Орнамент в квадрате
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Cабирзянова Ангелина Альбертовна

Орнамент в квадрате

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ornament_v_kvadrate.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Алатская основная общеобразовательная школа»

 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка внеклассного занятия  «Орнамент в квадрате»

                                                                                                                                                       Работу выполнила :

Сабирзянова Ангелина Альбертовна

                                                                                                                                                                   учитель начальных классов

2016 год

Технологическая   карта    изучения  темы «Орнамент в квадрате».

Тема

«Орнамент в квадрате» . Коврик для куклы.

Цели

- познакомить учащихся с орнаментом в квадрате

- обогатить словарный запас учащихся ( новые термины);

- учить умению составлять простейший орнамент из геометрических фигур в квадрате, сочетая элементы по цвету, форме, расположению, симметрии;

-формировать самостоятельность в выборе цвета, форм и композиции;

- воспитывать уважение к народным традициям.

Основные понятия

Понятия:

- орнамент

- ритм

Планируемый результат

Предметные умения:

- знания об орнаменте

Личностные УУД: 
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; 
-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); 
 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 
Регулятивные УУД: 
— определять и формулировать цель деятельности на уроке; 
 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции; 
 - высказывать свое предположение на основе учебного материала; 
  — отличать верно выполненное задание от неверного; 
— осуществлять самоконтроль; 
  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 
Познавательные УУД: 
— ориентироваться в учебнике; 
 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; 
 - проводить анализ учебного материала; 
   — проводить сравнение, объясняя критерии сравнения ;
— уметь определять уровень усвоения учебного материала. 
  Коммуникативные УУД: 
— слушать и понимать речь других; 
-определять общие для всех правила поведения; 
 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 
 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ресурсы

Книгопечатная продукция:

-Альбомы для раскрашивания ,изд-во «Малыш»; 

- Древо жизни. Татарская вышивка. Нурзия Сергеева. Казань:Магариф,2008

 - Изобразительное искусство .  Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Учебник.М.:Просвещение, 2012 

- Мозаика лоскутных узоров. М.Максимова. М.:Эксмо,2006

Дополнительные средства: 

- презентация «Орнамент в квадрате»

- квадрат из белой бумаги,гуашь,кисточка

- морковь,картофель, яблоко (для изготовления штампиков)

Организация пространства

Фронтальная , индивидуальная, работа в парах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

1.Самоопределение к деятельности.

- Встали ровно,прозвенел звонок.Начинаем наш урок.

- Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы.

- Садитесь.

Проверка готовности класса к уроку.

Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: листы бумаги,гуашь,кисть.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку

Метапредметные (УУД
регулятивные: 
-осуществлять самоконтроль; 
коммуникативные: 
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

2.Актуализация знаний и пробного учебного действия.

- К нам в гости пришла Хозяюшка (слайд2).Посмотрите, как она красиво одета – это праздничный наряд. Какими фигурами украшен сарафан?

- Правильно. Значит, располагая формы по цвету, размеру, мы можем создать красивый узор или цветок.

- Составим цветок из геометрических форм разного цвета.

Цветы  получились замечательные. Алия использовала круги и квадраты, а Фанзия – круги и треугольники. Молодцы, девочки!

Ответы учащихся (треугольниками,

квадратами, кругами)

Многообразие выбора

Метапредметные (УУД) 
регулятивные :в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)

познавательные:  развивать способности смыслового восприятия текста;

коммуникативные:активно участвовать в диалоге,уметь ставить вопросы,слушать и понимать других,оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные. Развитие эстетических чувств.

3.Постановка учебной проблемы.

- Человеку трудно прожить без красоты. Не случайно мы хотим, чтобы в нашем классе и дома было красиво. Поэтому мы украшаем интерьер своими работами.

(слайд 3,4)

- А давайте поможем Хозяюшке изготовить узорчатые ковры. Издавна коврами, изделиями ткачества украшали интерьер дома.

- Как же нам придумать украшение ковра? А ведь всё подмеченное в жизни, в природе явилось источником для вдохновения народных мастеров при составлении узора. Причём натуральные природные формы обобщались, упрощались, подчёркивая только характерный силуэт. И часто принимали вид геометрических фигур. Вот из них мы и составим своё украшение или орнамент.

- Что обозначает слово «орнамент»?

-«Орнамент» в переводе с латинского означает «украшение». Основная особенность орнамента – повторяемость одинаковых или чередование разных элементов узора.  (слайд 5)

--Как расположены геометрические фигуры на этих аппликациях

В определённом порядке

Как можно назвать такой порядок в изображении?

 - Узор.

 - Повтор узора называется ритмом (дети ищут повтор в орнаменте и прихлопывают в ладошки( нр. 2хл.- квадрат, 1хл. – треугольник.)  Прослушивают ритмичный отрывок и прихлопывают ладошками ритм.

- Где ещё встречается понятие ритм?

- В танце.

- Давайте сделаем вывод

Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие – то элементы, в данном случае – геометрические фигуры. Ритм – это повторение элементов узора.

- Для чего нужен орнамент?

- Для украшения.

- Россия – многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И каждый народ имеет своё декоративно-прикладное искусство. Но каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов, отличается своими особенностями. (слайд7,8)

- О чём нас просила Хозяюшка?

- Правильно, просила ковёр. Мы поняли, что нужно составить узор, соблюдая ритм. У нас велико желание помочь Хозяюшке.

- А как же нам аккуратненько сделать работу?

Учащиеся по группам делают выступления

Учащиеся рассуждают, ищут варианты

Метапредметные (УУД) 


регулятивные 
-определять и формулировать цель деятельности на уроке; 

познавательные: 
-формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. 
коммуникативные 
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 


Личностные.Формирование особого отношения к природе.

4.Построение проекта выхода из затруднения .

- Когда – то давным – давно, люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами – набойками. У нас деревянных штампов нет, но…недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиски…есть и долговечные, их можно изготовить из бутылочной пробки и ластика.

Показ изготовления.

Возьмём немного гуаши нужного цвета. Разведём . Окунём чистый штамп в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделаем на бумаге отпечаток. Если краска ложится ровно, то начнём печатать рисунок уже на бумаге. Не забываем о ритме. ( Показ чередования разных или одинаковых элементов, отличающихся по цвету или расположению, заполняя по очереди углы, центр и промежутки, тем самым решая композицию квадратного пространства и последовательность его заполнения.)

(слайд 6)

Наблюдают  за изготовлением штампов,предлагают свои варианты

Метапредметные (УУД) 
регулятивные: 
— формируем умение осуществлять самоконтроль. 
— -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

познавательные: самостоятельно или под руководством учителя анализировать  различные объекты;
коммуникативные: 

— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 
— владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

5.Физминутка(1мин)

Выполняют упражнения

6.Применение нового знания

- Вы узнали значение орнамента и красок природы, а теперь поработайте в паре и составьте из геометрических фигур свой неповторимый орнамент.

Проверка.

-Докажите ,что вы построили орнамент.

Дети пробуют работать со штампиками,составляют  узор (в полосе)

Метапредметные (УУД) 
 регулятивные: 
-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 
— оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). 
— отличать верно выполненное задание от неверного; 

коммуникативные 
-формируем умение работать в паре
-определять общие для всех правила поведения; 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Посмотрите, у вас на столах лежат квадраты из бумаги. Каждый из вас должен подумать, как его украсить. Вам нужно придумать узор и выполнить в цвете.

Звучит спокойная музыка.

 Учитель помогает, консультирует работы учеников. 

Учащиеся оценивают себя по алгоритму: 
1.Какое было задание? 
2.Удалось выполнить? 
3.Верно или не совсем?
4.Сам или с помощью?

Метапредметные(УУД)
личностные: 
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

регулятивные: 
-формируем умение осуществлять познавательную рефлексию. 
— осуществлять самоконтроль; 
познавательные: 
-уметь определять уровень усвоения учебного материала. 
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 
-воспитание трудолюбия, способности к познанию

8.Рефлексия деятельности. 

-Работы выполнены хорошо. А сейчас Хозяюшка украсит ими свой дом.(Коврики развешиваются на стене). Получилось очень красиво.

- Скажите, одинаковые ли у вас получились коврики?

- Почему?

 Продолжи предложение. 
 1.Самым интересном на уроке было  тогда, когда… 
2.На уроке мне было хорошо, потому что… 
3.Самым трудным на уроке было тогда когда… 
  Задайте свой вопрос учителю. 

Итог занятия

Оценивание своего настроения (по презентации)

Метапредметные (УУД) 
регулятивные: 
— осуществлять самоконтроль; 
— давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; 
— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; 

коммуникативные: 
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

      Детей искусство орнамента увлекает ничуть не меньше, чем взрослых мастеров графики: затаив дыхание, выводят они повторяющиеся узоры на полях тетрадок и в альбомах. Психологи  говорят, что  орнамент  именно потому так популярен у детей, что он вселяет в них чувство уверенности в своих умения. Научившись вырисовывать сложную фигуру из переплетающихся линий, ребёнок стремиться повторить её вновь и вновь, тренируя руку. Создавая узоры, дети открывают для себя тайны гармонии и ритма, ведь орнамент в чём- то сродни музыке.

    Именно это стало основанием выбора темы. Так как у детей слабо развита мелкая моторика, для аккуратности я выбрала работу со штампиками из доступных материалов (морковь – для круга, картофель – для квадрата, яблоко – для треугольника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"

Цель урока:   Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...

Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"

Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....

Презентация "Орнамент в квадрате" для 1 класса, УМК Школа 2100

Презентация "Орнамент в квадрате" к уроку Изобразительного искусства в 1 классе УМК "Школа 2100". На слайдах подробно показан процесс рисования орнамента в квадрате на листе бумаги...

Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.

Данная методическая разработка предназначается для обучающихся кружка " Юный художник" и их родителей с целью дистанционного обучения в условиях самоизоляции.материал представлен теоретическ...

Рисуем орнамент в квадрате

презентация к уроку ИЗО на тему "Узоры, которые создали люди"...

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Рисование геометрического орнамента в квадрате...