Методическая разработка Воспитательная работа в классе охраны зрения.
методическая разработка (2 класс)

Мухамеджанова Лейла Бакытовна

Методическая разработка Воспитательная работа в классе охраны зрения.

В статье описан детско-родительский проект со слабовидящими школьниками, обучающимися в общеобразовательной школе: цели, задачи, содержание проекта. Показаны результаты проекта «Семейные выходные». Сделан вывод об эффективности проектной работы как условия успешной социализации ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова.

Слабовидящие школьники, проект, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muhamedzhanova_tezisy.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОВЗ

Мухамеджанова Лейла Бакытовна

(Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №383

Красносельского района Санкт-Петербурга)

Аннотация.

В статье описан детско-родительский проект со слабовидящими школьниками, обучающимися в общеобразовательной школе: цели, задачи, содержание проекта. Показаны результаты проекта «Семейные выходные». Сделан вывод об эффективности проектной работы как условия успешной социализации ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова.

Слабовидящие школьники, проект, родители.

Современный цифровой мир привел к увеличению числа школьников, имеющих не только функциональные нарушения зрения, но и такие, которые требуют организации специальных условий для получения детьми образования. [1, с.12] Для слабовидящих обучающихся с пограничными нарушениями в зрительной системе в общеобразовательных школах организуются классы, реализующие адаптированную образовательную программу 4.1.

Анализ воспитательной работы за прошедший год выявил, что не смотря на то, что большинство детей из одного класса, есть дети которые плохо социализировались в коллективе и практически не взаимодействуют с одноклассниками, а также у них плохо развиты коммуникативные навыки. Беседы с родителями показали, что родители плохо осознают реальные трудности своих детей, у которых имеются функциональные нарушения зрения. Также было установлено, что родители редко проводят свободное время с детьми. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. Поэтому был разработан и реализован проект «Семейные выходные» с целью помочь родителям на практике преодолевать барьер недоверия к школе, а также получше узнать про особенности своего ребенка с нарушением зрения.

Проект «Семейные выходные» реализуется  в 3 направлениях.

1.Обучение родителей: беседы, деловые игры, консультации.

2.Обучение детей: экскурсии, игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, спортивные праздники и развлечения, занятия художественно - эстетического направления.

3.Консультирование родителей: направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими.

Цели:

- Сопровождение процесса реализации ФГОС  НОО ОВЗ в начальной школе,

- Совершенствование системы семейного воспитания,

- Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей,

- Организация более плотной работы с родителями.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

- помощь детям в познании окружающего мира,

- использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству со школой,

- выработать единый стиль общения с ребенком в школе и семье,

- повышать культуру детей с нарушением зрения младшего школьного возраста.

Сроки реализации проекта: один учебный год.

Встречи проводятся один раз в два месяца с сентября по май по выходным. Продолжительность занятий определяется тематикой встречи.

Ожидаемые результаты:

  • Сплочение классного коллектива.
  • Совершенствование навыков культурного поведения.
  • Овладение родителями приемами взаимодействия с ребенком.
  • Формирование умения у родителей замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  • Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий.
  • Овладение практическими умениями и навыками родителями по воспитанию, развитию детей с нарушениями зрения.
  • Выработка единого стиля общения с ребенком в ОУ и семье.
  • Развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения.

Мероприятия в рамках проекта «Семейные выходные» (очное или виртуальное):

- Посещение Петербургского планетария. Экскурсия и интерактивное занятие.

- Посещение Зоопарка, прогулка в парке «Петербург в миниатюре».

- Посещение Музея гигиены. Экскурсия, игра.

- Посещение музея Арктики и Антарктики. Экскурсия, квест – игра.

- Посещение музея хлеба. Экскурсия и интерактивное занятие.

Содержание работы:

1. Цель посещения Петербургского планетария – увидеть ночное небо, звёзды на нем, т.к. дети с оптическими дефектами не способны уловить свет небесных тел в темное время суток. Сплотить коллектив при выполнении совместного задания в игровой форме. Разъяснить родителям особенности восприятия их детей. На сферическом куполе главного зала детям показали фильм про звёзды и планеты, историю их открытия. Ребята впервые увидели четко звёзды как на ночном небе. В малом зале дети совместно с родителями в интерактивной форме помогали спасти планету от космических пиратов.

2. Цель посещения Зоопарка: дать более наглядное представление детям о мире животных, о коммуникации в дикой природе, улучшить психического состояние детей через личный контакт с домашними животными. Рассматривали животных, изучали как обезьяны и львы заботятся о своём потомстве, как между собой общаются мартышки, гориллы, белочки. Кормили козочек и гусей. Корм покупал только один ребенок и дети учились делиться, лучше контактировать друг с другом и с домашними животными.

Прогулка в парке «Петербург в миниатюре» помогла детям детально рассмотреть и тактильно изучить все особенности главных архитектурных строений нашего города.

3. Цель посещения Музея гигиены привить детям здоровые привычки (правильное питание, мытьё рук, не облизывать школьные принадлежности), а также познакомить родителей с гигиеной зрения. Была проведена экскурсия сотрудником музея, дети в игровой форме узнали об особенностях строения человека, о полезных и вредных привычках. Был проведен мастер-класс как ухаживать за своими глазами.

4. Цель посещения музея Арктики и Антарктики исключительно познавательная: просветить детей и их родителей. Ребята детально изучили макет части нашей планеты, где находится Северный полюс. Им разрешили руками пощупать окаменелое дерево, включили искусственное северное сияние. Все вместе прошли квест для лучшего знакомства с экспонатами музея.

5. Цель посещения музея хлеба приобретение социально-бытового опыта. Ребятам была проведена экскурсия, на которой рассказали об истории производства хлеба, про блокадный хлеб, было проведено интерактивное занятие по мотивам сказки «Колобок».

Результаты реализации проекта.

В результате проведенных «Семейных выходных» класс стал более сплоченным, родители больше общаются за пределами школы, а в самом классе установились теплые, дружеские отношения.

Проводимые внеурочные занятия дают педагогу возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности воспитания ребенка в семье. Отсутствие образовательных программ для родителей создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей с функциональным нарушением зрения. [2, с.22] В этой ситуации источником педагогических знаний для родителей стал проект  «Семейные выходные», проводимый вне стен школы.

Таким образом, проектную работу с родителями слабовидящих обучающихся в общеобразовательной школе можно рассматривать как условие успешной социализации ребенка с ОВЗ. Проект  «Семейные выходные» - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений.

Список литературы:

1. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э.и др. «Развитие восприятия ребёнка» / М.: «Школа - Пресс», 2001г.

2. Земцова М.И. «Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения» / М.: «Просвещение», 1978г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тифлосопровождение детей в классах Охраны зрения

Тифлосопровождение детей в классах Охраны зрения...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.

Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же  интерес  к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

Методическая разработка проверочной работы 4 класса "Школа России"

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ»4 класс «Школа России»Природная зона  «Пустыни».Подчеркни правильный вариант ответа.1. Климат в пустыне:а) сухой, холодный...

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ В КЛАССАХ «ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ».

Статья предназначена для учителей и педагогов, работающих с детьми, имеющими потологию зрения....

Методическая разработка классного часа на тему: "Береги зрение".

Подготовила учитель Абралава Светлана Сергеевна.Цели:: привитие навыков здорового образа жизни;             знакомство с основными пра...