Рабочая программа по ИЗО 4 класс УМК " Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Кузнецова Гульшат Сайфиевна

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Перспектива» (автор Т.Я.Шпикалова, Л.В. Ершова. М. : Просвещение, 2011); Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Перспективаа» -М. : Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических

задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными за-

дачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим со-

провождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек  зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,  эстетического отношения к миру; понимание красоты как

ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной

деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,

элементы мультипликации и пр.)

Количество часов по программе

раздел

Название разделов

Кол – во часов по  программе

Кол – во часов по рабочей программе

1.

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

8

8

2.

На дворе осень – погод восемь

8

8

3.

Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

10

10

4.

Повернись к мирозданию!

8

8

Итого

34

34

II. Содержание курса

(34 час)

Ведущей темой года является тема: «Вечные и любимые образы в искусстве».

Содержание программы представлено в виде двух взаимных разделов:

«Основы художественного изображения»  - 18 часов

Мой край родной – моя земля, пейзаж

Знатная русская земля своими мастерами. Знакомство с художником И. Шишкиным

Движение – жизни течение

Родословное древо

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди

Новогодние импровизации

Зимняя прогулка

Да, были люди в наше время…

Вода – жизнь

За весной, красой природы, лето красное придёт

Этот праздник со слезами на глазах

Медаль за бой, за труд из одного металла льют

«Основы народного декоративно – прикладного искусства» - 16  часов

Целый мир от красоты

Дерево жизни – символ мироздания.

Цветущее дерево – символ жизни

Пава – краса, птица счастья

Конь – огонь – символ солнца, плодородия и добра

Образ мира в городецкой прялке

Вольный ветер – дыхание земли

Осенние метаморфозы

Вещи старого дома

Вещь во времени и пространстве

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома

Потешные листы

Резьба по ганчу

Символика ганчевых арабесок

ВЕЧНЫЕ  И  ЛЮБИМЫЕ  ОБРАЗЫ  В  ИСКУССТВЕ

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная (трехчастная) картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов («древо жизни», образы птиц и животных, природных стихий — земли, воды, огня, воздуха), человек (его портрет, костюм, кукла), его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита Отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).

       Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:

       с цветом как средством выразительности в живописи. Многообразие цветотоновых оттенков в выявлении художественных образов, нахождение цвета для изображения объема и освещенности реальных предметов. Прием получения звучных, чистых, сложных, мягких и других цветовых пятен, цветовых сочетаний. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по сырому», «а-ля прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, мазок с восковым рисунком);

       с графическими средствами выразительности. Роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Приемы передачи объема в искусстве графики. Простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Упражнения по выполнению набросков фигуры взрослого человека и фигуры ребенка, объектов природы, деревьев, транспорта, игрушек. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов.Выполнение набросков знаков-символов четырех природных стихий (солнце, небо; земля, вода, дерево; русалки, неведомые существа). Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);

       по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;

       по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д. (на примерах лаковой миниатюры Палеха, лубочных картинок, художественного оформления праздничной открытки, плаката, памятной медали). Выявление роли силуэта, черного контура, условной передачи цвета, света и тени в изображении предметов и людей в различных декоративных композициях. Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость, призывность цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.

       Опыт художественно-творческой деятельности:

       изображение пейзажа (отдельных элементов и композиции) по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами. Отражение образа мироздания в произведениях изобразительного и народного искусства, фольклора и литературы. Создание композиции, отражающей собственное видение мира («Я все люблю, что мне земля дала...»). Создание композиций пейзажа по памяти с отражением характерных признаков природы родных мест: один и тот же природный мотив в пору золотой и поздней осени («Осень — перемен восемь»); зимняя картина («Зимняя прогулка»); главный герой пейзажа — дерево (древо жизни — символ мироздания) («Величие и красота могучего дерева»); уголок природы ранней или поздней весной («Апрельский сон с его улыбкой маю...»). Передача в рисунке динамики, движения. Работа над графическими образами неба, воздуха, облаков («Вольный ветер — дыхание Земли»);

       изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема («Ожившие вещи»). Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами («Вещи старого дома»). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта («Вещь во времени и в пространстве») и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь);

       изображение человека. Выполнение набросков и зарисовок сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армий времен Отечественной войны 1812 г. («Доблесть русских воинов.Бородино»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, в предметном окружении. Выбор и передача поворота головы, движения фигуры, ситуации («Знатна Русская земля своими мастерами»). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Знакомство с монументальным искусством в скульптуре. Создание эскиза памятника воину-освободителю («Это праздник со слезами на глазах...»);

       составление сюжетно-тематических и декоративных композиций: иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы в конкретный месяц с помощью цвета и декора («Двенадцать братьев друг друга не обходят»). Выполнение эскизов и композиций иллюстраций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передача в сюжетной композиции реальных или вымышленных образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Рисование иллюстрации к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» («Да, были люди в наше время...»). Создание композиции картинки в технике лубка («Потешные листы»). Выполнение поисковых эскизов и работа над композицией: плаката в технике коллажа («Вода — жизнь»); памятной медали («Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»). Создание композиции образа одного из времен года с использованием характерных признаков, особенностей колорита («За весной, красой природы, лето красное придет...»). Выявление сходства и различий в создании художественного образа времени года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается представление народа о строении мироздания (трехчастная картина мира — небо, земля, подземный мир), символах-архетипах, природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.

       Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания — древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Отражение в орнаменте элементов мироздания (образы-символы неба, солнца, звезд, воды, осадков, земли, птиц, животных), сходство их расположения на фасаде избы и в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в прялке), симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, изображение человека).

       Опыт художественно-творческой деятельности:

       ознакомление с орнаментом в резьбе по дереву (домовая резьба, прялка), по ганчу. Выполнение зарисовок элементов деревянной архитектуры (фасад дома, резные наличники, причелины) на основе повтора, вариаций и импровизаций, группировка изображаемых орнаментальных элементов соответственно их расположению на фасаде дома. Нахождение аналогий в размещении, символическом содержании орнамента в декоре избы и народного костюма, выполнение по наблюдению зарисовок фасада дома («Изба и народный костюм как образ вселенной»). Своеобразие символики узбекских орнаментов в резьбе по ганчу. Сходство орнаментальной символики в искусстве разных народов;

       ознакомление с искусством изготовления русской прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская прялки), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо жизни, птица счастья) по мотивам вологодской и пермогорской прялок;

       ознакомление с искусством городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшение интерьера, подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Сходство художественных образов пряхи в изображении лаковой миниатюры и песне. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Упражнения по освоению последовательности росписи (подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами). Выполнение на основе повтора и вариаций изображений растительных мотивов («Купавки, розаны, бутоны, листочки...»), птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация) с передачей образа мироздания;

       ознакомление с искусством резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре узбекских мастеров и других народов Востока. Своеобразие ганча как поделочного материала (эластичность, прочность, белизна). Отражение в работах мастеров природных стихий, любви к родной природе. Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).

Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

 Количество часов по программе

Раздел

Название разделов

Кол – во часов по  программе

Кол – во часов по рабочей программе

1.

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

8

8

2.

На дворе осень – погод восемь

8

8

3.

Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

10

10

4.

Повернись к мирозданию!

8

8

Итого

34

34

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

Обучающиеся должны

знать/понимать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства;
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах;
  • схему построения городецкой росписи;
  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

        уметь:

  • применять приёмы акварельной живописи (по сырому, а – ля – прима и др.), приёмы получения цветовых пятен, сочетаний;
  • пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов, отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении композиции;
  • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариации, импровизации);

соблюдать последовательность выполнения изделия;

  • анализировать орнаментные композиции в произведениях народного и декоративно – прикладного искусства;
  • высказывать оценочные суждения о шедеврах народных мастеров России;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • выражать своё отношение к произведениям изобразительного и народно декоративно – прикладного искусства в самостоятельном творчестве;
  • проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа;

проявлять положительное отношение к результату своего труда и труда других людей.

Ш.Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 4 классе,1 час в нед., 34 часа в год

п/п

Тема урока

Ко-во

часов

 дата

По плану

По факту

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля10 (час.)

1

1

Целый мир от красоты. Пейзаж.

1

05.09

2

2

Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки.

1

11.09

3

3

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж.

1

18.09

4

4

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция.

1

25.09

5

5

Птица – символ света, счастья 
и добра.

Декоративная композиция.

1

02.10

6

6

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция.

1

09.10

7

7

Связь поколений

в традициях Городца. Декоративная композиция.

1

16.10

8

8

Знатна Русская земля мастерами 
и талантами. Портрет.

1

23.10

На дворе осень – погод восемь  8 (час)

9

1

Вольный ветер – дыхание земли.

Пейзаж.

1

13.11

10

2

Движение – жизни течение.

Наброски с натуры, по

памяти и представлению.

1

20.11

11

3

Осенние метаморфозы.

Пейзаж: колорит, композиция.

1

27.11

12

4

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.

Групповой портрет.

1

4.12

13

5

Двенадцать братьев друг за другом бродят…

Декоративно-сюжетная композиция.

1

11.12

14

6

Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация 
к сказке.

1

18.12

15

7

Новогоднее настроение.

Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.

1

25.12

16

8

Твои новогодние 
поздравления.

Проектирование открытки.

1

150.1

Что было, видели деды; что будет, увидят внуки 10 час

17

1

Зимние фантазии.

Наброски и зарисовки.

1

22.01

18

2

Зимние картины. Сюжетная композиция.

1

29.01

19

3

Ожившие вещи. Натюрморт.

1

5.02

20

4

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт.

1

12.02

21

5

Русское поле.

Бородино. Портрет. Батальный жанр.

1

19.02

22

6

 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».

Сюжетная композиция.

1

26.02

23

7

Образ мира в народном костюме

и внешнемуб-ранствекресть-янского дома. Орнамент.

1

5.03

24

8

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция.

1

12.03

25

9

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция.

1

19.03

26

10

 Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката.

1

2.04

Повернись к мирозданию! 8 час

27

1

Повернись к мирозданью.

Проект экологического плаката в технике коллажа.

1

09.04

28

2

Русский мотив.

Весенний пейзаж

1

16.04

29

3

Русский мотив.

Весенний пейзаж

1

23.04

30

4

Всенародный праздник – День Победы. Образы защитников Отечества.

1

30.04

31

5

«Медаль 
за бой, 
за труд 
из одного металла льют».

6Изготовление медали

1

07.05

32

6

О7рнаментальный образ 
в в8еках.

Архитектура Узбекистана.

1

14.05

33

7

 Орнаментальный образ  в веках Архитектура Татарстана.

1

21.05

34

8

Круглый год.

Эскиз декоративного панно.

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива" в соответствии ФГОС НОО...

рабочая программа 1 класс УМК "Перспектива" по окружающему миру

программа содержит пояснительную записку, УУД, календарно - тематическое планирование....

рабочая программа 2 класс УМК "Перспектива"

Математика 2 класс "Перспектива" в рамках ФГОС...

рабочая программа 2 класс УМК "Перспектива"

программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" (ФГОС)...

рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива"

Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 1 класса УМК "Перспектива"...

Рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива"

В данной папке содержатся рабочие программы по основным предметам 1 класса. Учебно-методический комплекс "Перспектива"...

рабочие программы 4 класс умк перспектива

рабочие программы по умк перспектива 4 класс...