельность учащихся сегодня ...

методическое пособие по внеурочной деятельности веб-квест "В гостях у Петрушки"

Веб-квест поможет ученикам узнать историю куклы Петрушки...

Учёбно- методическое пособие по изобразительной деятельности.

Работа по здоровье-сберегающей технологии с детьми с ОВЗ.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14183328","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 214px; height: 200px...

Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству.

Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству. Возраст детей 6-10 лет.  Срок реализации 2 года....

Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...