ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ В КЛАССАХ «ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ».
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Малова Марина Алексеевна

Статья предназначена для учителей и педагогов, работающих с детьми, имеющими потологию зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Малова М.А.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ В КЛАССАХ «ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ».

В статье рассказывается об особенностях обучения рисованию детей с патологией зрения. Особая роль отводится декоративному рисованию. Показано благотворное влияние народного декоративного искусства на обучение и воспитание младшего школьника.

Ключевые слова: декоративное рисование, тифлопедагогика, народное искусство, эстетическое воспитание.

                                        

Творческая деятельность- пожалуй самая продуктивная в деятельность в сфере образования. Стимулом к ней служит проблемная ситуация, которую приходится разрешать человеку в одиночку, используя при этом весь свой личностный ,интеллектуальный потенциал. Предпосылками творческой деятельность является критичность, гибкость мышления, цельность восприятия и т.д.

Задатки к творческой деятельности есть у любого человека. Но как раскрыть их и дальше, развивать у детей младшего школьного возраста? Дети в подавляющем своем большинстве не создают новых ценностей, пользуются уже существующими решениями и способами для достижения целей. Но задача педагога рассмотреть природные задатки ребенка и развивая их, способствовать в целом развитию творческой индивидуальности. Здесь необходимо  уметь совмещать, казалось бы, несовместимые вещи: сам процесс, который для ребенка есть нелегкий труд и одновременно внутреннюю свободу, которая есть необходимое условие любого творчества.

Особенно усложняется эта задача, когда речь идет о детях имеющих зрительную патологию. В последнее время наблюдается тенденция роста таких заболеваний. Здесь для педагога задача усложняется тем, что весь процесс обучения должен строиться с учетом физиологических особенностей ребенка. Известно, что у детей с нарушением зрения отмечается: схематизм, фрагментарность, ограниченность круга образов, недостаточная обобщенность. Специально проводимые исследования показали, что уже к началу обучения в школе дети с косоглазием и амблиопией отстают от здоровых сверстников. Это обусловлено с одной стороны отставанием в развитии зрительной памяти, пространственного анализа и синтеза, а с другой - нарушением бинокулярного зрения.

В данной статье речь пойдет о том, как способствовать развитию отдельных навыков и личности в целом ребенка с нарушением зрения. Основной акцент автор, сам работающий в начальной школе в классе «охраны зрения» делает на творчество в процессе обучения.

         В процессе формирования личности огромная роль принадлежит искусству, которое воспитывает в человеке моральные убеждения, способность к эмоциональному, оптимистическому восприятию действительности, формирует вкус, правильную систему ценностей, помогает органичному включению человека в социальную среду.

Изобразительная деятельность, как  никакая другая, тесно связана с развитием его личности. Ведь именно в процессе этой деятельности участвует личность человека в целом. С 4-5 лет ребенок может рисовать по наблюдению. В этот период наблюдается переход от схематичного наблюдения к правдоподобному. Поэтому совершенствование изобразительной деятельности ребенка с ограниченными зрительными возможностями в большей степени зависит от обучения. Изобразительная деятельность таких детей не развивается без специального обучения, тогда как у обычных детей она может развиваться спонтанно. Изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но эмоциональный опыт ребенка.  Художественно-творческая деятельность ребенка непрерывна, как на отражение впечатлений, так и на выражение своего отношения к миру вокруг. Это и социальный опыт, в творчестве ребенок открывает что-то новое для себя и в окружающих, а для окружающих открывает самого себя. Е.А.Рожкова указывает на то, что в детском рисунке запечатлена душа ребенка, изумленная окружающим миром. Масса впечатлений от окружающего, эмоции которые не удается реализовать в жизни, находят выражение в творческом преображении действительности.

Подтверждение значимости художественного образования в процессе воспитания «особенных» детей можно найти в Концепции художественного образования в РФ, которая ставит следующие задачи :использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, посредством внедрения современных методик арттерапии.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный для восстановления нарушений зрения, но одновременно - это период особой чувствительности к зрительным перегрузкам. Поэтому правильно спланировать коррекционное обучение значит, еще и участие  в лечении ребенка.

Здесь необходимо:

  • Учитывать продолжительность зрительных нагрузок;
  • Смену вида деятельности;
  • Осуществлять дифференцированный подход  в обучении;
  • На каждом занятии проводить специальную гимнастику для глаз;
  • Применять наглядность, которая соответствует определенным требованиям;

Спланированная коррекционная работа помогает преодолевать недостатки психического и физического развития в целом. Одновременно, слабая   сформированность графических умений, может привести к потере интереса у школьника. В таких случаях особенно значима роль декоративно-прикладного искусства. Преимущество рисования в том, что оно предполагает:

- упрощение формы путем упрощения рисунка;

-плоскостное изображение объемных предметов;

-условную передачу цвета;

Для декоративного искусства свойственна яркость, красочность, ритмичность. Этап введения оттенков можно опустить при работе с детьми с патологией зрения. Хорошо , если ребенок назовет цвет рассматриваемого предмета. На уроке декоративного рисования нужна последовательность выполнения работы, которая включает этапы рассматривания образца, осмысливания рисунка, выбора цветовых решений. На начальных этапах детям предлагаются простые рисунки из двух – трех элементов, ограниченная палитра. Постепенно возможно увеличение. Большое внимание при подведении итогов уделяется оценке работ и самооценке учащихся. При этом рассматриваются следующие моменты:

  • Цветовое решение, аккуратность;
  • Ритмичность элементов;
  • Расположение элементов узора в геометрической форме;
  • Использование оси симметрии при построении узора;
  • Что нового внес сам ученик в выполненную работу и как сам ее оценивает;

Декоративное рисование привлекательно и разнообразием видов. Это и составление узоров, рисование открыток, раскрашивание специально заготовленных форм (тарелки, деревянные или выполненные из соленого теста заготовки, коробочки и т.д.); обводка плоского силуэта, иногда просто своей ладошки, с целью придумать свой образ. Привлекательно декоративное рисование и многообразием техник, которые  , помимо традиционных могут включать: монотипию, пуантелизм, отпечаток, напыление и др.

Однако основой декоративного рисования является узор. Его необходимо составлять по системе. Сначала это копирование готовых образцов. Вторым этапом будет усложнение узора из предложенных элементов. Учитель уже предлагает составить свой орнамент из нескольких частей. При составлении узора важное место занимает композиционное решение, где дети учатся решать пространственные задачи, используя понятия «середина», «вверх», «низ», « с краю», «слева» и т.д.

Уроки по декоративному рисованию в целом способствуют обогащению речи школьника за счет усвоения названия новых форм цветов, пространственных обозначений. Описывая свою работу, ученик усваивает эстетические формулировки.

Особое воздействие на ребенка оказывает знакомство с народным декоративным искусством, роль которого трудно переоценить в воспитании личности. Это искусство, рожденное самой жизнью народа из естественного стремления к красоте и творчеству. Характерными особенностями народного искусства являются такие его черты как: близость к природе, красочность и декоративность, его образность, его способность сохранять память народа и его представления о красоте, добре и торжестве справедливости.

Творцы народного искусства всегда связаны с природой. Из нее они получают все необходимое для своего творчества и материала, и идей. Близость к природе наполняет изделие особой теплотой и оптимизмом. Способствует оптимистическому характеру народно-декоративного искусства и цвет: смелый, яркий, чистый. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить традиции и развивать ее, оно донесло до нас богатое художественное и духовное наследие. Все эти положительные стороны необходимы для правильного воспитания ребенка, причем воспитание это совершенно ненавязчиво, доступно  и  радостно доносит до школьника важнейшие понятия о добре и зле, о красоте, о любви к природе и родному краю.

Декоративность, выразительность цвета, узорчатость орнамента, разнообразие фактур -все эти особенности произведений народного искусства созвучны эстетическому чувству детей. Образы фантастических животных, растений, изображенных на тканях, прялках, шкатулках, матрешках воспринимаются детьми как сказочные и вместе с тем они реальны, как реальны и сами предметы искусства, они служили в быту и выполняли определенную функцию.

Это единство эстетического и утилитарного выражено в самом декоре, который подчинен форме и тем самым способствует рождению гармонии, и эта гармония естественна, она особо благотворно влияет на детскую душу, создавая радость от встречи с прекрасным. Особенно важно это оптимистическое настроение при работе с детьми, имеющими патологию зрения. Все эти вещи, которые можно осязать, подержать в руках, близко рассмотреть, на некоторые даже и присесть, в доступной форме сообщают о красочном решении и пластической форме этих изделий.

Важнейшей формой обучения во все времена была игра. При обращении к народно-декоративному искусству мы имеем , то с чем проще всего играть ребенку -игрушку.

«Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь» (Е.А.Флерина) . Народная игрушка , забавляя учит творчеству и труду. Особенный акцент в этом высказывании хочется сделать на слове «видеть». Ведь автор этих слов подразумевала не только физическое зрение. Видеть мир можно и внутренним зрением. Ощущать его красоту, гармонию духовно. Об этом особенно важно помнить, когда работаешь со слабовидящими детьми. У той же Флериной Е.А. можно прочитать о воспитании ценности игрушки, которая включает в себя теплоту, выраженную в цвете, в любовном исполнении игрушки, ее сюжете. Она бодрая, жизнерадостная, будит фантазию своей сказочностью, декоративной трактовкой, например, филимоновская игрушка. Никакой другой вид народного искусства так активно не воспитывает в ребенке национальных черт, как народная игрушка. Игрушка-это прекрасная возможность дополнить занятие по декоративному рисованию рассказом или сказкой, где в образной форме учитель повествует о важнейших нравственных и эстетических  понятиях, а так же о художественных особенностях декоративного искусства.

Получение устной информации особенно важно для ребенка с патологией зрения. Через слух до него можно донести то, что может быть, он не получает через зрение.

Некоторые учителя на уроках по изобразительному искусству используют музыку. А учитель ИЗО Каткова О.В. использует на уроках аромотерапию, т.к обоняние играет важную роль в жизни человека. Для детей младшего школьного возраста она использует фруктовые ароматы.

Преподавание рисования школьникам с патологией зрения -задача, требующая от учителя творческого подхода. Рассуждение о творчестве среди школьников логически привели к утверждению необходимости творчества среди учителей. Единственными рамками, сдерживающими творческую фантазию педагога, здесь может служить память о том, что это творчество должно способствовать улучшению здоровья ребенка, а не наоборот.

Среди инновационных решений можно предложить расширение пространства для проведения урока, может быть до пределов двора или небольшого садика, возле школы, где иногда можно порисовать с натуры или просто насобирать листьев, для следующего урока. Или это пространство можно расширить до пространства музейного. За границей уже существует опыт проведения экскурсий для людей слабовидящих и даже слепых. Музеи Ватикана, Национальный музей Египта в Кипре, Британский музей и др. проводят такие экскурсии, в которых объединяются вербальный, тактильный и аудиальный виды коммуникации. Сотрудники  музея, дав подробное описание произведения, предлагают посетителям прикоснуться к ним, рассмотреть вблизи. В некоторых музеях Австралии слабовидящим людям предлагают ознакомиться с шедеврами мирового искусства при помощи 3D рельефов. В музеях Ватикана -это инсталляции.

У нас в Петербурге существуют при музеях различные детские образовательные центры, которые составляют для детей уникальные программы. Совместное творчество педагога и музейных работников может помочь детям с патологией зрения стать активными посетителями какого-нибудь музея.

Список используемой литературы:

  1. Каткова О.В. Специфика коррекционной работы на уроках изобразительного искусства со слабовидящими детьми в младших классах. – URL;http: \\view.yndex.net\ ure.= http:webattach.mail. yndex. net
  2. Олейникова С.В. Декоративное рисование как средство зрительного восприятия. –URL: http:………..
  3. Сакулина Н.П., Комарова Т.С.. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., 1973
  4. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. Издательство АПН РСФСР, 1961. –с. С.261-267

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тифлосопровождение детей в классах Охраны зрения

Тифлосопровождение детей в классах Охраны зрения...

Презентация к уроку рисования 4 класс

Урок рисования в 4 классе "Пейзаж родной земли"...

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида Урок рисования 2 класс. Учитель Ведрова Т.М. Тема. Деревья осенью.

Задача.  Создание  условий для формирования умения передавать в рисунке основные признаки осеннего пейзажа.Цели. Совершенствование умения,  анализировать объекты изображения (опре...

Урок рисования 2 класс (коррекционная школа)

Тема урока: "Рисование веточки ели"...

Презентация к уроку рисования 1 класс "Красота в природе. Узоры на крыльях бабочек."

1 урок 45 минут1 классНа уроке использована ИКТ – презентация. Цели урока: ознакомить с законом  симметрии;совершенствовать умение изображать способом монотипии;расширить знания о бабоч...

Методическая разработка Воспитательная работа в классе охраны зрения.

Методическая разработка Воспитательная работа в классе охраны зрения.В статье описан детско-родительский проект со слабовидящими школьниками, обучающимися в общеобразовательной школе: цели, задачи, со...