Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Холодилова Татьяна Михайловна

Рабочая программа  по изобразительному искусству 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_2_klass.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

………… средняя общеобразовательная школа№…………

Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс.

        

Принято:                  Согласовано:                              Утверждаю:

Рабочей группой учителей             Зам.дир. по УР                          Директор школы начальных классов                       ________.           _______ .

________________________  

________.

«___» _________20__ г.    

Рабочая программа

«Изобразительное искусство»

2 класс

                         Составитель:

 

 

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана:

 -на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

 -концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;

 -программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование;

 -авторской программы Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под редакцией Неменского Б.М.)   УМК «Школа России»     Москва«Просвещение» 2011;

-примерной программы   федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

Место предмета в  учебном плане:

В учебном плане  на изучение курса «Изобразительное искусство» во2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34часа в год.

Цели курса:

Изучение изобразительного искусства в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка..

Задачи курса:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.;

Планируемые результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

характеризуют уровеньсформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Формы и методы контроля.

Раздел(тема курса).

Наименование

(вид контроля).

Количество

часов

Как и чем работает художник

Контрольное тестирование по разделу.

1ч.

Реальность и фантазия

Контрольное тестирование по разделу.

О чём говорит искусство

Контрольное тестирование по разделу.

Как говорит искусство

Итоговое тестирование за 2 класс.

1ч.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  • Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  • Тестирование

Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2»- верно выполнено менее 1/2 заданий.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Основное содержание

Как и чем работает художник (9 часов).

  • Три основные краски.
  • Пять красок – всё богатство цвета.
  • Выразительные возможности аппликации.
  • Выразительные возможности графических материалов.
  • Выразительность материалов для работы в объёме.
  • Выразительные возможности бумаги.
  • Любой материал может стать выразительным.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Наблюдать цветовые сочетания в природе.
  • Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».
  • Овладеть первичными живописными навыками.
  • Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
  • Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
  • Смешивать цветные краски с белой и черной,  для получения богатого колорита.
  • Развивать навыки работы гуашью.
  • Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.
  • Расширять знания о художественных материалах.
  • Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
  • Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.
  • Овладеть первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).
  • Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.
  • Овладеть техникой и способами аппликации.
  • Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.
  • Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.
  • Приемам работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).
  • Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
  • Овладеть приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление).
  • Приемам работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
  • Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
  • Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Реальность и фантазия (7  часов).

  • Изображение и реальность.
  • Изображение и фантазия.
  • Украшение и реальность.
  • Украшение и фантазия.
  • Постройка и реальность.
  • Постройка и фантазия.
  • Братья-Мастера всегда работают вместе.
  • Обучающиеся получат возможность научиться:
  • рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных.
  • изображать животных,выделяя пропорции частей тела.
  • передавать в изображении характер выбранного животного.
  • размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
  • придумывать выразительные фантастические образы животных.
  • изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.
  • наблюдать и видеть украшения в природе.
  • создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).
  • сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде.
  • создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.
  • рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.
  • работать с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).
  • конструировать из бумаги формы подводного мира.
  • участвовать в создании коллективной работы.
  • сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.
  • придумывать разнообразные конструкции.
  • создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
  • понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров, их триединство).
  • конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

О чем говорит искусство (10 часов).

  • Выражение характера животных.
  • Выражение характера человека.
  • Выражение характера человека.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • наблюдать природу в различных состояниях.
  • изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
  • наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
  • давать устную зарисовку-характеристику зверей.
  • входить в образ изображаемого животного.
  • изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
  • создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.
  • характеризовать доброго и злого сказочных героев.
  • сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств  для создания доброго и злого образов.
  • изображать эмоциональное состояние человека.
  • создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи).
  • сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
  • создавать образы из целого куска пластилина.
  • создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.
  • понимать роль украшения в жизни человека.
  • создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).
  • украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.
  • украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.
  • видеть художественный образ в архитектуре.

Как говорит искусство (8 часов).

  • Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.
  • Линия как средство выражения: ритм линий.
  • Линия как средство выражения: характер линий.
  • Ритм пятен как средство выражения.
  • Пропорции выражают характер.
  • Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение).
  • Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять тёплые и холодные цвета.
  • понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов.
  • видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.
  • различным приемам работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).
  • изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.).
  • составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.
  • наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы.
  • изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.
  • создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.
  • видеть линии в окружающей действительности.
  • фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли).
  • наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.
  • использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
  • изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.
  • понимать, что такое ритм.
  • передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.
  • понимать, что такое пропорции.
  • создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.
  • понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа.
  • фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето..

Планируемый результат изучения учебного курса.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

ЛИТЕРАТУРА

        

для учащихся:

«Искусство вокруг нас», Н.А.Горяева,   Москва  «Просвещение», 2010г.

Рабочая тетрадь для 2  класса -  «Твоя мастерская», под редакцией Б.М. Неменского, Москва,  «Просвещение», 2013г.  

для учителя:

Б.М.Неменский. Методическое пособие «Изобразительное искусство», Москва, «Просвещение», 2014 год.

«Изобразительное искусство». Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского (1-4) классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

Корректировка

Как и чем  работают художник? (8 часов).

1

Три основных цвета - желтый, красный, синий.

2

Белая и черная краски

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

4

Выразительные возможности аппликации.

5

Выразительные возможности графических материалов.

6

Выразительность материалов для работы в объеме.

7

Выразительные возможности бумаги.

8

Неожиданные материалы (обобщение темы)

Реальность и фантазия (7 часов).

9

Изображение и реальность.

10

Изображение и фантазия

11

Украшения и реальность

12

Украшения и фантазия

13

Постройка и реальность

14

Постройка и фантазия

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

О чем говорит искусство (11 часов)

16

Изображение природы в различных состояниях

17

Изображение характера животных

18

Изображение характера человека: женский образ

19

Изображения характера человека: мужской образ

20

Образ человека в скульптуре

21

Человек и его украшения

22

О чём говорят украшения

23,24

Образ здания

25

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру

Как говорит искусство (8 часов)

27

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

28

Тихие и звонкие цвета

29

Что такое ритм линии?

30

Характер линий

31

Ритм пятен

32

Пропорции выражают характер

33

Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности

34

Обобщающий урок года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....