Рабочая программа по изобразительному искусству
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Кириченко Альбина Вячеславовна

Рабочая  программа по изобразительному искусству  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_4v_klass_uchitel_kirichenko_a.v.docx243.95 КБ

Предварительный просмотр:

G:\-=АЛЬБИНА=-\АЛЬБИНА\3.jpeg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по изобразительному искусству  составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
  2. Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2013 № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея»;
  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
  4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;
  5. Учебный план МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района на 2018 – 2019учебный год;
  6. Учебно – методический комплект«Школа России»:

1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 кл. : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

3. Неменская, Л. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 кл. / Л. А. Неменская, Б. М. Неменский, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 кл. : пособие для учителей общеобразоват. организация / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.

Структура курса

На изучение РОСОотводится 10 – 15% времени, т.е. 6 уроков в 1 – 4 классах.

«Каждый народ – художник

(изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) »

«Истоки родного искусства» (8 часов)

Древо культуры твоего народа, его корни. Огромное воспитательное значение приобретает приобщение школьников к истокам народного искусства и художественных представлений народа.

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.

1.  Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. (1 час – практ. работа)

Задание: Детям предлагается изобразить на бумаге настроение, характер какого-либо дерева, то есть показать характер того человека, которого напоминает вам образ березы, осины, дуба и др.  

Материалы:  графические материалы, бумага белая.

Зрительный ряд:  репродукции картин И. С. Остроухова «Золотая осень», И. И. Левитана «Золотая осень», плакат «Как растут деревья».    

Литературный ряд:  загадки о деревьях; новелла В. Пескова «Русская осень», стихотворение А. Болонского.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

2. Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года. (1 час — практ. работа)

Задание:  Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Используя бумажную пластику, изобразить любимое время года.

Материалы:  белая плотная бумага, резак, ножницы, линейка, циркуль, скрепки, клей ПВА.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

3.  Гармония жилья с природой.  (1 час – практ. работа)

Задание: Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек. Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".

Музыкальный ряд: В.Белов "Лад".

4. Деревня — деревянный мир.(1 час – практ. работа)

Задание:   Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.  

5. женский образ (традиции адыгов и русских) (1 час – практ. работа)

Задание: Нарисовать адыгскую красавицу. Передать в рисунке характерные особенности адыгской красавицы. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.

Материалы:  бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти большого и маленького размера, тампоны.

Музыкальный ряд: адыгская народная музыка.

6. Мужской образ (традиции адыгов и русских) (1 час – практ. работа)

Задание:  Изобразить портрет богатыря -нарта гуашью на больших листах бумаги.

Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага.

7. Воспевание труда в искусстве. Адыгейские календарные праздники.. (1 час – практ. работа).

Задание: Учащиеся изображают гуашью на больших листах бумаги различные трудовые процессы: пахоту, сенокос или уборку урожая.

Материалы: гуашь, кисть, бумага, баночка с водой.

8. Народные праздники. Ярмарка. (1 час – практ. работа).

Задание:Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И. Токмакова "Ярмарка".

Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка".

«Древние города нашей земли» (7 часов)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «отгораживать» крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.

9. Древнерусский город-крепость. (1 час – практ. работа).

Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.

Материалы: согласно выбранному варианту задания.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Билибина «Сказка о царе Салтане», В. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»; рисунок схема Астраханского Кремля.

Литературный ряд: Н. Кончаловская «Как у царских воевод Разин Астрахань берет»

Музыкальный ряд: запись русских народных инструментальных мелодий.

10. Древние соборы. (1 час – практ. работа).

Задание:Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни.

Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, кисть, ножницы, клей ПВА, резак.

Зрительный ряд: репродукции В. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»; фотографии Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого.

Литературный ряд: отрывки из стихотворений А. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея.

Музыкальный ряд:  запись песни О. Газманова «Золотые купала»

11. Древний город и его жители. (1 час – практ. работа)

Задания:

  1. индивидуальное конструирование каменных палат древнерусского города;
  2. коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города» из изготовленных на предыдущих уроках церквей, колоколен, крепостных башен и каменных палат.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, резак.

Зрительный ряд: репродукции картин А. М. Васнецова «Кремль при Дмитрии Донском», «Книжные лавочки на Спасском мосту в ХVII в.».

Литературный ряд: стих Н. Кончаловской «Где теперь Москва-столица, жили раньше зверь да птица»; стих М. Познанской

12. Древнерусские воины-защитники. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить древнерусских воинов или княжескую дружину.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Литературный ряд: И. Токмакова «На родной земле».

Музыкальный ряд: запись народных мелодий.

13. Города русской земли. Золотое кольцо России. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить живописно древнерусский город.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии  исторической архитектуры городов Золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль, Владимир).

Литературный ряд: стих Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Музыкальный ряд: запись звона колоколов ростовских церквей.

14. Узорочье теремов.Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли» (1 час – практ. работа)

Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии  Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля, образцы орнаментов.

Литературный ряд: стихотворения-загадки о ДПИ; отрывок стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

15. Новогодние традиции.

«Каждый народ - художник» (10 часов)

«Братья-Мастера» ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.

Есть удобный методически-игровой путь, чтобы не заниматься историей, а увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

16.  Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. (1 час – практ. работа)

Задание:  Изобразить японские постройки. Часть учеников работают над панно, а другие — рисуют постройки индивидуально. Затем лучшие из них вырезают и прикрепляют к общему панно «Праздник цветения вишни — сакуры».

Материалы: акварель, кисти, бумага, мелки, пастель, ножницы.

Зрительный ряд: слайды и фотографии японского храма -пагоды и японского жилья.

Литературный ряд: японская поэзия.

Музыкальный ряд: запись японских инструментальных мелодий.

17. Отношение к красоте природы в японской культуре. (1 час – практ. работа)

Задание: Изобразить природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиком, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

Материалы:  акварель, тушь, крупные и мелкие кисточки, ножницы, клей ПВА, бумага.

Зрительный ряд:  фотографии с изображением техники икебана; репродукции произведений К. Хокусая; образы японской природы, изображенные на свитках и ширмах.

Литературный ряд: японская поэзия, отрывок из трактата «О любви к лесам и источникам» Го Си.

18.  Искусство народов гор и степей. (1 час – практ. работа).

Задание:  Изобразить жизнь в степи и красоту пустых пространств.

Музыкальный ряд: запись адыгских народных мелодий

19. Особенности одежды горца

20. Образ художественной культуры Средней Азии.  (1 час – практ. работа).

Задание:  Подумать над образом древнего среднеазиатского города; выполнить обрывную аппликацию на цветной бумаге.

Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей ПВА.

Зрительный ряд: иллюстрация «Пустыня», фотографии мечетей, минаретов, медресе, мавзолея в Средней Азии; иллюстрации декора архитектурных памятников.

Литературный ряд: Н. Сладков «Желтая земля»; стихотворения Низами.

21. Образ красоты древнегреческого человека. (1 час – практ. работа)

Задание:  изобразить фигуры олимпийских спортсменов (фигура в движении) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела — физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении.

Материалы: графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: фотографии скульптур: «Дискобол» Мирона; «Кольеносец» Поликлета, античных ваз.

Литературный ряд: отрывок из древнегреческой трагедии Софокла «Антигона»; стихотворение О. Тарутина «Античные вазы».

22. Древнегреческая архитектура. (1 час – практ. работа)

Задание: изобразить греческие храмы (объемное моделирование из бумаги).

Материалы:  бумага большого формата, ножницы, гуашь, кисти, клей.

Зрительный ряд: фотографии Акрополя, Парфенона, иллюстрации дорического, ионического, коринфского и композиционного ордеров.

Литературный ряд: стихотворение О. Тарутина «Древние греки».

23. Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. (1 час – практ. работа).

Задание: На уроке дети создают панно «Олимпийские игры в Древней Греции».

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии рисунков на древнегреческих вазах, скульптур; рисунки с изображением Олимпии.

Литературный ряд: легендарные рассказы о знаменитых атлетах.

24. Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. (1 час -практ. работа).

Задание: На уроке дети конструируют средневековые готические здания.

Материалы: цветная бумага, бумага, ножницы, клей ПВА, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии с изображением средневековой архитектуры.

25. Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ - художник». (1 час - обобщение).

Задание: На уроке дети с учителем играют в викторину по темам прошлых четвертей.

Материалы: карточки, задания, дидактические игры, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии архитектурных построек.

Литературный ряд:  легенда о мастере города Ургенча.

«Искусство объединяет народы» (9 часов)

Последняя четверть этого класса завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года вводили детей в богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все: и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда и праздники – все разное. Мы и должны были осознать: именно это прекрасно, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

26. Все народы воспевают материнство. (1 час — практ. работа).

Задание: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению).

Материалы: гуашь, пастель, кисти, бумага.

Зрительный ряд:  репродукции картин П. Пикассо «Мать и дитя», А. и С. Ткачевых «Матери», А. Пластова «Мама», Рафаэля «Сикстинская мадонна»  и т.д.

Литературный ряд: пословицы о материнстве, стихотворения о матери.

Музыкальный ряд: запись песни «Наши мамы» в исполнении Л.  Зыкиной.

27. Все народы воспевают мудрость старости. (1 час – практ. работа).

Задание: изобразить любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь, бумага, кисти, мелки, пастель.

Зрительный ряд: репродукции картин Рембрандта «Портрет старика в красном», Леонардо да Винчи «Автопортрет».

Литературный ряд: стих «Старик» А. Плещеева, «Мой дедушка»Р. Гамзатова.

28. Сопереживание — великая тема искусства.(1 час – практ. работа).

Задание:   обдумать рисунок с драматичным сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.) и изобразить.

Материалы: белая бумага, графические материалы.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Перова «Тройка», Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд: отрывок рассказа А. Чехова «Ванька»; стихотворения Н. Некрасова «Плач детей», Б. Слуцкого «Лошади в океане».

Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.

29-30.  Герои, борцы и защитники. (2 часа).

Задание:  эскиз памятника герою (замысел и выполнение эскиза из пластилина).

Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель), пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: слайды и фотографии памятников — ансамблей героям Великой Отечественной войны и др.

Литературный ряд:  стихотворения А. Ахматовой «Мужество».

31. Юность и надежда.  (1 час — практ. работа)

Задание: изобразить радость детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь или мелки, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин по теме.

Литературный ряд: стихи по теме.

Музыкальный ряд: детские песни.

32-33. Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы». (2 часа)

Задание:  дети играют в викторину и выясняют чему научились за год.

Материалы:   бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд:  репродукции.

Литературный ряд: стих И. Тарбы «Художник».

Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского.

34. Выставка-отчёт детских работ (1 час)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

– понимание образной природы искусства;

– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

– овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

– умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

– способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;

– умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Знания и умения обучающихся

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
  • ·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России и в Адыгее.
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Календарно - тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Истоки родного искусства (8)

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж. Пейзаж родной земли. Художественные материалы.

Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года.

Гармония жилья с природой.

Деревня –деревянный мир.

Женский образ (традиции адыгов и русских).

Мужской образ (традиции адыгов и русских).

Воспевание труда в искусстве. Адыгейские календарные праздники.

Народные праздники. Ярмарка.

Древние города нашей земли (7)

Древнерусский город – крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины- защитники.

Города русской земли. «Золотое кольцо России».

Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».

Новогодние традиции.

Каждый народ – художник (10)

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.

Отношение к красоте природы в японской культуре. Характер японской одежды.

Искусство народов гор и степей.

Особенности одежды горца.

Образ художественной культуры Средней Азии.

.

Древняя Эллада.

Олимпийские игры в Древней Греции.

Средневековая культура. Готика.

Образ готического храма в средневековом городе.

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение.

Искусство объединяет народы (9)

Все народы воспевают материнство.

Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве.

Мудрость старости.

Сопереживание. Дорогою добра.

Герои-защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежда.

Искусство народов мира.

Подведение итогов.  Выставка-отчёт детских работ.

 Приложение

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...