моя малая Родина- Адыгея
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 2, 3 класс) на тему

Архипова Людмила Анатольевна

презентация рассказывает о видах орнамента и национальной одежде адыгов. можно использовать на уроке ИЗО и окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon adygeyskiy_ornament.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адыгейский орнамент

Слайд 2

За многие столетия развития прикладного искусства у адыгов выработался своеобразный стиль орнамента, основу композиции которого составляют симметрично расположенные элементы животного и растительного происхождения, роговидные завитки животных, трилистники или пятилистники. Традиционным в орнаментальном искусстве адыгов является изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах и выражает древний культ животных. Вышитый на женской одежде бараний рог выполнял магическую роль оберега, предохранения от злых духов. Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями адыгов. Они верили в магическую силу плодовых деревьев, а также липы, ясеня, дуба, боярышника, которые могли исцелить от болезни и приносить счастье.

Слайд 3

для композиции адыгского узора, основанной на упорядоченном расположении на предмете или вещи одного или нескольких мотивов, свойственны: лаконичность изобразительных элементов, симметричность построения мотива, гибкость и плавность линий, контрастность цвето-тоновых сочетаний фона и рисунка узора, гармония общего колористического решения с учетом назначения вещи или предмета, которые в совокупности делают узор в высшей степени художественно-выразительным.

Слайд 4

Золотошвейное искусство

Слайд 9

Техника городской вышивки.конец 19 в.

Слайд 13

В декоративной обработке древесины излюбленным приемом украшения была резьба нескольких видов — от более простой контурной до трехгранно- выемчатой, плоско-рельефной и сквозной (ажурной) с использованием тради- ционного орнамента — солярного, растительного и зооморфного. Сочетание нескольких методов отделки позволяло получать удивительные по красоте и изяществу изделия

Слайд 14

Орнамент в обработке древесины

Слайд 16

Орнамент кинжалов Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру, стебли заканчиваются двух – и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, гладкой чернью и позолотой.

Слайд 18

Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых – стиль животного узора, во-вторых – линейно-геометрический стиль; и поэтому на искусстве адыгов отразились все этапы. У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный узор, основу которого составляют растительные элементы – трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники и рогатые мотивы. На изделия из кости наносился геометрический узор, изображались лучи восходящего солнца, звезды. В адыгейских жилищах кровати, дивны, стены украшались изящными узорными циновками (п I уаблэ, хьацыр) из болотного камыша. В плетении циновок из рогоза достигли наивысшего искусства.

Слайд 19

Циновки Адыгские циновки в силу своей многофункциональности (использовались как декоративные ковры-панно и па- ласы, жесткие матрацы, намазлыки, являлись принадлежностью похоронного обряда) несли основную эстетическую нагрузку в украшении интерьера жили- ща.Орнаментом украшались и другие предметы обихода, изготовлявшиеся ме- тодом плетения: веера, корзины, коробочки для рукоделия и др.

Слайд 21

Циновки

Слайд 23

Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным и массивным. Мотивы в нем были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин , ногайцев , балкарцев , ингушей . Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож.

Слайд 24

Золотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависело от места его расположения на костюме: полы платья — орнамент в виде бордюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола — треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде вырастающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески — орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричным, по центру располагался ромб, от углов которого отходили побеги, линии, несущие дополняющие орнаментальные мотивы. В очень редких случаях орнамент был асимметричным. Орнамент не был усложнёным, наоборот довольно лаконичным, у западных адыгов преобладали растительные мотивы у восточных зооморфные. Абазинки и черкешенки были очень консервативны в выборе цвета для своего костюма, не допускались яркие тона в одежде, предпочтение отдавалось сдержанным цветам или тканям с неброским рисунком. Не использовали никогда такие вета как: синий, бирюзовый, зелёный; жёлтый, оранжевый (в верхней одежде); так же избегали в использовании пёстрые ткани с ярким рисунком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

"Моя Родина - Адыгея"

Открытый классный час...

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня

Моя малая родина Название работы: Малые реки: река Рудня...