Изобразительное искусство Рабочая программа 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Светлана Геннадьевна Филиппова

Рабочая программа "Изобразительное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ИЗО252.94 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DI00.157\титул сг.jpeg

Пояснительная записка

          Данная программа составлена на основе Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями);  Примерной программы начального образования по предмету «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского ; М. – Просвещение, 2011г.; Учебного плана МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района РБ, утвержденного приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 3.09.2018 г. № 41; Федерального перечня учебников, утвержденного  Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 (с изменениями и дополнениями); Положения о рабочих программах МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденного  приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 27.08.2011г. № 71.

Программа адресована обучающимся  третьих классов МБОУ «Булыкская СОШ».

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства является:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлениюознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Общая характеристика учебного предмета

При реализации данной программы «Изобразительное искусство» используется УМК «Школа России»: Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс. – М.: Просвещение, 2011.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  на изучение изобразительного искусства отводится  1 час в неделю, 34 часа в год.  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

Национально-региональный компонент

Включение национально-регионального компонента в содержание обучения младших школьников через использование на уроках материалов:

- бурятского фольклора;

 -художественных текстов;

- музейных материалов;

- традиций народных праздников;

- флоры и фауны Бурятии;

- народных промыслов;

- этнологии и этнографии Бурятии.

Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального и местного краеведения позволяет не только осуществлять усвоение традиционных народных знаний и умений, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленности, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования, волю, нравственные качества ученика).

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного замысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:

- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

- использовать элементарные приёмы изображения пространства;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);

- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах третьеклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство» по программе «Изобразительное искусство»:

* чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

* уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

* понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

* сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

* сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности, ценностей и чувств;

* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

* овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

* умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

* умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

* овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

* овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

* овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

* использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

* умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

* умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

* осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

* сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

* сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

* овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

* овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).

* знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

* применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

* умение обсуждать и анализировать произведения искусства;

* усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

* умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5" 

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4" 

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2" 

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

Содержание учебного предмета

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (34 ч)

Искусство в твоем доме (8ч)

      Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города (8 ч)

Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы).

Художник и зрелище (10 ч)

Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Маски. Афиша и плакат.

Праздник в городе.  Школьный карнавал (обобщение темы).

Художник и музей (8 ч)

Музей в жизни города.  Картина — особый мир. Картина – пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы
урока

Кол.

час.

В т.ч. конт-измер.

процедуры

В т.ч.

прак

работы

Основные виды деятельности

Дата

Искусство в твоем доме

8

1.

Твои игрушки (создание формы, роспись)

1

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

5.09

2.

Твои игрушки (лепка из пластилина)

1

12.09

3.

Посуда у тебя дома

1

Характеризовать связь между формой, декором посуды (её художественным образом) и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, пост -ройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.

19.09

4.

Мамин платок

1

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный,  геометрический) Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

26.09

5.

Обои и шторы у себя дома

1

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением.

03.10

6.

Твои книжки

1

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки.

10.10

7.

Поздравительная открытка

1

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

17.10

8.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

1

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

24.10

Искусство на улицах твоего города

8

9

Памятники архитектуры

1

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров

31.10

10

Витрины на улицах

1

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

14.11

11

Парки, скверы, бульвары

1

Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объёмно-пространственную композицию из бумаги.

21.11

12

Ажурные ограды

1

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград

28.11

13.

Фонари на улицах и парках

1

Различать фонари разного эмоциональ ного звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.

05.12

14.

Новогодний фонарик

1

12.12

15.

Удивительный транспорт

1

Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

19.12

16.

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)

1

Беседа о роли художника в создании облика города (села). Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе (селе), о роли художников, которые создают художественный облик города (села). Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверть, коллективную композицию Беседа о роли художника в создании облика города (села). Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе (селе), о роли художников, которые создают художественный облик города (села). Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверть, коллективную композицию

26.12

Художник и зрелище

10

17

Художник в театре

1

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

16.01

18

Образ театрального героя

1

Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы

23.01

19

Театральные маски

1

Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике.

30.01

20

Театр кукол

1

Беседа об истоках развития кукольного театра (Петрушка – герой ярморочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова.

06.02

21

Театральный занавес

1

Создавать «Театр на столе» - картинный макет с объёмными или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно-пространственной композиции.

13.02

22

Афиша и плакат

1

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

20.02

23

Художник в цирке

1

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

27.02

24

Театральная программа

1

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

06.03

25

Праздник в городе

1

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника.

13.03

26

Школьный карнавал (обобщение темы)

1

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

20.03

Художник и музей

8

27

Музей в жизни города

1

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом.Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.Выражать настроение в пейзаже цветом.

03.04

28

Картина — особый мир

1

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

10.04

29

Картина-пейзаж

1

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передаёт цветом (радостное, празднич ное, грустное, таинственное, нежное). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

17.04

30

Картина-портрет

1

Рассказывать об изображённом на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

  24.04

31

Картина-натюрморт

1

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Развивать живописные и композиционные навыки.

08.05

32

Картины исторические и бытовые

1

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни, выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (восковыми мелками и акварель)

15.05

33

Скульптура в музее и на улице

1

Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульп туры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

22.05

34

Художественная выставка (обобщение темы)

1

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

29.05

Всего:

34


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Ресурсы Интернет

Технические средства

1. Магнитная доска.
2. Персональный компьютер.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Таблицы по изобразительному искусству

2. Рабочие папки учащихся

.Материалы и инструменты для уроков изобразительного искусства

  • Краски акварельные
  • Краски гуашевые
  • Тушь
  • Ручки с перьями
  • Бумага А3, А4
  • Бумага цветная
  • Фломастеры
  • Восковые мелки
  • Емкости для воды
  • Пластилин/глина
  • Клей
  • Ножницы


Литература

для учащихся:

      1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  Москва «Просвещение» 2013 г.

для учителя:

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  Москва «Просвещение» 2013 г.

2. Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2012 г.

3. Шампарова Л.В. Изобразительное искусство Волгоград, «Учитель» 2014 г.


Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Изобразительное искусство Рабочая программа для 4 класса

Изобразительное искусство  Рабочая программа  для 4 класса Школа "2100"...

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для четвёртого класса (в соответствии с ФГОС учебник Т.Я.Шпикаловой Л.В.Ершовой"Изобразительное искусство")

Изучение изобразительного искусства имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые ими знания, первоначальное овладение эстетическим сознанием и жхудожественным вкусом, станут фунд...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Изобразительное искусство. Рабочая программа

Рабочая программа по изобразительному искусству....