Изобразительное искусство
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Козлова Елена Евгеньевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для выполнения рисунка розы используем простой карандаш средней твердости, цветные карандаши, бумагу  для рисования. 

Изображение цветка выполняется поэтапно. Начинаем с выполнения рисунка-схемы  на бумаге для рисования, затем прорисовываем детали   цветка и раскашиваем  цветными карандашами

 

Рисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILOРисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILO

На листе бумаги для рисования  простым карандашом  рисуем   чуть наклонную  линию – стебелек розы.

 В верхней части рисуем овал - будущий цветок.

От основания стебелька проводим три линии, они показывают, где у нас буду веточки с листочками.

Рисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILO

В овале проводим две перекрещивающиеся  линии - это нижние лепестки. 

Добавляем второй ряд перекрещивающихся линий и маленький овал по центру  розы.

Рисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILOРисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILO

Там, где роза соединяется со стебельком, в разные стороны проводим линии чашелистиков.

Снизу  на веточках рисуем  кружочки - листики.

Утолщает стебель. Листики рисуем плавными линиями и соединяем их с  веточкой. Концы листиков оформляем  изогнутой линией с маленькими зубчиками.

Рисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILOРисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILO

В цветке линии лепестков выводим за край  овала и закругляем.

В верхней части бутона плавной линией рисуем загибы лепестков книзу.

Рисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILOРисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILOРисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILO

Нижние лепестки рисуем с некоторым утолщением и остроугольным выступом посередине.

Добавляем остроугольные линии чашелистиков.

Рисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILOРисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILO

 Подчищаем рисунок ластиком: стираем вспомогательные линии схемы.

Карандашами светло-изумрудного цвета  покрываем легкими  штрихами   листья розы и розового цвета сам цветок.

Рисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILOРисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILO

Добавляем слой штриховки  карандашами более насыщенных   оттенков – ярко- зеленым в листьях , ярко-розовым и алым в цветке. Усиливаем насыщенность  цветового тона книзу, оставляя верхнюю отогнутую  часть  лепестков светлее.

Рисуем   цветок розы поэтапно  цветными карандашами STABILO

Карандашом   бордово-сиреневого   цвета  добавляем насыщенности тона в нижней части цветка и под краями  лепестков.

Карандашом темно-зеленого цвета   прорисовываем  контур листьев, выделяем стебель и чашелистики.

 Рисунок готов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа» КРУЖОК «Юный художник» Руководитель: Козлова Е.Е РИСУЕМ РОЗУ


Предварительный просмотр:

Урок 9. РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ «ДОРОГИЕ СЕРДЦУ МЕСТА»

Цели деятельности
педагога

Расширить представления учащихся о пейзаже, познакомить с произведениями известного живописца И.И.Левитана, понятиями «воздушная перспектива», «линии горизонта», с разнообразием пейзажных сюжетов; учить выбирать средства выражения, определять композиционное решение, выполнять рисунок с соблюдением законов композиции; развивать пространственные представления, способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия
и термины

Пейзаж, линия горизонта, воздушная перспектива

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме, педагогический рисунок

Оборудование

Учебник, альбом, краски, карандаши, стаканчик с водой, кисть, салфетка

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: узнают о сути понятий «линия горизонта», «пейзаж», «воздушная перспектива»; ознакомятся с ролью линии горизонта в композиции; научатся создавать композицию на заданную тему с соблюдением законов перспективы.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

 познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, роли линии горизонта в композиции, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

 регулятивные – научатся оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»), удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусства, бережное отношение к природе.

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Формы контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– У каждого из нас есть любимые уголки природы, где мы отдыхаем от суеты, накопившихся проблем,
да и просто любуемся красотой природы родного края.

Вот такие уголки мы и будем рисовать сегодня.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронталь-ная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

II.Изу-чение

нового

матери-ала

III.Твор

ческая

практи

ческая

деятель

ность

IV. Итоги урока. Рефлек-сия

Сообщение теоретических сведений.

Просмотр мультимедийной презентации.

Беседа по произведениям живописи

известного И.И.Левитана.

Просмотр слайдов или иллюстраций

 в учебнике

(с. 30-31)

Сообщение теоретических сведений «Линия горизонта».

Работа с учебником (с. 32).

Сообщение теоретических сведений «Воздушная перспектива».

Физкультминут-ка

Организация рабочего
места.

Беседа «Что мы будем рисовать?».

Практическая работа

Выставка работ учащихся.  Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

Домашнее задание

– Как называется картина, на которой изображены окружающие нас виды природы, местности?

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим

Не задумываясь скажем:

Называется …(пейзажем)

Правильно, это пейзаж. Пейзаж  – это изображение природы, вида местности, ландшафта.

– Что может быть изображено на пейзаже? (Уголки дикой природы, сельская  местность, городские постройки и др.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана. Творчество Левитана - одна из самых проникновенных и волнующих страниц русской живописи второй половины 19 века.

Всякий раз, любуясь картинами Левитана, возникает чувство завороженности. В его картинах- живая душа природы наполнена любовью, окрашена поэтическим настроением и печалью.

«Я ощущаю особую грусть, разлитую в природе, и стремлюсь «поймать» ее, выразить на полотне…»-

говорил Левитан.

-Какие картины Левитана вам знакомы?

– У каждого художника были свои любимые места. У И. Репина – знаменитые «Пенаты», у В. Серова – Домотканово, у  И. Левитана – Плес.

- Взгляните на картины, нарисованные художниками в этих местах.(с.30-31)

 - Картина «Вечер. Золотой плес» – один из шедевров Левитана. Полотно было написано в 1889 году в маленьком городке на берегу Волги, где художник работал на протяжении нескольких лет.

Перед нами необыкновенно лиричный панорамный речной пейзаж. Левитан запечатлел окраину маленького деревенского городка на берегу Волги на исходе летнего дня. Ближний берег реки тянется по диагонали полотна. Детально выписан зеленый косогор, спускающийся к берегу. Мы видим вырубку с редкими пнями и кустарником. Почти на самом берегу реки – белая церквушка с колокольней и домик с красной крышей. Они притягивают наш взгляд, делают пейзаж гармоничным и выразительным. Где-то далеко, на заднем плане картины, мы видим еще несколько домишек и часовенку.

Композиция картины построена очень грамотно – мы явственно ощущаем бескрайние просторы долины. Река полна покоя и величавой неги. Розовато-золотистая ее гладь как будто сливается с небом. Дальний берег реки покрыт вечерним туманом, отчего неясными и зыбкими выглядят очертания берега. Кажется, что марево тумана, стелющееся над спящей рекой, несет сумерки и на ближний берег. Вот-вот в холодную тень погрузится весь городок.

С необыкновенной тонкостью передано художником ощущение торжественной тишины и умиротворения. Природа пока улыбается и нежится в лучах заходящего солнца, но уже с оттенком печали, приходящей вместе холодом вечера. Левитан искусно передает игру света и тени, переходы оттенков закатного освещения – от розоватых к желто-золотистым тонам.

Картина «Вечер. Золотой плес» наполняет нас ощущением целостности и гармоничности бытия. Ее торжественная красота располагает нас к раздумьям, вселяет в душу покой и надежду. Какие краски использовал художник для передачи состояния природы, времени года, дня? Какое чувство вызывает картина?

– Что за линия отделяет небо от земли? (Линия горизонта.) Запомните первое правило художника-пейзажиста: пейзаж начинают рисовать с линии горизонта. Выше линии горизонта нарисовано небо, ниже – земля.

– Почему в городе мы не видим линию горизонта? Что ее загораживает? Линия горизонта хорошо видна, когда стоишь на открытом пространстве, например на берегу моря или на равнине. Вытянув вперед руку на уровне глаз, вы заметите, что линия горизонта расположена точно на этой высоте. Она всегда расположена на уровне глаз. Если человек стоит на небольшом холме на берегу моря, то горизонт будет высоко и человек сможет видеть широкую полосу воды.

– Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 32), картины известных мастеров и определите высоту линии горизонта на них.

– Визуальное восприятие глубины определяется перспективой. Если пейзаж имеет линейную структуру (улицы, дороги, дома, сады и т. д.), мы говорим, что он имеет линейную перспективу. В случае линейной перспективы нам кажется, что параллельные линии сходятся вдали, в какой-то точке, расположенной на уровне горизонта. Наряду с линейной перспективой существует еще и воздушная перспектива. Воздушная перспектива – это изменения в цвете и тоне предмета. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект и называется воздушной перспективой. По мере отдаления от наблюдателя можно отметить:

 постепенное уменьшение насыщенности тона;

 уменьшение четкости очертаний объектов;

 смягчение контраста светотени;

 высветление далей.

Показывает модель воздушной перспективы (учебник, с. 33), предлагает проследить, как изменяется цветовая гамма на работах известных мастеров живописи.

Проводит физкультминутку

Проверяет организацию рабочего места.

– Наша страна огромна, и природа на ее территории разнообразна. Взгляните на пейзажи И.И.Левитана: все они красивы, в каждом есть своя прелесть, неповторимость, незабываемость. Но для каждого человека самым любимым, самым дорогим является пейзаж родного края. Какие особенности природы, которая нас окружает, вы можете назвать?

– Каждому сезону присущи свои краски. Летом нас  радуют теплые дни, зеленая трава, осенью деревья и кустарники поменяют свои наряды на золотые. Все времена года близки сердцу того, кому дорога природа, уголок родной земли. Состояние природы влияет на наше настроение, мысли, переживания.

– Наиболее распространены два вида пейзажа: с открытым пространством неба, земли или воды и пейзаж лесной, где открытое пространство почти отсутствует. Важно видеть красоту разнообразных пейзажей, удивляться ей, испытывать восхищение, уметь радоваться прекрасному. Тогда пейзаж будет не просто копированием природы. У каждого из вас есть свои любимые времена года, любимые места. Сегодня вы попробуете изобразить эти уголки природы, передать их красоту и свои чувства. Как добиться особой выразительности в рисунке? Что вы хотите больше показать: небо или горы, реки, поля, леса?  

– Как вы композиционно заполните лист? Как будете смешивать краски? Какими кистями работать? Как работать с гуашью?

Руководит составлением последовательности работы над рисунком.

В процессе рисования контролирует правильность держания в руках кисти, приемов работы с красками. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Выполните рисунок на тему «Мой любимый уголок природы»

В процессе просмотра работ организует обсуждение рисунков, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д.

Наблюдает за выполнением задания.

Организует беседу по вопросам.

– Чему вы научились на этом уроке?

– Что не усвоили?

– Понравился ли вам урок?

– Как вы оцениваете свое настроение?

Объясняет задание.

Найти на выбранных вами пейзажах линию горизонта.

Рассматривают учебник, рабочую тетрадь, делятся впечатлениями, анализируют информацию в учебнике.

Слушают учителя, рассматривают слайды или иллюстрации в учебнике, описывают произведения живописи, анализируют  информацию, произведения живописи, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, рассматривают произведения живописи, анализируют

информацию, работают по учебнику, наблюдают, делают выводы.

Слушают учителя, рассматривают произведения живописи, анализируют информацию, работают по учебнику, наблюдают, делают выводы.

Выполняют упражнение

Осуществляет cамоконтроль

и взаимоконтроль.

Анализируют информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, придумывают сюжет картины, рассказывают о нем, проговаривают последователь-

ность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы.

Выполняют задание

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их; играют, слушают учителя, отвечают на вопросы

Слушают учителя

Фронталь-ная.

Фронталь-

ная

Фронталь-

ная

Фронталь-ная

Фронталь-ная

Индивиду-альная, групповая

Фронталь-

ная

Индивиду-альная

Индивиду-

альная

Личностные: мотивируют свою деятельность, проявляют интерес к художественной деятельности.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, анализируют ее.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности.

Познавательные: умеют строить осознанное

и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, художественно-выразительных средствах, использованных

автором для реализации собственного замысла; осуществляют поиск нужной информации в разных источниках, анализируют информацию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, составлять небольшие устные монологические высказывания, следить за логикой повествования, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности.

Познавательные: осознанно рассматривают иллюстрации в учебнике

с целью освоения и  использования информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: проявляют интерес к художествен-ной деятельности.

Познавательные: осознанно рассматривают иллюстрации в учебнике с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. 

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. 

Познавательные: организовывают творческое пространство, знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Познавательные: умеют анализировать информацию, описывать сюжет, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализируют план работы над рисунком, выделяя основные этапы и приемы.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: умеют оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Устные ответы.

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Наблюдение за

выполнением

упражнений.

Устные ответы

Устные ответы

Выполнение рисунка на заданную тему  красками

Оценивание учащихся за работу на уроке; устные ответы

Наблюдение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительное искусство. 3 класс. По учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной. (УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ») Урок 9. Рисование по памяти «Дорогие сердцу места» Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ « Сухобезводненская СШ » Козлова Е.Е.

Слайд 2

Если видишь на картине, Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые березки Или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денек. Нарисованным быть может Или север, или юг. И любое время года Мы в картине разглядим Не задумываясь скажем: Называется … ПЕЙЗАЖЕМ

Слайд 3

Творчество Левитана - одна из самых проникновенных и волнующих страниц русской живописи второй половины 19 века. Всякий раз, любуясь картинами Левитана, возникает чувство завороженности . В его картинах- живая душа природы наполнена любовью, окрашена поэтическим настроением и печалью. «Я ощущаю особую грусть, разлитую в природе, и стремлюсь «поймать» ее, выразить на полотне…» Исаак Ильич Левитан

Слайд 4

Исаак Ильич Левитан «Вечер. Золотой Плес» Выставлена в музее: Третьяковская галерея

Слайд 5

Первое правило: пейзаж начинают рисовать с линии горизонта, наблюдатель всегда ее видит на уровне глаз

Слайд 6

Если пейзаж имеет линейную структуру (улицы, дороги, дома, сады и т. д.), мы говорим, что он имеет линейную перспективу. В случае линейной перспективы нам кажется, что параллельные линии сходятся вдали, в какой-то точке, расположенной на уровне горизонта.

Слайд 7

Воздушная перспектива – это изменения в цвете и тоне предмета. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект и называется воздушной перспективой.

Слайд 8

И.И.Левитан « Март » И.И.Левитан « Золотая осень » И.И.Левитан « У омута » И.И.Левитан « Вечерний звон » И.И. « Весна.Большая вода »

Слайд 9

Домашнее задание Найти на выбранных вами пейзажах линию горизонта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...