Квадрат. Свойства квадрата. Проект « Узоры и геометрический орнамент»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Открытый урок математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proekt.docx90.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ      УЧРЕЖДЕНИЕ

« ГИМНАЗИЯ № 5  г. СЕРГИЕВА ПОСАДА»

Открытый урок математики

Квадрат.

Свойства квадрата.

Проект « Узоры и геометрический орнамент»

                                        Составил: учитель начальных классов

       Богородская И. В

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата; научить чертить квадрат, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

УУД. Личностные: положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки.

Предметные:  распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; находить периметр квадрата.

Метапредметные (Регулятивные): проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Познавательные: анализировать условие задачи; достраивать часть до заданной геометрической фигуры.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; организовывать взаимопроверку; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Оборудование: учебник, презентация к уроку.

Ход урока

I.Мотивирование к учебной деятельности.
Сели удобно, начинаем работать.
  Урок математики.
II. Актуализация знаний.
Устный счет : Начнем нашу работу на уроке с устного  счета.

( работа с проектором  « Устный счет»)

.Устный счет.

- Найди разность чисел 78 и 18  

-  Найди сумму чисел 55 и 10.

- Увеличь 49 на 20.                        

-  Уменьши 90 на 30.

- На сколько 65 больше, чем 40    

 -  Чему равно  сумма чисел  42  и 6

- К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 80

-Из какого числа надо вычесть 12, чтобы получить 50

-Сто уменьшить на 9

-Расположи числа в порядке убывания  77  35  99   27  89 39 13

-Расположи числа в порядке возрастания  47,99 13, 70,21,56,67

-Назовите однозначные числа  65, 8,33,50,2,77,45,4,9,  34

-Назовите круглые числа. 6,90,55,20,4,79,60,20,6,30

III Самоопределение к деятельности

- Что вы видите на  доске ?  (геометрические фигуры).

- Сколько вершин у каждой геометрической фигуры(4)

-Сколько углов у каждой фигуры(4)

- С помощью  прямоугольного треугольника проверим, есть ли прямые углы в каждой геометрической фигуре

( дети выходят и прикладывают , фластером рисуют прямые углы)

                                                                                       3

  1. 2

   

           4                                               5

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0cc8/00062747-5b8aad19/640/img7.jpg

-Сколько прямых углов в каждой фигуре

- У каких фигур все углы прямые ( прямоугольник и квадрат)

          - Вспомним, почему фигура “прямоугольник” так называется?    Расскажите все, что знаете о прямоугольнике.(4 стороны, 4 прямых угла, 4 вершины, противоположные стороны равны)( ученик выходит и все признаки показывает)

-Перед Вами  волшебный сундук. Какую форму он имеет. Докажите. Записаны числовые выражения. Решив их, вы определите тему нашего урока    и сформулируйте цели и задачи.

( решаем примеры с названием компонента, и расшифровываем слово.)

56 +12 =       р           90-65  = а      87-45=    т       64-28=к

89-34  =       в           35+55 =д

36

55

25

90

68

25

42

к

в

а

д

р

а

т

-Какое слово у вас получилось  ( квадрат)

 Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем знаком.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? … (квадрат)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какова цель урока?

 Квадрат.

Цель  урока: познакомиться со свойствами квадрата; научиться чертить квадрат в тетради; учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата).

IV Изучение нового материала. Практическая работа.

  1. Практическая работа. Работа в парах.

На столе у вас  прямоугольник и квадрат.

- Давайте сравним их. Что общего и чем различаются.

( отмечаем прямые углы, вершины, стороны)

Найдем различие этих двух фигур ( сгибанием сторон)

                 

10

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Противоположные стороны равны.                            

11

4 угла
Все углы прямые.
4 стороны
Все стороны равны .

Дети прикленивают сходства и разъличия

  - Кто знает, как называется прямоугольник у которого все стороны равны? (КВАДРАТ)

ВЫВОД: Так что же такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)

3. Работа по учебнику

Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Сравним с выводом авторов учебника.

Найдите в учебнике и прочитайте, что такое квадрат. (с. 34)

- Так чем же отличаются друг от друга квадрат и прямоугольник?

- Найдите квадраты среди других прямоугольников? С.34 №1 (1,4)

Но прежде чем вы начнёте работать, давайте ещё раз проговорим, какие действия вы должны выполнить, чтобы доказать, что эта фигура - квадрат?  (Алгоритм)

Составляется алгоритм: ( на доске)

а) Сосчитать углы, вершины;

б) Проверить, все ли углы прямые;

в) Измерить стороны;

г) Сделать вывод, как называется?

4. Самостоятельная работа.  ( у каждого таблица)

Попробуем сделать выводы. Отвечайте «да» или «нет».

Прямоугольник и квадрат:

  1. геометрические фигуры (да)
  2. многоугольники (да)
  3. имеют по четыре стороны (да)
  4. имеют по 4 угла (да)
  5. все углы прямые (да)

Вывод: прямоугольник – тоже квадрат. (нет). Почему?

А наоборот, квадрат – тоже прямоугольник? (да)

V.  Первичное закрепление.

А где в жизни нам встречаются предметы в форме квадрата? Назовите их.

 ( Это дорожные знаки ; учитель показывает их)

 -Учащиеся делают выводы.

А еще геометрическая фигура квадрат лежит в основании пирамиды Хеопа. Пирамида находится в Египте. Давайте  попробуем это доказать наглядно.

( Вместе с гостями выполняем задание)

Физминутка

VI. Включение в систему знаний и повторение.

1.Будем учиться чертить квадрат, находить его периметр.

 - Чертить будем с прямого угла.

 Начертите квадрат со сторонами 4 см.

Докажите что вы начертили квадрат

 Найдите Периметр данной фигуры

Что такое периметр.

Я сейчас вам прочитаю задачу, решив ее, вы найдете длину стороны квадрата.

1)Из самого маленького однозначного числа вычтите количество дней недели.

9-7=2 Чему равна сторона квадрата.  Начертите данный квадрат. Найдите периметр геометрической фигуры.

2) Увеличите сторону  квадрата, на  количество лап кошки. Найдите сторону квадрата. Начертите геометрическую фигуру  и найдите периметр.

 - Скажите ,как еще мы можем назвать прямоугольник и квадрат

( Геометрические фигуры)

(Рассказ учителя о проекте « Узоры и геометрические фигуры)

( Представление проекта детьми 3 минуты)

Дети: Добрый день, Уважаемые посетители нашего музея! Вы находитесь в музеи 2а класса « Мир и геометрия»  Квадрат –это латинское слово и означает оно  4

Вашему вниманию представляем  « квартет»- это 4 музыканта
« Квадрига» - повозка из 4 лошадей,  « Квадрацикл»- мотоцикл на 4 колесах,

Геометрические фигуры квадрат и прямоугольник  в давние времена  применялись в оформлении одежды, посуды, фасадов домов и домашней утвари. Это оформление называли Орнаментом или узорами.

Это зал « Самовары»  В  18-19  веках  было модно  украшать геометрическими фигурами великие самовары. Фигуры должны быть яркими и большими. Такие самовары были в богатых семьях.

Зал Фасады домов» Фасады в 17 и 18 веках  оформляли только геометрическим орнаментом предпочтение отдавали прямоугольным и квадратным фигурам.

Зал « Одежда» Геометрический орнамент присутствовал в женских шляпках, сарафанах.  Фигуры должны были располагается близко друг к другу. Выглядело это очень стильно и нарядно.

« Шарфы»- самый модный атрибут одежды человека. Геометрический орнамент выполнялся в строгих тонах. Предпочтение отдавалось  в основном квадратам и прямоугольникам.

Не смотрия на то, что квадрат и прямоугольник это геометрические фигуры, но они имеют историческую ценность. Украшая одежду, дома, посуду – они радовали людей, вызывали восхищение, люди жили и творили.

Наша экскурсия подошла к концу

2.  Но,  а сейчас переходим к более  трудной части нашего урока – решению задач.

( На экране  задача)

В первого участка собрали 35 кг огурцов, со второго  на 13 кг меньше, чем с первого, а с третьего участка на 10 кг больше,   чем со второго. Сколько кг огурцов собрали с третьего участка.?

  1. 35-13=22 ( кг)- собрали со 2 участка.
  2. 22+10=32 ( кг)

(35-13)+10=32 (кг)

      Ответ: 32 кг собрали с третьего участка.

Измените вопрос задачи  так, чтобы было объединение участков

(-Сколько всего кг огурцов собрали с трех участков)

 - Перед вами   две задачи. Выберите каждый из вас задачу, которую вы сможете решить. Выполняем  задачу  выражение. Ответ.

А)  В  бассейне было 60 человек. С начало ушли 20 девочек, а 7 мальчиков пришли. Сколько человек стало в бассейне.

Б)  В магазин привезли 38 кг яблок  и 12 кг груш. До обеда продали 20 кг. Сколько фруктов осталось продать.

Поднимите руки ,кто выбрал задачу под буквой А . Назовите решение.

Поднимите руки ,кто выбрал задачу под буквой Б . Назовите решение.

  1. Проверь себя и оцени свои успехи.

Перед Вами 3 уравнения.  Вы выбираете 2 уравнения, решаете, а затем меняемся тетрадями с соседом. ( В это время у доски решают дети )

 Х+14=24            56-Х=30             18+Х=20

4)Какие существуют единицы измерения.

СМ, ДМ, М. ( повторяем единицы измерения)

Мы с Вами попробуем сейчас быть землемерами и измерим объекты.

Перед вами « Магические квадраты» Выполняем задание с комментированием.

3м 7дм +4м 2дм=

10м 9 дм- 5 м 3 дм=

15м 8дм-7м2дм=

4м 5дм 2 см+2м3дм4см=

VII. Рефлексия деятельности.

  • С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?
  • Какая фигура называется квадратом?
  • Всё ли было понятно?
  • Какое задание было самым трудным? Самым интересным?
  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • О чём расскажете дома?
  • Что мы должны были научиться делать? Получилось ли это у вас?
  • Поднимите руку, кто теперь знает, что такое квадрат?
  • А как вы думаете, мы уже всё узнали про квадрат?
  • Конечно же,  нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы узнаем много нового об этой интересной фигуре. Но это будет позже.
  • Кому сегодня на уроке было работать легко? Оцените свою работу. ( Желтый круг- было интересно, кравный интересно, но трудно)

VIII. Итог урока.

 

 Сегодня мы заканчиваем  работу над проектом « Орнамент и геометрические фигуры» и предлагаю пополнить наш музей красивой посудой, орнамент, которой будет  выполняться только из геометрической фигуры квадрат.

( Данную работу предлагаю выполнить и нашим гостям)

Спасибо за урок. Мне очень приятно, что проектная деятельность Вас очень увлекает и вы пополняете свой багаж знаний.

http://st12.styapokupayu.ru/images/product/012/324/733_zoom.jpg

Р  56 +12   А  90-65    Т 87-45      

В   89-34    Д  35+55    К 64-28

Р  56 +12   А  90-65    Т 87-45      

В   89-34    Д  35+55   К 64-28      

Прямоугольник и квадрат

Да  нет

1 Геометрические фигуры

2 Многоугольники

3 Имеют по 4 стороны

4.Имеют по 4 угла

5 Все углы прямые

6 Прямоугольник-тоже квадрат

7.Квадрат-  тоже прямоугольник 

ЗАЛ « САМОВАРЫ»

ЗАЛ « ФАСАДЫ ДОМА»

ЗАЛ « ОДЕЖДА»

ЗАЛ « ШАРФЫ»

ЗАЛ « ВАЗЫ И ОРНАМЕНТ»

ЗАЛ « ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по математике " Круговой геометрический орнамент"

Внеклассное занятие по математике " Круговой геометрический орнамент" ·      Этот материал готовит младших школьников к изучению систематического курса геометрии, учит пользов...

Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"

Цель урока:   Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...

Урок изобразительного искусства.1 класс. Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.

Тема урока.Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.Учащиеся познакомятся с разнообразием элементов и особенностями  орнамента.К концу урока дети смогут нарисовать геометрическ...

Открытый урок по предмету ручной труд: "Геометрический орнамент на тарелочке"

Это конспект урока и презентация, направлены на формирование трудовых навыков и расширение кругозора учащихся. Учащиеся на уроке повторяют и знакомятся с видами орнаментов,  анализируют, сравнива...

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Рисование геометрического орнамента в квадрате...

Рисование геометрического орнамента в круге.

Рисование геометрического орнамента в круге....