Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Широкая масленица. УМК Перспектива
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Анюкова Екатерина Владимировна

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе - Широкая масленица. Аппликация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirokaya_maslenitsa.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 5.03.2018

Класс: 3 б                                                                                                                            Учитель: Костылева И.В.

Конспект урока изобразительного искусства

Тема: «Широкая масленица»

Цель деятельности учителя: познакомить с историческими  корнями  празднования  Масленицы  и  его  символическим  значением.

Планируемые результаты

  • личностные: проявлять интерес к традициям русского народа.                                                                                            
  • предметные:  познакомиться с народным праздником масленица, обычаями и фольклором наших предков;                                                                                                                              развивать  композиционные  навыки.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование для учителя: таблицы с пословицами, подборка  слайдов  с  репродукциями  картин  русских  художников  о  Масленице, музыкальное  оформление -  русская  народная  песня «Ой, блины, блины, блины…», П.И.Чайковский «Масленица».

Оборудование для учащихся: клей, ножницы, готовые рисунки, цветные карандаши.

Этапы

Методы и приемы

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Орг. Момент.

  1. Формулировка темы и задач урока.

Словесный: формулируют тему урока

Словесный: слово учителя

  1. Творческая работа.

Словесный:

Повторение правил выполнения работы

  1. Практическая часть: творческое задание

  1. Итог урока/ Рефлексия

1

2

10

5

5

2

2

Здравствуйте!

На  доске  вы  видите  пословицы  о  празднике, который  очень  любили  наши  предки.  Какой  это  праздник?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Тема нашего урока: «Широкая масленица».

Масленица в России еще с давних времен является самым веселым, шумным народным праздником. Каждый день этой недели имеет собственное название, которое говорит о том, что в этот день надо делать.

Масленица по традиции это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. Предназначение Масленицы это помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции этого замечательного праздника.

В некоторых регионах России, к Масленице готовились заранее еще с субботы предыдущей недели, в которую отмечали «малую Масленку». Это происходило так: ребята небольшими группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали тех, кто возвращался с покупками из города или с базара, спрашивая: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того лупили этими лаптями.

В воскресенье перед Масленицей на Руси  ходили в гости к родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали к себе. Так как в масленичную неделю не разрешалось есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, носило название «мясного воскресенья», в которое тестю было принято звать зятя «доедать мясо».

Понедельник Масленицы в России— это «встреча» праздника. В этот день по традиции устраивали и раскатывали ледяные горки. По русской примете, чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям раскачиваться на качелях, причем, чем выше, тем больше счастья.

Вторник  Масленицы в России — это по традиции «заигрыш», в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции кормят блинами.

Масленичная среда — это «лакомка». Название этого дня все объясняет. В среду принято поступать прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, естественно, блины.

Четверг — это день «разгуляй». В этот день люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — т. е. по часовой стрелке вокруг города или деревни. Главное мужское занятие в четверг — оборона или взятие снежного городка.

Пятница — это «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины», а теща, безусловно, зятя встречает, и угощает блинами.

Суббота — традиционные «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Последний день Масленицы в России по традиции – Прощеное воскресенье. Это красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста необходимо очистить душу, повиниться, попросить у всех прощения. А главное – простить всех самим.

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах.

Многие  художники  запечатлели  празднование  Масленицы  на  своих  полотнах.                      – А  какие  дни  празднования  Масленицы  показаны  на  их  картинах? (картины на слайде)

Сегодня  мы  создадим работу  «Масленица» в технике аппликации.  

Посмотрите на примеры работ на слайде.

Обратите внимание, как расположены объекты относительно друг друга.

Поднимите перед собой большой палец, закройте один глаз и посмотрите на доску, что выглядит больше? Почему?

Какие цвета основные? (синий, белый, серый – снег, яркие цвета – праздничная одежда). 

Послушайте внимательно, запомните этапы работы.

  1. Нарисовать ещё один или больше элементов масленицы на свободном месте листа.
  2. Раскрасить цветными карандашами, фломастерами.
  3. Вырезать объекты.
  4. С помощью клея, прикрепить готовые элементы аппликации в рабочую тетрадь. Нужно помнить, как правильно располагать объекты относительно друг друга.
  5. Закончить работу, оставить аппликацию подсохнуть.
  6. Убрать рабочее место.

Время урока заканчивается, приготовьте мне ваши работу, я расположу готовые работы на полу возле доски. Посмотрим все вместе, что у вас получилось.

Понравилась ли вам такая форма работы?

Что не понравилось?

Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята!

Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей».

Спасибо за урок! До свидания!

Приветствовать учителя

Отвечать на вопросы

Формулировать тему урока

Слушать рассказ учителя

Слушать внимательно

Работать с изображениями на слайде

Принимать установку учителя

Работать с планом на слайде

Слушать комментарии учителя по самостоятельной работе

Отвечать на вопросы

Выполнять самооценку своей деятельности на уроке

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

К: Принимают и сохраняют учебную задачу.

П: Строят речевые высказывания в устной форме

К: Принимают и сохраняют учебную задачу

К: Оценка выделения того, что уже освоено учащимися

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р: самооценка деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...

Конспект урока изобразительного искусства 4 класс, «Русские поле. Бородино», УМК «Перспектива»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Русские поле. Бородино»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о декоративном натюрморте; формирован...

УМК "Перспектива" конспект урока изобразительного искусства 3 класс Тема: "В каждом посаде в своем наряде"

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с традиционными русскими-народными нарядами.Планируемые результатыПредметные:знать особенности русского народного костюма; ...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс «Образ птички (коллаж)», УМК Перспектива

Тема: «Образ птички (коллаж)»Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять коллаж «образ птички»; ознакомление с техникой создания «образа птички»; разви...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс "Древо жизни", УМК Перспектива

Тема: «У лукоморья дуб зеленый. Древо жизни. Образ дерева в народном искусстве.»Цели деятельности учителя: формирование представления о красоте природы, знакомство со сказочным и фантастич...