Бинарный урок по музыке и изо в 1 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Струнина Людмила Александровна

Конспект бинарного урока по музыке и изо в 1 классе "Зимние забавы. Зимние узоры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok.docx36.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бинарный урок по музыке и изо в 1 классе

Предмет: ИЗО, 1 класс(1 – 4).

Предмет: Музыка, 1 класс(1 – 4).

Тема: «Зимние узоры».

Тема: «Зимние игры».    

Тип урока: комбинированный.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: учить детей эмоционально откликаться на явления зимней природы и воплощать свои наблюдения и впечатления в композиционной работе.

Цель урока: показать различные способы создания и передачи музыкальных образов на примере игровых произведений о зиме.

Задачи:        

  - раскрыть красоту зимних ледяных узоров, расширить представления детей освязях искусства с природой и жизнью человека через наглядный материал(зрительный, литературный, музыкальный);  

- способствовать развитию цветового восприятия, образного мышления;

- способствовать развитию лучшей координации кисти движений руки, большей свободе действий и раскованности всего локтевого сустава в процессе работы;

- создать на уроке атмосферу сотворчества, сотрудничества учителя и ученика;

- формировать умения чувствовать и определять красоту линий, как средств художественной выразительности;

- закреплять навык графического изображения;

- воспитывать в себе эмоциональную чуткость, эстетический вкус и аккуратность.

Задачи:        

- прививать любовь к русской культуре, истории;

  • - развивать творческие способности детей и умение двигаться в соответствии с заданной музыкой;
  • - развивать память и певческие навыки при разучивании и исполнении песни «Зимняя песенка» музыка М. Красева;

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению.

Ожидаемые результаты:

  • Каждый ученик должен уметь передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
  • Учащиеся должны освоить всю поверхность листа и её гармоничное заполнение.
  • Повышение активности на уроке.
  • Улучшение результатов обучения.

Познавательные                                 -Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные

- Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные

- Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

  1. Орг. момент. 

(Ученики входят в класс под музыку Вивальди «Зима»)

 Музыкальное приветствие:

Учитель музыки - Здравствуйте, ребята!

 Дети - Здравствуйте!  

Учитель Изо – Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

На урок возьмём с собой.

Будет он нас согревать

И в учёбе помогать.

Все друг другу улыбнёмся

 За работу мы возьмёмся.

- Нам приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки.

Урок музыки и изобразительного искусства пройдут сегодня в необычной для вас форме - как единое целое, состоящее из двух искусств: музыки и изобразительного искусства. Сегодня мы попробуем два искусства соединить воедино. Вы уже знаете, что музыка тесно связана с изобразительным искусством. В чем это проявляется? ( Дети: Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо картины. А всматриваясь в картины, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.)

  1. Постановка цели, мотивация

Учитель музыки -  Как думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Исполняет попевку)

-Мороз мороз,

Бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком,

Получай-ка снежный ком.

Учитель Изо - Все кругом белым-бело,

Много снега намело.

Речки замерзают.

Когда это бывает?

- О каком времени года идет речь? (о зиме)

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

- По каким приметам вы её узнаете? (Ответы детей: Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветках деревьев.)

- А чем вам, ребята, нравится зима? (Ответы детей: Зимой много веселых забав. Катание на коньках, лыжах, санках. Лепят снеговиков, строят крепости, играют в снежки.)

- Предложите  тему нашего урока?  («Зимние игры»)

- «Зимние игры» - это тема урока музыки.

- Ребята, кто зиме верный и незаменимый помощник?

Все его зимой боятся -

Больно может он кусаться

Прячьте уши, щеки, нос,

Ведь на улице …

(Мороз)

- Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и по полям, городам и селам. Приходит он в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал. (Слайды узоры на окне)

- Какая тема урока изобразительного искусства? («Морозные узоры»).

- Я предлагаю вам на время стать волшебниками. Но к любому волшебству надо подготовиться: набраться энергии, силы, хорошего настроения.

3. Актуализация знаний.

 Учитель музыки - Зима — это суровое время года. Падает снег, метет метель, мороз трещит, злится. И в тоже время зиму сравнивают с красавицей, ласково называя её лебедушкой, матушкой.                              

 -Почему?

- Давайте попробуем показать легкими движениями, как белый снег покрывает землю, ложится на шапки, шубки.

(Исполнение попевки  .Перунова «Белый пух» ) 

Белый пух,
Снежный пух -
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках,
Пух на шубах,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
- Пух!                                                   Н. Перунов

Упражнение№1 на дыхание.                                

-Взять дыхание через нос, не поднимая плеч, и вдыхая произнести слово «пух», нежно, бережно, легко.

Повторить два раза, чередуя короткий вдох с длинным.

Упражнение №2 на дыхание.                           

- Какой звук доносится с горки, где быстро, как стрела, несутся санки. (У-у-у-х!)

  -Мы возьмем его на дыхании и все вместе выполним крещендо, т. е. звук делаем громче, мягко снимаем по руке.

Упражнение №3.                                 

  Упражнение дается по принципу постепенного усложнения.                                  -А теперь подключим слова.

(Затем упражнение усложняется. Первую фразу поет учитель, вторую дети, показывая рукой движение.)

Исполняется попевка Н. Перунова «Мороз, мороз»

Дети:

Мороз, мороз,

Бабу снежную принес.

Баба, баба, нос крючком,

Получай – ка снега ком.

Затем упражнение усложняется. Первую фразу поет учитель, вторую дети, показывая рукой движение мелодии вверх, вниз.

Учитель: Такую попевку можно использовать для меткого попадания снежком в цель. Предлагаю поиграть.

Импровизация движения под песню, игровой прием.

-Молодцы! Очень интересно было наблюдать за тем, какие движения вы придумали сами.

4. «Открытие» нового знания (Продолжение изучения новой темы)

1) - Послушайте произведение П. Чайковского. Вальс снежных хлопьев. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание).

-Можно ли увидеть в этой музыке кружение снежинок?

-Какое оно: плавное, лёгкое или бурное, злое? Слайд №4(кликнуть мышкой по звёздочке и включить музыку для просмотра)

- Как передает композитор движение снежинок?

Дети: с помощью музыки, музыка завороженная, легкая, нежная.

Учитель: Дайте характеристику звукам?

Дети: Звуки яркие, плавные, то громкие, то тихие.

- Запомните, мы прослушали Фрагмент из балета «Щелкунчик», а написал это произведение русский композитор П. И. Чайковский, именно в этом балете прозвучала тема «Зимы». 

2) Учитель Изо - Зима – особое, волшебное время года. Оно вдохновляло не только композиторов, но и художников. Яркий пример этому – творчество русского художника И. И. Шишкина. Давайте внимательно рассмотрим знаменитую картину И. И. Шишкина «Зима».

- Какое у Вас настроение навевает эта картина? (спокойствие, теплота)

- Какое время дня изобразил художник?

- Как бы вы назвали эту картину?

- Опишите красоту русской зимы на картине художника? (Земля прикрыта белым пушистым снегом. Деревья все в снегу как в шапках. Деревья в лесу стоят тихо и спокойно. Не видно зверей, не слышно птиц – тишина и красота зимнего леса.)

-Познакомившись с творчеством двух выдающихся русских деятелей искусства, мы убедились, что тема зимы вдохновляла и композиторов, и художников.  А как прекрасно, с каким волнением изображают красавицу – зиму поэты! (Читает ученица)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет Волшебница – Зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-Зимы.

-Такими словами рассказал нам о зиме А. С. Пушкин (демонстрирует портрет).

6. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

1) - Хороша наша зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Творения художницы-природы прекрасны, чтобы увидеть все её чудеса, надо научиться наблюдательности. Умение наблюдать – это великий дар художника! Каждому, кто научится всматриваться, природа подарит несметное сокровище и радость красоты. А сейчас я загадаю вам загадку о необычном художнике, а вы назовите  его.

Невидимкой осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клен, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!

Я гляжу – не оторваться:

Веток линии нежны!

А художник - рад стараться,

Даже кисти не нужны.

А. Бродский.

Наблюдали ли вы когда-нибудь за красотой ледяных узоров, которые мороз рисует на окнах? На что они похожи? (слайды)

- Что же можно увидеть на окне в морозном узоре?

(Дети: Сказочный лес, заснеженные ветви деревьев, снежинки, цветы, перышки диковинных птиц, завитушки, крючки студеные.)

- А кто из вас знает, как это получается? Ответы детей.

- Когда на улице очень холодно, а в доме – тепло, теплый воздух соприкасается с холодным стеклом, оставляя на окне красивые снежные узоры. И если рассмотреть несколько окон, то не найдете одинаковых узоров, каждый узор неповторим и чудесен.

Мороз-волшебник, это видно сразу:

Я свой альбом еще не открывал,

А он уже без кисточек и красок.

Все окна за ночь разрисовал.

2). Объяснение этапов работы.

-Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать такие морозные узоры? На самом деле можем попробовать. Но волшебник Мороз заморозил все наши карандаши, фломастеры. А чем еще можно нарисовать? Дети перечисляют. Я предлагаю вам попробовать рисовать обычными свечками.

(Учитель приглашает ученика нарисовать элементы узора у доски. Рисунок не виден.)

- Что же делать? Я знаю. У меня есть один секрет, который поможет невидимому рисунку проявиться. Я вас научу, но прежде всего надо определить порядок действий.

- Как расположить лист бумаги? Горизонтально или вертикально? Вспомните, где и как Мороз рисует свои узоры? (На стеклах, вертикально.) Расположите лист также.

- А в каких частях окна чаще всего располагаются узоры? (По низу стекла и по бокам.)

- В какое время суток лучше рассматривать узоры на стекле? (Ранним утром и вечером)

- Краски какого цвета нам понадобятся? (Синего и белого.)

- Нет, ребята, белая краска нам сегодня не понадобится, т. к. ее функцию выполнит свечка. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, останутся белыми. Вы нарисуете красивые узоры на окнах свечой, а затем мы произнесем заклинание и затонируем рисунок акварелью. Думаю, что у нас с вами все получиться не хуже, чем у самого Мороза.

Внимательно выслушайте порядок работы: (слайд 13)

 1) Продумайте композицию рисунка.

 2) Нанесите карандашом рисунок на бумагу легкими штрихами и линиями.

 3) Карандашный рисунок обведите свечой с сильным нажимом по сухому листу.

 4) Покройте лист водой без краски.

 5) Не давая листу просохнуть, равномерно нанесите синюю краску.

- Давайте построим модель работы над рисунком.  (Дети по очереди выставляют на доску карточки с поэтапным изображением работы: карандаш, свечка, стакан с кисточкой, баночка с синей краской.)

  1. Творческая практическая деятельность учащихся

- Приступаем к работе. Для работы нам необходимо взять фантазию, смекалку, быстроту, сноровку. 

- На столе у вас лежат карточки-помощники разного цвета, в них образцы узоров от простых до замысловатых и двольно сложных. Можете воспользоваться подходящей карточкой, а можете придумать свой узор для зимнего окна. (Дети работают под музыку (П.Чайковский «Времена года. Декабрь».)

- Перед тем, как вы затонируете рисунок, произносим заклинание:

На прозрачном, на листе

Воском мы рисуем.

Подарить хотим мы всем

Сказку ледяную.

4) Экспресс-выставка.

Готовые рисунки детей прикрепляют на доску как окна.

- Дети, какие красивые узоры у вас получились! Оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные. Оказывается вы тоже можете создавать необычную красоту, картину. Молодцы!

5)Вокально – хоровая работа.

Учитель музыки: - Продолжаем разговор о зимних играх. Композитор М. Красев и поэт С. Вышеславцева написали песню, которая называется «Зимняя песенка»

Исполнение «Зимней песенки» учителем.

На прошлом уроке мы уже начинали разучивать песню. Сегодня продолжим разучивание 3 куплета. Исполнять этот куплет нужно живее, радостнее. Начинаем исполнять после отыгрыша.

Разучивание 3 куплета и исполнение всей песни.

Учитель музыки: Вы старались и хорошо справились с заданием.

7.Итог урока.

Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу, возьмите в руки волшебные снежинки. Поднимите снежинку вверх те ребята, которые считают, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

- Получили ли вы удовольствие от работы на уроке?

- Что было самым интересным на уроке?

- Посмотрите на экран и закончите фразы…

- Красота, дети, создает прекрасное настроение! Делает нас добрее, душевнее. Спасибо вам за красоту, за прекрасное настроение!

- Кого бы вы хотели похвалить сегодня? Подарите этому ученику волшебную снежинку.

- Подарите снежинку понравившемуся рисунку.

- Подарите волшебную снежинку, а вместе с ней и хорошее настроение нашим гостям.

Давайте встанем, возьмемся за руки, передадим друг другу через легкое пожатие теплоту, настроение, улыбнемся и скажем “Мы – МОЛОДЦЫ”! (Песня «Хорошее настроение»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технология - музыка в 4 «Г» классе КРО.

"Тайна красоты. Работа с пластилином. Пластилин на проволочном каркасе. Цветок.Цель: Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами художественного труда. ИКТЗадачи.Показать способы получения ра...

Бинарный урок (русский язык, литературное чтение). 4 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: Закрепление знаний об однородных членах предложения через произведения А.С. Пушкина Цель: сформировать умение находить в тексте предложения с однородными членами предложен...

Конспект бинарного урока физкультура+ музыка и пение "Русский сувенир" для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида.

Формирование знаний о русской музыкальной культуре, об истории создания русского сувенира Матрешки. Коррекция нарушения движений путем выполнения элементов русской пляски....

Конспект бинарного урока физкультура+ музыка и пение "Русский сувенир" для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида.

Формирование знаний о русской музыкальной культуре,об истории создания русского сувенира Матрешки, коррекция нарушения движений путем исполнения элементов русской пляски....

Конспект бинарного урока физкультура+ музыка и пение "Русский сувенир" для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида.

Формирование знаний о русской музыкальной культуре,об истории создания русского сувенира Матрешки, коррекция нарушения движений путем исполнения элементов русской пляски....