Тифлосопровождение детей в классах Охраны зрения
статья по теме

Генкина Сима Григорьевна

Тифлосопровождение детей в классах Охраны зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tiflosoprovozhdenie_detey_v_klassah_ohrany_zreniya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Медико-педагогическое сопровождение детей с функциональными нарушениями зрения в условиях обучения в классах «Охраны зрения»

Возникновение интегрированного обучения обусловлено как социальными изменениями, так и изменением контингента учащихся школ 3-4 вида. В настоящее время существенно уменьшается число незрячих детей, но увеличивается количество  слабовидящих  детей  и детей с функциональными нарушениями зрения.

Интегрированное обучение, как одна из альтернативных форм дает свободу выбора между специализированным и общим образованием, что отвечает принципам гуманности и демократичности системы образования в целом. При осуществлении идеи интегрированного образования в классах «Охраны зрения» важно знать те трудности и проблемы, с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, обучаясь в общеобразовательных школах. Прежде всего, это трудности психологического характера. Это дискомфорт при общении с нормально видящими школьниками, трудности в учебе: трудности при выполнении заданий практического характера, при чтении с доски, при наблюдении демонстрируемых предметов издалека. Встречаются и случаи педагогической нетактичности.    Все это вызвало необходимость создания классов «Охраны зрения» различных видов. Сегодня в Санкт-Петербурге апробированы следующие модели:

1.  Классы «Охраны зрения» при общеобразовательных школах;

2.  При специализированных школах 4 вида;

3.  Детский сад - начальная школа.

Самой распространенной причиной снижения зрения в детском возрасте являются нарушения рефрактогенеза (дальнозоркость выше возрастной нормы, дальнозоркий и смешанный астигматизм) и связанные с этим функциональные расстройства зрения - амблиопия и отсутствие бинокулярного зрения, нередко сочетающиеся с косоглазием. Эти дефекты устраняются в ходе интенсивных тренировок с применением специальных методов лечения в условиях специализированных дошкольных учреждений. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет непрерывного лечения в сочетании с тифлопедагогическими занятиями, и закрепления полученных результатов.

Целью организации классов «Охраны зрения» на базе общеобразовательных школ является создание условий для обучения и охраны зрения детей с функциональными и органическими нарушениями зрения вплоть до слабовидения в тех случаях, когда нет возможности получения образования в других специальных (коррекционных) учреждениях. Опыт работы по медицинскому (офтальмологическому) сопровождению в классах «Охраны зрения» на базе школы № 448 Фрунзенского района Санкт-Петербурга представлен в настоящей статье. Задачей этого сопровождения явилось проведение лечебно-коррекционной работы, направленной на улучшение функций зрения и закрепления результатов лечебно-педагогических мероприятий, проводимых в дошкольном возрасте в условиях специализированного ДОУ.

Офтальмологическое сопровождение складывалось из ряда последовательных мероприятий:

-  офтальмологического осмотра с определением эргономически значимых функций зрения: остроты зрения, поля зрения, цветоощущения и характера зрения;

-   формирование классов с учетом состояния функции зрения, характера общей и глазной патологии, сопутствующих заболеваний для создания равнозначных по функциональным возможностям групп;

-   оформление и ведение в течение периода обучения индивидуальной медицинской карты на каждого учащегося с осмотрами в начале, середине и конце каждого учебного года;

- составление " медицинской карты класса" ежегодно с указанием патологии, функции зрения, оптимальной оптической коррекции, ограничений и противопоказаний в учебном процессе. Эта карта прилагается к классному журналу в помощь педагогу;

- размещение учащихся в классе в зависимости от зрительных возможностей и антропологических данных;

- проведение лечебно-тренировочных занятий  с  использованием компьютерных программ и плеоптических процедур;

-  контроль за соблюдением правил гигиены зрительной работы в классах и условий ее выполнения.

За период наблюдения в классах "Охраны зрения" обучались 95 учащихся в течение 4 лет - 34 человека, в течение 3 лет - 22 человека, 2 лет - 24 человека и одного года - 15 человек.

Функциональное обследование в начале года показало, что средняя острота (лучшего глаза с переносимой коррекцией) составила 0,75%. Слабовидение (острота зрения на лучше видящем глазу с коррекцией 0,4 и ниже) наблюдалась у 11 человек (12%). Поле зрения и цветоощущение и всех обследованных детей - в пределах возрастной нормы.

В зависимости от характера патологии все учащиеся были условно разделены на 4 группы (категории).

1 категория (41 учащийся) - дальнозоркость, дальнозоркий астигматизм с амблиопией и без нее.

2 категория (31 учащийся) - дальнозоркость и дальнозоркий астигматизм с амблиопией расстройства бинокулярного зрения, содружественное косоглазие.

3 категория (9 человек) - близорукость, близорукий астигматизм, спазм аккомодации.

4  категория (14 человек) - заболевание зрительно-нервного аппарата. Это наиболее тяжелая патология с сомнительным или неблагоприятным прогнозом. Сюда относятся заболевания сетчаткой и сосудистых оболочек, зрительного нерва, глаукома, ретинопатия при недоношенности и др. Учащиеся с такой патологией требуют особого внимания медицинского и педагогического персонала.

Таким образом, подавляющее большинство (86%) в классах охраны зрения составляют учащиеся с рефракционными нарушениями, функциональными расстройствами органа зрения (1-3 категории). Средняя острота зрения в этих группах в начале обучения развилась 0,8. У учащихся 4 категории она составляет 0,6. Слабовидящих в этой группе половина (7 человек). При размещении учащихся в классе мы руководствовались состоянием остроты зрения, используя принципы, чем ниже острота зрения в очках для дали, тем ближе должен располагаться ребенок к столу педагога и доске. Привилегией в этом вопросе пользуются школьники с патологией 4 категории.

Для учащихся с косоглазием (2 категории) независимо от остроты зрения предпочтительным является средний ряд парт. В зависимости от характера зрение может быть:

1) бинокулярным, когда оба глаза, участвуя в акте зрения, обеспечивают объемное восприятие окружающих предметов.

2) одновременным при отсутствии снятия изображения, воспринимаемых каждым глазом;

3) монокулярным, когда худший глаз не принимает участие в фиксации предмета.

Все учащиеся прошли курсы лечебно-тренировочных упражнений по компьютерным программам. Лечебные упражнения, являясь частью охраны зрения, выполняли регулярно в игровой форме при постоянном контроле функций зрения. Для лечения амблиопии использовалась программа «Глаз» (упражнения «тир, погоня», некоторые упражнения из группы «совмещения», а также программы «Контур», «Крестики», «Паучок». Для развития содружественной деятельности глаз при косоглазии и развития локализационных способностей зрительной системы использовалась программа «Глаз» (упражнения на слияние и совмещение), универсальные упражнения «Тренажер», а также программа «Контур».

Учащиеся со спазмом аккомодации и близорукостью (3 категория) выполняли упражнения по программе «Релакс». Курс состоял из 10 сеансов ежедневно и повторялся 2 раза за учебный год. В ряде случаев компьютерные упражнения сочетались с плеоптическими процедурами (окклюзия). Классы «Охраны зрения» оборудованы одноместными партами. Тип освещенности - общий смешанный (естественный + искусственный в случае ее недостаточности). Требования к освещенности:

А) достаточный уровень (500 лк на рабочей поверхности парты)

Б) равномерное распределение яркости (отсутствие слепящего источника и теней в поле зрения).

Для учащихся 1 категории на уроках труда и физкультуры, как правило, ограничений не было, за исключением противопоказаний со стороны общего состояния.

Поскольку у детей с отсутствием бинокулярного зрения и косоглазием (2 категория) нередко бывают нарушения объемного восприятия, на уроках физкультуры им не рекомендовались   упражнения на снарядах, требующей пространственной оценки типа «конь», «трапеция» во избежание промахов, чреватых травматизмом.

Дети с близорукостью (3 категория), если степень ее была выше 3.0 диоптрии при остроте зрения с коррекцией типа 0.5 на уроках физкультуры занимались по подготовленной программе, а при близорукости выше 6.0 диоптрий при любой остроте зрения - по специальной. По специальной программе занимались физкультурой учащиеся с органическими нарушениями зрительной системы (4 категория). В результате проведенных исследований оказалось, что средняя острота зрения учащихся рефракционными нарушениями и функциональными расстройствами зрения (1-3 категории) повысилась с 0.8 до 0.9, а у учащихся с органическими нарушениями не изменилась. Количество слабовидящих детей (острота зрения 0.4 и ниже) к концу наблюдения снизилось с 12% до 3%.

Динамика остроты и характера зрения за время обучения в зависимости и вида глазной патологии представлена в таблицах 1 и 2. Как видно из таблицы 1 уже первого года обучения существует тенденция к повышению остроты зрения при любой степени ее исходной величины. За четыре года обучения наблюдалось увеличение количество учащихся с остротой зрения от 0,8-1.0. И соответственно уменьшалось количество с более низкой исходной величиной остроты зрения, особенно при ее значении ниже 0, 4, то есть происходит сокращение числа слабовидящих детей.

Из таблицы 2 видно, что повышение остроты зрения наблюдается у учащихся с функциональными расстройствами зрения (1-3 категория). У учащихся 4 категории острота зрения практически не изменяется. Эта же закономерность прослеживается при изучении динамики характера зрения (таблица 2). К концу срока наблюдения бинокулярное зрение сформировалось у 18 учащихся 1-3 категории. Характер зрения учащихся 4 категории остается прежней.

Динамика остроты зрения и характера зрения в зависимости  от продолжительности наблюдения.

Продолжительность

наблюдения

Количество

учащихся

Острота зрения лучшего глаза

с оптимальной коррекцией

Характер зрения



0.8-1.0

0.5-0.7

0.1-0.4

биноку

лярное

одновре

менное

моноку

лярное

4 года

34

18/24

11/9

5/1

16/22

13/8

5/4

3 года

22

10/18

10/4

2/0

12/18

6/2

4/2

2 года

24

15/19

7/5

2/0

13/18

5/6

6/0

1 год

15

11/14

2/1

2/0

12/13

2/1

1/1

всего

95

54/75

30/19

11/1

53/71

26/17

16/7

Динамика остроты зрения  и  характера  зрения  в  зависимости  от  вида патологии.

Категории

заболеваний

Количество

учащихся

Острота лучшего глаза с оптимальной коррекцией

Характер зрения



0.8-1.0

0.5-0.7

0.1-0.4

биноку

лярное

одновре

менное

моноку

лярное

1

41

25/35

16/6

-

35/40

4/1

2/0

2

31

20/27

7/4

4/0

11/21

14/9

6/1

3

9

4/8

3/1

2/0

5/7

3/2

1/0

4

14

5/5

4/5

5/4

2/2

5/5

7/7

всего

95

54/75

30/16

11/4

53/70

26/17

16/8

Поскольку ведущей патологией у большинства учащихся классов «Охраны зрения» является амблиопия, представило интерес изучить динамику этого расстройства в процессе обучения у детей со зрительной патологией 1 и 2 категорий (таблица 3).

Динамика остроты зрения количества  глаз с  амблиопией  за  весь  срок наблюдения.

Категории заболеваний

Слабая степень амблиопии

(острота зрения 0.5-0.9)

Средняя и сильная степень

амблиопии (0.1-0.4)

всего

1

58/40

9/0

67/40

2

39/28

15/6

54/34

всего

97/68

24/6

121/74

Как видно из таблицы 3, количество амблиопичных глаз за весь срок наблюдения сократилось при средних начальных степенях амблиопии количество глаз с этими степенями амблиопии сократилось в 4 раза. Количество амблиопичных глаз уменьшилось в разной степени. Резюмируя результаты проведенных исследований, необходимо подчеркнуть, что они служат еще одним подтверждением более высоких функциональных возможностей детей с нарушением зрения функционального характера.

1. Результатом проведенных в течение пяти лет исследований, проходивших в классах «Охраны зрения» Фрунзенского района Санкт-Петербурга явилось повышение остроты зрения к концу наблюдения у подавляющего большинства детей с рефракционными изменениями и нарушением бинокулярного зрения.

2. Отсутствие отрицательной динамики функций зрения у учащихся с органическими поражениями зрительного анализатора (4 категория) позволяет рекомендовать обучение этого контингента в классах «охраны зрения».

3. Педагоги общеобразовательной школы должны получить минимум медицинских, психологических, методических знаний, а также сведений из специальной педагогики об особенностях обучения, воспитания, психофизического развития ребенка с нарушением зрения. Эти знания педагоги могут получить на семинарах.

4. Для организации в общеобразовательной школе интегрированного обучения необходима помощь тифлопедагога - консультанта, который должен оказывать педагогическую помощь учащимся с нарушением зрения, консультировать педагогов и родителей по специальным вопросам обучения и воспитания.

5. При решении проблем интегрированного обучения детей с нарушением зрения возникает необходимость адекватного отношения к этим детям со специальными потребностями со стороны нормального видящих сверстников, педагогов, родителей, общества.

6. Дети с нарушением зрения, обучающие в общеобразовательных школах, должны быть обеспечены специальными наглядными пособиями.

7. Учителям физической культуры необходимо знать допустимые нагрузки и противопоказания, предупреждающие осложнения соматического состояния ребенка с учетом его глазного заболевания.

8. Педагог должен правильно интерпретировать заболевания ребенка, создавать нормальный психологический климат в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по коррекционному интегрированному курсу: «Охрана зрения и зрительного восприятия»

В проблеме социальной реабилитации детей с нарушением зрения важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической ...

Рабочая программа по курсу "Охрана зрения и развитие зрительного восприятия" для 3 класса.

В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных э...

Тема: Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Охрана зрения, слуха.

       Данная тема является важной  и актуальной, в связи с проблемой сохранения здоровья у детей и в целом здоровья нации. Если начать с раннего возраста, а именно дет...

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ В КЛАССАХ «ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ».

Статья предназначена для учителей и педагогов, работающих с детьми, имеющими потологию зрения....

Методическая разработка Воспитательная работа в классе охраны зрения.

Методическая разработка Воспитательная работа в классе охраны зрения.В статье описан детско-родительский проект со слабовидящими школьниками, обучающимися в общеобразовательной школе: цели, задачи, со...

СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ.

В статье рассматривается тема ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОПЫТ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ОХРАНЫ И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ....